К 150-летию со дня рождения М. Горького 1868-2018

Дина Норбут
В России и в мировой культуре мало кому незнакомо имя Максима Горького (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936). В советский период нашей истории он слыл как пролетарский писатель, как певец революции, как один из основоположников неореализма – одного из направлений модернистского  течения в истории русской литературы.
Современному миру М. Горький известен как социалист и гуманист и, если его назвать космополитом, отвергающим всякого рода религиозные и этнические аспекты жизни, ошибки, пожалуй, не будет:  «Национальные характеры интересуют Горького, прежде всего, как загадочные и порой непостижимые проявления человеческой индивидуальности. … Русские характеры волнуют Горького не только и не столько сами по себе, но как выражение одной из граней всечеловеческого единства »
Подтверждение этому мы и видим в его раннем творчестве. В рассказах, где героями редко когда оказываются русские люди. Это – иностранцы, а порой и вовсе существа, не относящиеся к человеческому роду, даже имея внешность человека. К таковым можем отнести образы Ларры, Данко, Буревестника, Сокола и т.д.
«…Горький рано столкнулся с несовершенством человеческой природы в самом низменном смысле. Жестокость, грубость, невежество и прочие  прелести провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным образом  породили великую веру в Человека и его потенциальные возможности ... Человек (идеальная сущность) не просто не совпадал с человеком (реальным существом), но вступал с ним в трагический конфликт». … Философия Человека Горького – “это яростный бунт против всего, что искажает идею и замысел Человека, стесняя их в узких бытовых, национальных, социальных и природных границах. Это гуманизм без берегов вне времени и пространства” .
Сам писатель констатировал: “Глупые и умные, подлые и почти святые, разнообразно несчастные, все это – милые сердцу люди; мне кажется, что я неплохо понимаю их, и душа моя полна неугасающим интересом к ним”.
Свидетельством его искреннего интереса к человеческой природе: восхищения и сочувствия, высокого уважения и просто человеческой жалости - является книга литературных портретов современников, оставленная им. Об этом же свидетельствует  целый ряд сложных эпизодов личной биографии писателя, где он бросается на защиту унижаемых, рискуя быть жестоко избитым, даже убитым. Подобные эпизоды легли в основу сюжетов его рассказов: «Человек родился», «Повод» и др., где главными героинями являются женщины.

Внутреннюю суть М. Горького характеризуют строки из его письма, датированного 1896 годом и адресованного невесте Екатерине Павловне Волжиной. Он предупреждает ее об испытаниях, неизбежных для него и для тех, кто рядом с ним: “У меня, Катя, есть своя правда, совершенно отличная от той, которая принята в жизни, и мне много придется страдать за мою правду, потому что ее не скоро поймут, и долго будут издеваться надо мной”.
У него действительно была своя правда, он остро осознавал и глубоко понимал трагичность Октябрьской революции. Вот строки из статьи “Несвоевременные мысли”, увидевшей свет в 1918 году: «И я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к русскому человеку у власти – недавний раб,  он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего! Большевистский национализм, - пишет М. Горький, - выражается в равнении на бедность и ничтожество: - я обязан признать - враги правы:  большевизм национальное несчастье, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши русской культуры в хаосе возбужденных сил грубых инстинктов». В этом его высказывании обнаруживается и некоторое созвучие с концепцией евразийцев.
Еще раньше, в 90-х годах он писал одному из своих товарищей, Репину: “Я вижу, что не принадлежу пока, ни к одной из наших партий. Рад этому – ибо это свобода. А человеку очень нужна свобода, и в свободе думать по-своему он нуждается более,  чем в свободе передвижения”
Резюме состоянию души М. Горького раннего периода подмечаем в письме  1929 года, адресованного Е.Д. Кусковой. Он пишет: “Я искренне ненавижу правду” Что это значит? Только то, что в то время Горький предпочитал молчать о становившихся все более явными, недостатках социалистической системы, рассматривая социализм как “сон золотой человечества”.
Сославшись на мнение П. Басинского и С. Федякина, можно предположить, что М. Горький не совсем тот и проповедует вовсе не то, что пытались выудить из его творчества советские литературоведы: “Традиционный принцип толкования произведения с точки зрения заключенного в них социального смысла не всегда четко срабатывал. Читателя меньше всего интересовал смысл горьковских вещей. Он искал в них настроение, созвучное своему времени”.
Надо сказать, почитатели Горького и по сей день продолжают искать это настроение. Обстоятельства его смерти не оставляют равнодушными почитателей его таланта и простых обывателей. Споры и мифы вокруг его имени по-прежнему не умолкают. М.Горький, его творчество и обстоятельства жизни и смерти продолжают оставаться загадкой и в юбилейный год со дня его рождения..
Подробнее об этом и многом другом можно почитать в представленной монографии

http://www.proza.ru/2018/01/19/883