Подсолнух

Лариса Жукова
    20 января… Горестная дата моей семьи - 20 января 1920 года был расстрелян  старший брат моей мамы Яков Иосифович Анищенко. Вот что я помню из рассказов своей мамы. Семья наша небольшая: мама, я и две сестры старшие, рано отделившиеся от нас. С раннего детства я помнила, что есть ещё две тёти - мамины сестры, где то на Дону. Война, разруха, бедность разлучила их надолго. Но когда появилась возможность, мама разыскала их в Красном Сулине. Тогда я узнала, что у меня есть двоюродный брат Владимир Орестович  Анищенко, живущий и поныне там. Ни бабушек, ни дедушек я никогда не знала как со стороны отца, так и мамы. Дело в том, что родители отца были высланы в годы войны из Ферганы в Наманган после расстрела моего отца. А мама осталась круглой сиротой в 13 лет. Их сирот оставалось четверо: Яков, Дуся, мама, Мария. Это был 1918 год. Дусе было 15 лет, Марии 8. Старшим был Яков инженер – путеец, окончивший Батайское железнодорожное училище с золотой медалью, работающий на строительстве Северокавказской дроги.  Был ещё отчим, который отделился от чужих детей после того как будку-хату со станции Каялы перевезли в село Самарское. Забота о сестрёнках легла на плечи молодого парня. Что он мог им дать? Гражданская война, белые на Дону, разруха, голод, эпидемии. Яков заболевает сыпным тифом, косившим всех подряд.  Двоюродные тётки выхаживают его, молодой организм победил недуг. Желая подбодрить его, тётки обещают найти ему невесту в соседнем селе. Перст судьбы, смеясь, Яков показывает им другое село. Тем бы и дело кончилось. Он молодой, красивый, образованный инженер идет по перрону вокзала одетый в форму белого офицера, как тогда полагалось служащему, и тут его узнаёт недруг, заявляя, что под золотыми погонами красная душа. Его арестовывают и доставляют  в штаб генерала Кутепова, расположенный в том селе, где Яков предложил искать ему невесту. И  «нашёл» её, одетую в белый саван. Полевой суд и приговор… Обеспокоенная отсутствием брата, мама ищет его. По подсказке очевидцев мама подходит к штабу, дежурный офицер очень вежлив - перед ним ребёнок – девочка подросток и говорит страшную правду - приговор привели в исполнение. Так же предупредительно и вежливо провожает к сараю, где она и находит любимого брата с прострелянной головой. Горе, неизбывное горе, осиротели окончательно. Те же тётушки приняли на себя похоронные хлопоты. За что? Почему? Тот же вежливый офицер сказал, что Яков был красный, член подпольной  Нахичеванской большевистской организации. Тот, кто его опознал, был провокатор, осведомитель, ранее входящий в эту подпольную  ячейку.
    Я не буду утомлять уважаемого читателя рассказом о тяжких мытарствах сирот. В 1924 году мама вышла замуж за красного кавалериста, который увёз её от родных степей   в Среднюю Азию. Всю жизнь она  тосковала  по родным местам, по сёстрам, потерянным в годы войны. Лишь в 1960 году, возвращаясь из Кисловодска после лечения, она делает остановку в Ростове на Дону, через справочное бюро находит сестёр в Красном Сулине. Евдокия, окончившая железнодорожную школу-интернат в Батайске ещё при старом режиме, грамотная, активная, работает  на ответственных  участках  строительства  новой жизни, выходит замуж за красного комиссара Козыренко ( имя и отчества я не помню), погибшего в войну. Примечательно, что уже здесь в Волгодонске в беседе с родителями одного ученика, родом из Красного Сулина, я услышала хвалебный отзыв о Евдокии Иосифовне Козыренко - моей тётушки. Не скрою, было приятно. А Мария не учась в школе, осталась безграмотной, выйдя не удачно замуж, родив сына, прилепилась к старшей сестре, так и прожили они вместе до конца. В том памятном году мама отыскала не только родных сестёр, но и двоюродных, живущих в селе Красное. Посетив село Самарское, она нашла адрес ближайшего друга любимого брата - Кости Штепенко, жившего где то в Люберцах. Разузнала кое что о большевистском  Нахичиванском  подполье. Соседи, слушая рассказ мамы, плакали, мы тогда жили  кучно в одном дворе, делили горести и радости вместе. Да, были времена.
    Так что же подсолнух? В ту пору мы выписывали много периодики. Любимой газетой была  «Литературка»,  где каждый мог найти для себя интересную публикацию. В одном из номеров была напечатана повесть Виталия Закруткина  «Подсолнух». Она потрясла маму, напомнив родные места, степь бескрайнюю, ковыль. Одинокий, гордо стоящий подсолнух она связала с образом любимого брата - Якова Иосифовича Анищенко . Сколько их, молодых парней, девушек  отдавали свои жизни за веру  в светлое будущее. Как головки подсолнуха поворачиваются к Солнцу, так они безоглядно  шли навстречу новой светлой жизни.