Про плащ

Георгий Жаркой


 Когда кому-то очень хочется продемонстрировать моральное превосходство над другим, он прибегает к помощи всесильного «общего места».  «Курить, пить, объедаться, легко одеваться в непогоду, поздно ложиться спать, долго сидеть перед компьютером … вредно» - да мало ли моральных пощечин существует в арсенале «правильного» человека. В последние годы были реабилитированы еще и христианские запреты, долгие  годы лежавшие в запасниках морально-нравственного СИЗО.
   Всё так – и как без них, без запретов? И все-таки …
Мне было, наверное, лет шесть. Мама тогда работала продавцом в магазине, как тогда говорили, промышленных товаров. Времена были такими, что обновка для нас, детей – событие невероятное, почти фантастическое: младший донашивал за старшим. И вот в магазин завезли детские прорезиненные плащи сурового темно-синего цвета, с чудесным воротничком и блестящими пуговицами. От них исходил запах новой одежды – волнующе-притягательный! Так раньше пахла новая кожаная обувь, книги в магазинах, яблоки и многое другое.
   Мама распаковывала коробки, доставала из них новые плащи и укладывала их на полки – готовилась к работе. И вдруг она поняла, что со мной что-то происходит: я прилип к одному плащу. Я не мог оторваться от него. Мне казалось – отбери у меня этот новый кусочек ткани, прошитый волшебными нитками, с блестящими, как елочные игрушки, пуговицами, и мой жизненный путь закончится. «Примерь», - предложила она. А дальше как обморок. Полная потеря самообладания – гипноз новой вещи меня буквально парализовал. Мне было неважно, что рукава коротки, что на дворе июльская жара и  что к осенним дождям плащик будет мне мал.
   Домой мы шли медленно. Палило солнце нещадно – дышать было нечем. Но это все неважно: на мне же новый плащ! Мне казалось, что все встречные ребята мне завидуют – не принято было в далеком горном селе маленьким мальчикам носить плащи – баловство! А мама шла спокойно, не обращая внимания на удивленные взгляды встречных тёток.
   И произошло нечто, что я усвоил на всю жизнь! Существует магия вещи, ситуации, обстоятельств. Схватит она – магия – тебя за горло, и дышать нельзя от счастья. Пройдет время, и аромат улетучится – духи выдохнутся – и снова обыденность. Но главное, что эти мгновения торжества волшебства были. Конечно, дома мне это плащ уже был не нужен – я наигрался им. Уже на следующий день он занял свое законное место на полке в магазине.
    Запреты хороши до определенной степени. И к голосу разума надо прислушиваться, но слепо подчиняться ему нельзя – превратишься в «фортепианную клавишу» рассудка. Станешь скучным и приторно- правильным. А жизнь, как мне с тех пор представляется, - это маленькие островки волшебства, только их и помнишь.