Haben Sie Kinder? - Есть ли у вас дети?

Николай Старорусский
В том январе, втором мирном, на прогулке я нашел три вполне хороших картофелины, и мама жарила их мне на вечно коптящей керосинке.  Во входную дверь позвонили.

- Haben Sie Kinder?
Мама учила в школе немецкий и поняла простые слова: «есть ли у Вас дети?».  Перед ней стоял немецкий солдат, - словно призрак, отнявший  в блокаду дочку и теперь пришедший за сыном.

Когда вернулось ощущение реальности, мама увидела, что в руках у солдата  не оружие, а деревянная птичка, а сам он, очень молодой, имеет жалкий, а не наглый вид.
- Ein bisshen Brot! –
«немного хлеба» - умоляюще просил он, протягивая самодельную  игрушку.

Вот уж много-много лет я пытаюсь представить себя в тот момент на месте матери, но не могу.  Солдат  ушел со своей долей хлеба от нашего, получаемого тогда по карточкам. И приходил еще много раз.

Не уверен, что держал в руках те игрушки…  Во всяком случае, удобной в походах складной немецкой вилкой-ложкой пользоваться брезговали.  Оставалась как трофей.  Не удивлюсь, если мама тогда не рассказала и отцу, воевавшему с немцами еще и в  Первой мировой.

Но вот однажды немец пришел с пустыми руками,   И хлеб не взял.
- Nach Hause, nach Hause! –
«домой, домой!» - в счастливом возбуждении повторял солдатик. Для него плен кончился.

И опять я напрягаюсь, тщетно пытаясь  прожить ту ситуацию. Нет, ему уже ничего не нужно было.  Он просто пришел поделиться своей радостью  в семью, которая стала, возможно, самой родной на чужбине… И которая, он был уверен, разделит с ним эту радость…

_______

Фото – похоронная квитанция сестры. Март 1942.




^