Алфавит значений. Глава 2

Леонид Бликштейн
1. В своих исторических и философских работах, которые в очень несовершенной форме начальных незаконченных вариантов я поместил на сайте Проза. Ру, я анализирую личный и социальный кризис прежде всего как разрыв между общим и отдельным, господство эгономного типа идентичности, как причины и результата этого разрыва и попытки подменить одно другим и в поисках преодоления эгоизма свести одно к другому как в личном, так и в политическом плане. Либерализм и консерватизм, коммунизм и фашизм, глобализм и популизм все это различные версии того же самого противопоставления общего и отдельного, которое характеризует экзистенциальный уровень человеческой идентичности в той мере, в какой он определяет себя как “автономная” субьективность, не просто оторваннная от более глубоких месономного (атрибутивного) и онтономного (субстанциального) уровней, но по принципиальным соображениям (кантовская трансцендентальная субьективность) даже не желающая иметь с ними ничего общего.

2. Конечно такая принципиальная оторванность человеческого существования от его глубинных корней, сводящая личность  к роли изолированного субьекта, а общество к роли обьекта субьективных социально инженерных манипуляций до большой степени иллюзорна. Тот факт, что личность и общество все же продолжают существовать доказывает, что этот разрыв с корнями не абсолютен, а частичен и относителен. Обмен смысловой энергией между экзистенциальным и глубинными уровнями идентичности так или иначе происходит. Вместе с тем он становится все более ограниченным и односторонним: экзистенциальный уровень в силу своей крайней фрагментации становится неспособным перерабатывать и отдавать энергию (альтруизм), вместо этого он только пользуется ею, усваивает и прожигает ее на разные более или менее эгоистические проекты.

3. Между тем признаки энергетической декомпенсации человеческого общества и культуры становятся все более явными: в попытках избежать ее люди изобретают различные менее энергоемкие конфигурации идентичности, нарастает тенденция к эскапизму с одной стороны и к агрессивному разрушению и саморазрушению с другой. Эти тенденции ставят под вопрос само выживание и дальнейшее существование человеческой цивилизации.

4. В этих условиях оказывается критически важным осмыслить динамику месономного и онтономного циклов идентичности внутри которых общее и отдельное не противопоставляются друг другу, а опосредуются. Поэтому мы сначала рассмотрим хотя бы в самых общих чертах то, что можно сказать о динамике этих циклов (более подробно я обсуждаю этот вопрос в книге Струны понимания), а затем перейдем к описанию различных базовых культурных значений, то есть связок между экзистенциальным уровнем идентичности с одной стороны и месономным/онтономным циклами с другой.

5. Понимание того, что представляют собой такие связки и как они работают внутри культуры это и есть то, ради чего пишется эта книга и что будет составлять ее главное содержание.