Будьте в ветре или Не ешьте гаваонский хлеб

Рыжов Александр Геннадьевич
Поразительно, что для обозначения третьего лица Божества в Библии нет отдельного, специального термина. Для этого используется наименование природного явления – ветра (таково значение и еврейского, и греческого слова «Дух»). Обычно употребление этого слова понимают как указание на то, что Бог нематериален и невидим для телесных существ.

Реже под этим понимают неуправляемость Бога и Духа Святого, Его неподконтрольность нам, другими словами – суверенность: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). Не отвергая и вполне принимая два первых понимания, хочу предложить еще одно, третье, дополняющее их.

Ветер – это ведь не невидимый нами воздух, а именно движение этого воздуха. И тогда Бог сравнивается на просто с невидимой субстанцией, но с движением, порывом, динамичностью. В нашем обыденном языке есть выражения «дух свободы», «дух протеста» и т.п. Это некие веяния в обществе, которые могут захватить отдельного человека (и целые массы), что-то изменить в его ценностях и убеждениях и увлечь к каким-то действиям.

В этом смысле Дух Святой – это Порыв Божий, Который, входя в человека, становится его внутренним порывом. Поэтому Павел говорит не о стоянии в Духе, но именно о хождении в Духе, жизни по Духу: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14), «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9).

Иисус говорит с Никодимом о рождении свыше – о самой большой перемене, которая может произойти с человеком, а Никодим и не понимает Его, и не готов к этой перемене. И в этом контексте Иисус говорит учителю Израилеву, что Бог – это Бог перемен, но не застывшего состояния. И человеку, связывающему себя с таким Богом, надо быть готовым к движению, динамике, переменам, включая самые коренные:

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:5-8).

В этом ключе по-новому звучат слова «исполняйтесь Духом» (Еф.5:18): не исполнитесь один раз, но продолжайте пребывать в этом процессе. Другими словами, будьте в ветре, в постоянном изменении, росте и движении под влиянием Божьим.

В детстве меня впечатлила статья в энциклопедии о рыбе, которая всю жизнь находится в движении. Там было сказано, что если эта рыба остановится, то она умрет (кажется, речь шла о какой-то акуле, возможно, я что-то неправильно помню; если кто-то знает об этом больше, сообщите, пожалуйста).

Меня так поразило тогда это непрерывное движение без права на остановку! Но Библия говорит нечто не менее поразительное о верующих. Христианин, который не обновляется – мгновенно ветшает, а ветшающее близко к уничтожению:

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16); «и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3:10); «Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:13).

В принципе, об этом моя недавняя заметка о струящемся потоке («Порицание мелкости», 03.01.2018; писал об этом и раньше, но не помню, где именно). Об этом и мои заметки о пути (например, «Теория струн или путь и дела», 27.10.2016). Иисус – это путь, которым надо идти. А Дух – это ветер, увлекающий к движению по этому пути. Оба образа подчеркивают идею движения.

Одно из главных дел Духа Святого – свидетельствовать об Иисусе: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). Обновление познания Иисуса и восхищения Им, сосредоточенность на Нем и мгновенное возвращение к мыслям о Нем – это и есть признаки пребывания, хождения, жизни в Духе.

Хлеб жизни, сходящий свыше (Ин.6:35,48), постоянно свеж; гаваонский хлеб – не для христиан.

Не об этом ли сказал Иисус в знаменитой фразе о реках воды живой? «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:37-39).

«Из чрева потекут реки воды живой» – возможно, это о том, что верующие, увлеченные веянием Духа Святого, не смогут не свидетельствовать об Иисусе другим. Это свидетельство будет не потугой, но переливанием через край, результатом переполнения, жизни с избытком.

(В этом мы можем уподобиться Генисаретскому озеру. Иордан и впадает в это озеро, и вытекает из него. А в Мертвое море он только впадает).

Поэтому сразу после упомянутого чуть выше стиха о том, что Дух будет свидетельствовать нам об Иисусе, идет стих о том, что этим же будем заниматься и мы: «а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин.15:27).

Свидетельство приводит к прозрению, прозрение – к преображению. Прозрение неузнаваемо изменяет человека. Описанный в Ин.9 человек, который был слеп и начал видеть, получил за короткое время массу новых впечатлений о мире и людях. Это изменило его мимику, выражение лица, осанку. Изменилась ориентация в пространстве и, соответственно, походка, привычные последовательности движений. Поэтому многим было трудно узнать бывшего слепого (Ин.9:9).

Внутреннее прозрение, когда человек понимает новые вещи или начинает смотреть на что-то иначе, тоже преображает. Поэтому Павел связывает зрение и преображение, обрамляя это свое знаменитое высказывание с обеих сторон упоминанием Духа Святого:

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:17-18).

Бросается в глаза, что образ рек воды живой перекликается с образом ветра: в одном случае речь о движении массы воды, в другом – о движении воздушных масс. В обоих случаях главное – движение.

«После землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3Цар.19:12). После встречи с этим веянием Илия был снова послан в путь, на дела: «И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя» (3Цар.19:15-16).

Я не раз упоминал об этом мельком в проповедях: считаю важным рассматривать библейских героев именно в динамике. Не просто как застывших сугубо положительных или сугубо отрицательных персонажей, но прослеживать в них соотношение и изменение ключевых характеристик.

Кстати, и своих ближних хорошо бы рассматривать в динамике: это поможет вмещать их, верить в возможность исправления, прощать, а по большому счету – любить. Человек – не один кадр на пленке, но совокупность огромного количества кадров-событий или кадров-состояний, и это именно движущаяся пленка.

Но возвратимся к библейским примерам (эх, каждой почке мысли хочется дать в эссе хотя бы наметиться, проклюнуться, но времени на выращивание их в полноценные ветви с листьями и плодами в отдельных пунктах статьи или самостоятельных статьях нет (а сколько статей не могут выбраться из списка планируемого к написанию…); пусть мысль о динамичности ближнего будет одной из таких почек).

Например, в народном сознании застыли образы Давида как положительного героя, а Саула как отрицательного. Но сравнивая их на отдельных отрезках, мы найдем ситуации, когда Саул вел себя достойнее Давида, либо, если согрешал, то не так тяжело, как Давид.

Или вот «Авраам – отец верующих». Да, но как он им стал? Какой была его вера? В чем выражалась? Всегда ли выражалась одинаково? Чем отличалась от веры Исаака и Иакова? Каков его личный маршрут от неверия к вере? Какие противовесы вере были в его конкретной жизни и как эти противовесы соотносились с верой? И так далее.

Т.е. важно постоянно рассматривать точки «было» и «стало». Как раз такие размышления дадут нам практические советы в нашем движении от «было» и «есть» к «станет» и «будет». Помогут быть в преображающем ветре, непрерывном святом порыве. В Духе Святом.

21.01.2018