Неуниверсальные коды

Анна Ванская
Главный тезис всего нижеизложенного: если вы разговариваете с кем-либо на родном для вас обоих языке, но категорически не понимаете друг друга, это не означает автоматически, что один из вас сумасшедший. Проблема может заключаться исключительно в использовании вашим собеседником других, отличных от ваших смысловых кодов. То есть, формально вы с ним как бы говорите на одном и том же русском языке, но, в действительности, коммуницируете в семантически не пересекающихся измерениях.

***
Однажды, на просторах фейсбука я познакомилась с одним молодым поэтом-художником. Точнее, ещё до того, как я прокомментировала один из его симпатичных постов в группе по искусству и была в связи с этим удостоена приглашением в друзья, я уже была знакома с регулярными публикациями этого мастера здесь же, а также в паре других аналогичных групп.

Молодой человек выражал себя в основном в графических эстампах под готику с доминирующими багряно-шарлаховым и эбонитовым акцентами, неизменно сопровождая их страстными филосовскими эссе с абсолютно недоступным для меня смыслом. Мне нравились его наполненные огнем и символическими знаками граффити, из которых била ключом энергия непримиримого борца-певца свободы. Я понимала каждое без исключений слово в его литературных творениях, но я категорически не была способна воспринимать содержащийся в них единый смысловой контент.

В действительности, я довольно много по работе занимаюсь переводами с иностранных языков и, разумеется, не раз сталкивалась с ситуацией, когда все слова в фразе вроде бы понятны, а смысл уловить невозможно. Однако, практически во всех подобных случаях дополнительный поиск в гугле позволяет выявить новый для меня идиоматический оборот, и фраза, наконец, обретает очевидный смысл. В случае с моим знакомым поэтом-художником так не получалось. Сколько бы раз я не перечитывала его очень простые по синтаксису сентенции, уловить содержащуюся в них семантику я была не в силах.

***
После того, как мы с Петром перешли в статус френдов, я вдруг с удивлением выяснила, что он точно таким же образом не понимает смысл моих постов. Его комментарии были  всегда неожиданными для меня, поскольку они никогда не соответствовали смыслу, который я вкладывала в свою публикацию. Пётр оспаривал постулаты, которые я ни в коей мере не планировала выражать, и поддерживал идеи, которые считал почему-то моими, хотя в действительности я никогда ни о чём подобном не высказывалась и даже и не думала в таком ключе.

Однако, надо сказать, что имевшиеся у нас с Петром значительные трудности в коммуникации, не мешали нам относиться друг к другу с взаимным уважением, симпатией и регулярно поддерживать друг друга лайками. То есть весь этот наш  коммуникативный казус напоминал мне ситуации, когда мне приходилось общаться с неанглоязычными иностранцами на английском языке. Как бы пользуешься с человеком одинаковыми английскими словами и оборотами, но понимаешь их по-другому, ни так как он. И поэтому переход с бытового уровня на более абстрактный невозможен.

***
Вскоре я обратила внимание, что Петр регулярно комментирует и ставит лайки одной красивой поэтессе. Дама была примерно в моем возрасте, выглядела при этом шикарно и была, что называется, иконой стиля. Самое интересное, что она была вторым регулярно появлявшимся в моей ленте блогером, сентенции которого я категорически не могла понять. Точнее, в её случае всё же ситуация  была существенно лучше по сравнению с Петром. Более менее доступными моему пониманию оказывались примерно каждый третий, а в некоторые периоды каждый второй из её постов. В случае с Петром я не могла понять вообще ничего.

Ещё более интересным для меня наблюдением являлось то обстоятельство, что эта пара отличалась удивительным взаимопониманием. Они трогательно поддерживали друг друга в комментариях всегда и во всём, очевидно, полностью воспринимая смысл всего написанного друг другом. При этом больше и чаще всего Пётр откликался и комментировал те посты поэтессы, которые были для меня наименее понятными. Вообще говоря, если бы эти двое не утверждали, что они являются бесполыми существами, то я бы в любом другом случае обозначила их отношения термином «большая любовь». Однако, поскольку в данном случае речь идёт об особых людях, то даже и не знаю, употребим ли этот термин по отношению к ним.

Надо сказать, что тему «отношений» поэтесса и художник освещали в своих публикациях регулярно. Если бы у меня была возможность лучше понять смысл их высказываний по этому поводу, то, возможно, я бы увидела ситуацию как-то иначе. Однако, я со своей обывательско-обыденной колокольни вижу расклад примерно так.

Красивая яркая дама действительно пресыщена вниманием пылких юнцов, быть лидером и поводырём для которых ей уже давно утомительно. Вполне вероятно, что концепция бесполости и не распространилась бы на более зрелого и компетентного мужчину, но… как известно, таковые находятся в глобальном дефиците... Но, сразу оговорюсь, что я ни в коей мере не настаиваю на этом предположении.

Позиция Петра, как мне показалась, в этом тандеме была более вынужденной, то есть он принимал Её условия и как бы был согласен быть «бесполым»… Кстати, молодой человек внешне был очень симпатичным и, даже не сомневаюсь, что пользовался успехом у девушек. Но… Кажется, его другие девушки не интересовали… Впрочем, юноши тоже.

Кстати, с внешностью Петра тоже интересно получилось. Пока я наблюдала его посты в группах по искусству, его аватар был представлен одним из его граффити, поэтому, я не знала, как он на самом деле выглядит. Однако, в общем и целом его темпераментная натура сформировала виртуальный образ в моём воображении -я видела его жгучим кареглазым брюнетом с восточно-аристократичным профилем и склонностью к художественному позированию. Именно такой оказалась боготворимая им поэтесса. На ставших в последствие доступными для моего обозрения фотографиях, реальный Пётр предстал полной противоположностью образу в моей голове. Молодой человек оказался голубоглазым блондином с абсолютно славянскими чертами лица без малейшей склонности к позированию. Чисто внешне Пётр мог легко сойти за западенского владельца малого бизнеса, но никоим образом не за представителя артистического мира. Что не мешало ему, однако, быть настоящим художником.

***
Увы, постепенно наше взаимное с Петром недопонимание усиливалось. То есть, с моей стороны ситуация оставалась полностью стабильной: я как не могла понять того, о чём он пишет, так и продолжала не понимать. Мне нравились его граффити, я регулярно ставила ему лайки, но, естественно, его посты не комментировала, так как не понимала закладываемый в них автором глубокий смысл. Однако, напряженность возрастала со стороны Петра.

Художник регулярно оставлял комментарии под моими постами, в которых он упрекал «таких как я» в чём-то непонятном. Всё, что я могла извлечь из его комментариев, так это то, что он полемизирует не лично со мной, а с некоей группой несознательных граждан, которую я в его сознании олицетворяла. Ну, то есть, насколько я могла его понять, он имел в виду, что зло совершается в этом мире злодеями не потому, что они злодеи, а потому, что «такие как я» этих злодеев игнорируем. При этом, как мне казалось, к категории «злодеи» мы с ним относили каких-то разных людей. Дело в том, что я довольно активный человек и со «своими» злодеями склонна бороться, а не игнорировать их. Насколько я могла понять Петра, я игнорировала каких-то его собственных злодеев, о которых мне даже ничего и не известно, в действительности.

Тем не менее, поскольку все наши с Петром дискуссии всегда проходили в абсолютно этичном и вежливом формате, к тому же я делала не так уж и много постов, а Пётр комментировал далеко не каждый из них, все эти недоразумения не имели для меня большого значения. Надо сказать, что мои френды по фейсбуку комментарии Петра в основном полностью игнорировали. Я подозреваю, что они, также как и я, не особенно могли воспринять их содержание. Не выдержал, увы, сам Пётр. Он бился-бился со мной, объяснял – рязъяснял свои воззрения, а я не понимала… В конце концов, Пётр отфрендился.

***
Честно говоря, эту потерю я заметила далеко не сразу и даже точно не знаю, когда это произошло. Тем не менее, мне было жаль, что эти двое ярких эксцентричных людей исчезли из моей ленты. Через какое-то время я зашла на их странички, чтобы выяснить всё ли у них хорошо. Да, у них всё было в порядке, то есть всё по-прежнему. Потом я вспомнила про эту пару ещё через год, снова посетила их страницы. Всё также было по-прежнему: оба писали непонятные для меня посты, трогательно лайкали и комментировали друг друга. Френдов и фолловеров у того и другого оставалось примерно столько же, сколько и было. Кстати, не очень много, при учёте их яркости и уникальности. Наверное, существующих в их кодовой системе людей не так уж и много просто... Но, главное, что они есть и прекрасно понимают друг друга...