Пьедестал удовольствия

Валера Матвеев
               
Помните народный лозунг середины 80-х годов на заре капитализма, когда предпринимательская деятельность у нас в стране была ещё в новинку? «По стране несётся тройка: Мишка, Райка, перестройка!» В это время начался массовый переход в стране на капиталистические рельсы. Трудное начало российского капитализма. Начала появляться частная собственность в производстве. Это были только первые ростки большой российской «прихватизации», когда брали сначала в аренду, а потом и в собственность «обузные» госслужбам объекты. Это было начало перехода всего общественного в частные руки.

«Гениальные» головы будущих «акул капитализма», не имея за душой каких-то больших материальных накоплений, схватились за самое бесценное (в смысле цены по тем меркам никакой не было). Что можно было без особых проблем прибрать в свои руки. Люди с большими капиталами выжидали: а вдруг это какая-то разовая акция, каких в советской истории было предостаточно, так что не стоит светиться. Только успеешь высунуться – раз, и конфискация уже подоспела с большой лопатой.

Где-то по старой доброй дружбе, где-то пообещав хозяевам  будущее плодотворное сотрудничество, где-то ещё каким-то полузаконным образом попадали объекты, имеющие государственную принадлежность, в частные руки. Взятки давать, во-первых, ещё было не из чего, так, коробка конфет или коньячок, а это разве взятка? Так, сувенир, вид благодарности. Да  и особо модным и сильно распространённым явлением этот «вид услуг» ещё не пользовался, это, во-вторых. Жили по старинке, по-советски, где всё основано на «добрых» отношениях. Хотя, не исключаю, возможен и такой вариант. Денежный.

Первым, на что бросились первые предприниматели, должно  было быть, мягко говоря, не нужное, тяжёлое в содержании городским службам. Этим условиям подходило по всем параметрам коммунальное хозяйства, точнее его маленькая часть. А если быть совсем точным, то это были общественные туалеты.
 
Как в своё время, в период революции Ленин настойчиво предлагал в первую очередь захватить почту, телефон, телеграф; то наши первые предприниматели в, так называемой у нас в народе, капиталистической революции захватили туалеты на автовокзалах, на железнодорожных вокзалах, в аэропортах. Где человеку со «своей неразрешимой проблемой» деваться уже, как не крутись, некуда.

А, как я уже ранее обмолвился, материальных средств у новых хозяев этого вида собственности не было, то и благоустройства особенного не требовалось: народ пойдёт и так, хотя и за деньги. Для начала нужно было посадить кассира, потом провести лёгкий косметический ремонт (проще говоря,  немного убрать и помыть территорию). Кассиру вменялось также поддерживать чистоту, и, самое ответственное, выдавать нуждающимся туалетную бумагу. Ине надо смеяться, во-первых, она была всеобщим дефицитом, во-вторых, надо было произвести перестройку в головах советских граждан, что в меру брать нужно не только хлеб к обеду. Но и туалетную бумагу после обеда.

В связи с ограниченностью средств, «реконструкция архитектурного облика» не претерпела сильных изменений. Ещё не пришло время стильных унитазов (по большому счёту их в стране почти и не было), оригинальных писсуаров. Ещё не стали одеваться стены в импортный кафель и другие радующие ныне глаз посетителя. Кое-где появились, ранее отсутствующие дверцы, кое-где повесили хотя бы занавески вместо дверок, а где-то …

Этим местом явился Центральный крытый рынок города Хабаровска, где мы находились по командировочной необходимости.  Конечно, это было одним из самых «рыбных» мест и оно было охвачено кооператорами одним из первых. Однако проблемы были такие же, что и на вокзале и в других местах: на дверки здесь тоже денег не оказалось.
 Может быть, в том далёком краю были проблемы с этим конструктивным строительным элементом? Всякое может быть. Но в этом месте, то ли сильно торопились с вводом в эксплуатацию, то ли сильно поджимали финансы строителей будущего капитализма,  не оказалось даже и элементарных занавесок.

 Вдобавок, помещение как-то неудачно переделали, что ли? Или предыдущее помещение было не предназначено для «мест общего пользования»? В общем, туалетные «очки», проще - отверстия «для тяжёлых случаев» или «корточные унитазы», были подняты над уровнем пола на три довольно высокие. Далеко не по строительным нормам, ступеньки. Вот и вырисовывается полная «картина маслом»: унитазы отсутствуют – дефицит, дверки и занавески  отсутствуют – дефицит средств, место для «сидения» поднято почти на метр. А сильно желающие «по большой нужде» стояли в очереди на этот «пьедестал» и смотрели на занявших тот «пьедестал» полными жалости и укоризны глазами, с надеждой на как можно скорейшее  освобождение «пьедестала» и своё «возвышение» на него.

 Теперь представьте себя на этом «пьедестале» под пристальным взором нескольких пар страждущих глаз. Я наблюдал это со стороны – очень эффектное зрелище, доложу вам! А каково «тем самым»? Расчёт только на крайнюю необходимость, там не до сантиментов. Только наш Серёга не смог себя пересилить, что взойти на этот «пьедестал». Данный ход, наверное, был ходом маркетинговой службой хозяев этой постройки, рассчитан до мелочей. Чтобы долго не засиживались, а повышали пропускную способность каждого «аппарата». А ещё и сэкономили. А, может быть, всё-таки другие причины? Пусть это будет загадкой истории.

Прошло много лет. Конечно, там, наверное, всё изменилось, но тот «пьедестал» остался в моей памяти, навсегда. И глаза! Такое вот «удовольствие»! За которое надо ещё и платить!