Бурная встреча бытия с небытием

Лариса Павлович 2
У Вселенной есть свои ритмы, построенные на двойственности бытия и небытия. Давайте попробуем разобраться, что такое бытие и что такое небытие.

Весь наш мир построен на двойственности: душа и материя, бытие и небытие, женское и мужское, доброе и злое, холодное и горячее, боль и удовольствие, твердое и мягкое, деятельность и покой, любовь и отрешенность, электрон и позитрон, страх и смелость, мудрость и глупость, правда и ложь и т.д.

Главная пара противоположностей, включающая в себя всё - это бытие и небытие. Что такое бытие нам более менее понятно, ведь все мы что-то делаем, копошимся, шевелимся, меняемся и плывем в потоке быстротечного времени. А вот небытие остается полной загадкой для смертных. Что же такое небытие?

У души одно бытие, у материи - другое. Душа - это атма, микроскопическая частица духа, материя - это атомы и пустота. Атомы не могут быть небытием, хотя по-своему они мертвы, мертвы духовно. И всё же, поскольку они взаимодействуют с душой, находясь в нашем теле, они по-своему живы. Ведь мертвец отличается от живого, не так ли? В живом теле идут одни процессы, в мёртвом - другие. Мы даже путаем своё живое тело с собой, смотрясь в зеркало. И даже влюбляемся в красивое живое тело, поскольку рассчитываем получить от него счастье и удовольствие. Тело настолько полно создаёт иллюзию бытия, что мы проникаемся этой иллюзией тела как субъекта, хотя на самом деле оно есть всего лишь объект, а не личность, всего лишь атомы и пустота, то есть обькт. Соединяясь определённым образом в живом теле, эти атомы создают иллюзию жизни, иллюзию личности, то есть иллюзию истинного, духовного бытия, субъекта.

Да, тело реально, но его бытие чуждо нам, поскольку у души совсем другой вид бытия. Получается, существует несколько видов бытия: у души одно бытие, у живого тела - другое, у мертвого тела - третье, у неодушевленного предмета - четвертое.

Что же мы имеем в виду, говоря, что я жив? Я жив по сравнению с покойником, который разлагается в могиле, или я жив по сравнению с кирпичом, который никогда не жил, потому что это неорганический предмет, или я жив по сравнению с овощем, который живёт, но не мыслит? Или я жив по сравнению с необитаемой пустотой? Что же такое моё бытие по сравнению с небытием?

По-видимому, пустота и есть небытие. Но существует ли пустота?

Внутри бытия есть постоянное стремление к небытию, к отдыху и отключению. Но существует ли небытие? Мы предполагаем, что небытие - это смерть. Но существует ли смерть? Давайте разберёмся в смерти.

Все мы знаем, что душа бессмертна. Когда она покидает тело, отправляясь в другой мир, она не умирает. Просто она теряет старые возможности и связи, и обретает новые. Тело после ухода души превращается из органического в неорганическое, начинаются процессы гниения. От этого оно теряет одну форму и приобретает другую, одно бытие меняет на другое, но не исчезает. Следовательно, небытия не существует ни для тела, ни для души?..

Но если бы это было так, то к чему бы тогда стремилось бытие? Ведь каждое понятие стремится к своей противоположности: холод к жаре, женщина к мужчине, труд к отдыху, полнота к пустоте; значит, и бытие должно стремиться к небытию. А если небытия не существует, тогда получается, что бытие осталось без пары, и адвайта (индийская философия Медного века) права, говоря, что реальна лишь одна субстанция-субьект, находящаяся в запредельном, всё остальное не реально, включая отдельную душу и личность? Однако это не так. Нельзя видеть во всем лишь все-единство: это ведёт к без-различию. Если бытие не имеет внутренних различий, то ему некуда стремиться, поскольку оно запертой само в себе. Различие между бытием и небытием всё же есть, хотя небытию сложно дать статус существующего. Ведь если оно существует, то оно в принципе не может быть небытием - вот в чем парадокс.

Делаем вывод: небытие не существует как реальность, но оно существует как принцип, принцип покоя и пустоты. Всё движущееся стремится к покою, всё существующее стремится исчезнуть. Западным людям это утверждение не совсем понятно, так как они согласно канонам христианства стремятся к вечному бытию, или к воскресению. Но восточным людям, познавшим кайф вечного покоя в глубокой медитации, это понятно. Религия Востока основана на стремлению к вечному освобождению, или выходу из бытия в небытие. При этом небытия как полного исчезновения не бывает, в нём открывается другое бытие, полное покоя и блаженства, или бытие Бога, Атмана. Буддисты называют его нирваной, а в западной традиции это называют смертью, так как западных людей полное освобождение от бытия пугает. Они не хотят исчезать и стремятся воскреснуть.

Так что же такое освобождение, и нужно ли к нему стремиться? То великое, что за порогом бытия, не является небытием, напротив, оно даже более, чем бытие. Это супербытие, по которому сходят с ума те, кто практикует глубокую медитацию. Оно похоже на мощный безличностный котел, где исчезает наше личное Я, и всё сливается в восторге бестелесного сверхбытия души. Поэтому адвайтисты сделали вывод, что только это сверхбытие реально, а всё остальное - иллюзия. На самом деле материальное бытие тоже реально, однако это внешняя реальность, где Я переплетается с не-Я: со своим телом, с природой, с другими душами и телами. Для европейца это переплетение и есть счастье жизни, на востоке всё это считается вечным источником страдания.

В философии адвайты говорится, что возможно вечное освобождение от бытия, но на самом деле вечного освобождения не бывает. Иначе за долгий период времени все бы уже освободились, и внешний мир оказался бы пуст и был бы упразднён. Но мир до сих пор существует, и бытие играет с небытием свою загадочную старинную игру...

Смерть, или выход за пределы телесного бытия, стала загадкой для многих смертных. Все страшатся её так, словно за ней стоит пустота небытия. Но, оказавшись там, мы понимаем, к чему на самом деле стремилось бытие - к освобождению от земной игры, к освобождению атмы, души, от власти атомов. Там, в бестелесное мире, царит вечный праздник, великое торжество вечного небытия, или сверхбытия, и спуститься оттуда на землю - это словно пойти из рая на сибирскую каторогу. И всё же нам приходится спускаться вниз, в бытие, потому что до конца в небытии никто не исчезает, и все находятся там лишь временно. Почему?!..

Как бытие стремится к небытию, так и небытие стремится к бытию. Именно грандиозное различие между ними и создаёт разность потенциалов, она генерирует напряжение, а где есть напряжение, там есть и ток. А где есть ток, там есть движение, где есть движение, там есть время. Где есть время, там есть смысл. В мире идёт постоянный обмен между бытием и небытием, вопрос только в том, какое бытие более истинное: то, что мы видим перед своими глазами, или то, что влечёт нас из невидимого? И влечёт, и одновременно страшит?!..

Очевидно, от взаимного влечения бытие и сверхбытие получают взаимное удовлетворение, сексуальную разряду. Между ними, как и между полами, так сказать, пробегает искра. Особенно бурно бытие и свехбытие встречаются в период Конца Света, когда старое бытие уже изнемогает от усталости и хочет превратиться в небытие, а заждавшееся небытие изголодалось по бытию. Тогда между влюбленными происходит бурная свадьба с разрушением всего старого, порочного бытия и обретением нового, непорочного. Эта вселенская свадьба сопровождается многочисленными жертвами и разрушениями, фейерверками взрывов атомных бомб, беспричинной мировой войной, но всё это делается на благо им обоим, бытию и небытию. Ведь без разрушения старого нельзя познать новое.

Потом следует медовый месяц рая, когда земное бытие столь же прекрасно, как и неземное небытие, но затем чувства бытия и небытия постепенно охладевают, как это бывает и между людьми. Им нужно отдохнуть друг от друга, чтобы заново пережить и прочувствовать бурную встречу в конце времён и взаимное омоложение, то есть рождение друг из друга заново.

Из этого следует, что не нужно спасать нашу планету от неизбежного Армагеддона, ведь в бытии всё запланировано, и Армагеддон тоже. Конец света, или Армагеддон - это не битва добра со злом, это битва истины против лжи во имя исправления бытия, которое стало старым и ложным. Мы живём как раз в период встречи этих двух великих вещей: бытия и небытия, или супербытия, в самом конце времён. Как нет книги без окончания, так и нет истории, которая длится вечно. Когда бытие изнашивается и начинает хворать, смерть - лучший доктор. Что толку быть разбитым параличом и лежать под капельницей, продлевая никчемную жизнь, если можно просто умереть и воскреснуть в новом теле, в новом бытии?!..

Нужно признать, что наш мир уже очень стар вместе со всей отвратительностью старости. Кстати, очень старые люди уже не боятся смерти. Вспоминаю свой последний разговор по телефону со своей бабушкой, которой стукнуло 90 лет. Она рассказывала, как ходила на кладбище к сыну, и вдруг поняла, как там хорошо! Очевидно, её уже потянуло в новый мир, в новое рождение, и вскоре она скончалась.

Итак, телега жизни не может вечно двигаться в никуда. Любой путь рано или поздно кончается там, где бытие и небытие застывают в сладкой гармонии и порождают в своём блаженстве новый мир, новое бытие. Это говорится не только про них, но и про нас тоже: встреча бытия и супербытия может происходить в нашей душе, и это состояние намного превышает по своей интенсивности любой секс!

Настала пора мысленно отпустить материальное бытие и впустить в себя духовное сверхбытие, или небытие. Кому посчастливилось познать сверхбытие, для того обычное бытие становится небытием.

***На картинке мужчина символизирует сверхбытие, а женщина - бытие. Он спокоен и прохладен, и в то же время в объятиях любимой. Мужчина также символизирует Бога, а женщина - душу, стремящуюся к Богу, в его сверхбытие.