Ростов - на - Дону

Станислав Тараненко
…начало четвертого утра, под подъездом стоит такси.
Гул в голове от сна в пару часов.
Впереди - гладкий и блестящий асфальт дорог,
развязки на множество путепроводов и цель
один из московских  международных аэропортов.
Осень время упадка настроения, депрессии,
листопадов и чреды,
бесконечно тянущихся капель дождя по стеклу.
После пары недель размышлений,
как впрочем, у меня и заведено
- были куплены билеты и вот я
с сумкой ручной клади и не выспавшимися глазами,
лечу навстречу новым городам,
людям, впечатлениям.
Последнее время мне приходилось летать именно по ночам,
или рано с утра и я уже смирился
с пустотой залов, урбанистической
архитектуры аэропортов.
Редкие объявления о прилетах и отлетах
очередного рейса, сонные,
и бесцельно мечущихся по
эскалаторам новичков в перелетах – пассажиры.
Пройдя неспешно регистрацию
и памятуя о запрете курения в здании аэровокзала я
устроился в кафешке на выходе,
ожидая приглашения на посадку.
Не спеша, наслаждаясь вкусным кофе,
вспомнилась переписка с той,
к кому в гости меня буквально через пару часов
отвезет самолет. Вспомнилась суета
с сбором вещей и покупка подарков,
тихая музыка в такси и разрешение водителя
курить в салоне. Вспомнился и первый осознанный
перелет в моей жизни,
когда выйдя из самолета в жарком Душанбе,
я обливался потом в теплой осенней куртке,
под жарким солнцем.
Что ждет меня в новом месте и как пройдет знакомство…?
Мимо по эскалатору пробежала семья,
с испугом и восторгом в глазах
от предстоящего приключения…
объявили посадку на рейс до теплых стран…
ребенок весь в модном, с неразлучными
соцсетями и инстаграмом, с глазами
полными бесконечного счастья и радости.
Пора бы и мне на досмотр и переходить в зону вылета…
до отрыва шасси моего самолета
от взлетной полосы, оставалось не больше часа.
Хмурые лица, ремень, часы, телефон, одежда в лотках…
сканер… тремор перед взлетом,
место у окна, вымученные улыбки соседей…
«дамы и господа, мы рады приветствовать вас на борту нашего самолета.
С вами говорит командир экипажа….»….



8 дней и 9 ночей
или
Ростов «по лёгенькому»


Южные города пахнут по-своему, у них есть свой совершенно неповторимый аромат. После утомленного утра московского аэропорта, Ростов встретил меня взрывным ясным днем. Улыбки и загорелые лица. Тепло, и не только в градусах ртутного термометра. Вся атмосфера излучает тепло – люди, природа, транспорт, дома, дороги. Сочная зелень деревьев, безоблачное небо, жаркий автобус до здания аэропорта. У меня все сжалось внутри, встреча в реале это так опасно, и непредсказуемо. Входя в двери зоны прилетов, выискивал глазами человека, который улыбался мне с фотографий последние несколько дней. И вдруг… та же улыбка и те же глаза, эмоции, обнимания… смятые людьми вокруг. Вышли на улицу, щурясь на яркое солнце, вздохнул полной грудью воздух южного края. Вдруг, куда-то исчезло напряжение перелета, усталость бессонной ночи, смущение перед встречей… вот - этот волшебный аромат ЮГА… тут и солнце пахнет по-другому!
Что бы унять сумбур в голове, и поделиться впечатлениями, мы зашли в «аэро-кафе» и заказали кофе.
Ростов стал меня радовать и удивлять с первых шагов. Стюардессы, весь полет, сохраняя каменные лица, вдруг, когда открыли двери… стали улыбаться, помогать с багажом и заботливо поддерживая, спускаясь с трапа. Входы и выходы аэровокзала, оборудованные сканерами и сотрудниками полиции, впускали меня и выпускали с улыбками и без требования снять ремень с джинсов или часы с руки, что было в Москве каждый раз, когда я выходил покурить на улицу. Кофе был вкусным, а впечатления – яркими.
Мы сидели перед вытянутыми стойками регистрации, и вновь меня окружали взволнованные взгляды тех, кому только предстояло взмыть в голубую высь безоблачного неба…
ЮГ, может понять только тот, кто солнечные дни обводит карандашом в календаре, и тот, кто, покупая обувь, всегда держит в голове мысль, а как эта обувь поведет себя в слякоть... Сидя в зале с высокими потолками, бубнящими репродукторами и вкусным кофе, я любовался спутницей и размышлял, куда бы деть непомерно теплую куртку, в которой прилетел. Тепло, как же я люблю тепло! У меня вся жизнь практически - постоянная борьба с холодом. В это лето солнечных дней в той местности в коей живу, можно было пересчитать по пальцам. Я млел, таял от неспешного разговора, от предстоящего отпуска и нескончаемого потока солнечных лучей, бьющих в окна.
Немного отдохнув под сводами, мы вызвали такси и поехали домой. Я, как маленький ребенок, лип к окнам и выхватывал из пролетавшего мимо пейзажа все, что отличалось от моего места обитания. Солнечные улицы, дороги, зеленые дворы… акация, тополя свечами в небо…и каштаны.Каштаны повсюду и везде, с колючими обертками полированных янтарно-коричневых плодов. Микрорайоны не сильно отличаются в архитектуре от наших, но обилие кондиционеров на окнах наводит мысль о жаре. Всюду палисадники с осенними цветами и розами. Розы настоящие - размером с кулак - цветы, и вот же странно…никто не рвет... Забегая вперед, скажу все же, что один палисадник я-таки оборвал! Дома ждала нас веселая компания, Две сестрички, Саша и Маруся… две девочки, о которых можно читать в альманахах для молодых мам. Девочки вполне себе молодцы, чтобы с максимальным удовольствием занимать друг друга, но не достаточно взрослые, чтобы пускать на самотек их совместное времяпрепровождение. И так замечательное настроение, поднял щенок лабрадора с мультипликационным именем - Умка. Через какое -то время появился красивейший кот, которого я переименовал из Фрэдика в Фердинанда. Описывать дальнейшее общение с этой семьей я не буду, ибо это мое лично, но, скажу, что когда через неделю меня провожали в аэропорт, все мы дружно всхлипывали.
Квартира, в которой я поселился на неделю, располагалась в спальном районе на юго-востоке Ростова. Место тихое и очень уютное. Подъезды с палисадниками, увитые виноградом стены домов, деревья с грецкими орехами во дворах, маленькими рыночками, детскими площадками и совершенно не по правилам тех мест, где живу, огромное количество подъездных кошек и бродячих собак. В городе, в котором я живу, существует  зоозащитная организация, которая в течение нескольких лет полностью собрала всех бродячих животных с улиц, даже с окраин города с частным сектором. Для меня было диковато наблюдать единовременно по пять – шесть кошек, мирно греющихся на детской площадке или возле подъездов. И конечно, совершенно не в моем понимании, как могут люди жить во дворе, в котором растет пара ореховых деревьев, и не собирать! Я единожды видел, как женщина средних лет, гуляя с ребенком, насобирала немного,  тут же на детской площадке наколола их меж двух камушков, которые нашла возле соседнего дома. Хотя у меня вкралась мысль, что дама эта была тоже приезжая, как и я.
В первый же день, меня все семейство, во главе с Умкой, повело в располагавшеюся рядом рощу. По моим представлениям, лес, который я себе представлял, должен был выглядеть не так. Скорее, это был подлесок. Могучих сосен, берез и дубов я как-то не заметил, и с ёлочками также было проблемно. Зато ясень и акации было вдоволь,… как и других совершенно мне незнакомых  деревьев и кустарников. Ну юг, чего тут скажешь. Мы погуляли и пошли домой, и пообедав, вышли в город.
 Гуляя по новым городам, я всегда смотрю на смешение архитектурных направлений, на особенности строений под каждый город. Лицом города, везде называют его историческую часть, но по мне скорее лицо города, это то, что осталось от старинной архитектуры, погребенной под новомодными СИТИ, МЕГАМИ, АШАНАМИ  и тому подобных ТЦ. Иногда, едя на транспорте по улочкам, примыкающим к центральным магистралям, вдруг натыкаешься на особнячок, почти разрушенный и вытесняемый современным модерном. Но в нем столько сути самого города, что и привозишь воспоминания именно о нем, а не об уродливых, в стекле и металле биллдингах. Такие кусочки старины делают весь город по-настоящему красивым и самобытным.В Ростове этих старинных домов и особнячков великое множество. Они стыдливо, пряча свои фундаменты под юбки из сайдинга, иногда вдруг выскакивают из за угла, и нет мочи отнять от них глаз. Кирпичные, деревянные, они, как сошедшие с картинок, вдруг разбавляют серость хрущевской застройки или экономичность в линиях современных новостроек. Как со вкусом подобранная брошка для вечернего платья…делают весь ансамбль незабываемым. Поразило обилие пивных магазинов, сетевых книжных,  множество кафешек с приветливым персоналом.
О, о персонале и вообще о продавцах надобно сказать отдельно. У меня складывается впечатление, что именно все те, кто всю свою жизнь к чему-то стремился, мечтал  и в конечном итоге все потерял, попали в продавцы средней полосы России. Я, много работая, как правило хожу по магазинам по вечерам или по выходным, и чтобы я увидел хоть раз улыбку или приветливый взгляд… ну уж нет! С таким остервенением, с таким обреченным взглядом иной раз пересечёшься, что хоть бросай все и беги, и чем дальше, тем лучше!!! Продавцы частных лавочек исключительно хотят тебе продать товар по случаю процента от продаж, а в сетевиках просто за зарплату не считают нужным улыбаться и проявлять приветливость. И вот именно про магазины и кафешки Ростова, я никак не могу такого сказать, да и про сам народ тоже. Видимо, провинциальность города и отдаленность от центра, а также преобладание солнечной погоды сказывается на людях. Пообщавшись с продавцами, у меня сложилось впечатление, что они полжизни ищут,  а потом вдруг получают работу, о которой мечтали всю жизнь. Вежливость, предупредительность, внимание к мелочам, умение правильно говорить… вот, наверное, малый список тех - именно заслуженных слов, которые я хотел бы сказать!
И народец очень милый, мужчины в своем большинстве коротко стрижены, не бриты, круглолицы, широкоскулы, с большими руками, среднего роста. Женщины…ммм хороши! Чернобровы, с красивыми глазами, стройны, ухожены, улыбчивы. Одеваются,правда, кто во что горазд, и среди девушек видимо по местной моде сильно влияние мини-юбок. Примером сердобольности и участия, может служить случай, который произошел со мной на третий день моего пребывания. Я, вечером, покупая, что-то в соседнем с домом магазинчике, размышляя про себя, тихим шепотом сказал, что нынче уже среда… и вдруг дама, стоявшая ко мне спиной, повернулась и на полном серьезе подтвердила, что сегодня именно среда. Я был озадачен и подумал, что видимо я слишком громко размышлял вслух, но моя спутница и мой проводник по Ростову объяснила, что это совершенно в порядке вещей. Тут можно угодить в самую гущу событий в виде помощи тебе совершенно случайно, даже если ты просто остановился у витрины или стеллажа в задумчивости.
 На второй день моего славного гостевания в Ростове, мои проводники приняли решение скатать меня в Таганрог и показать Азовское море.В детстве я пару раз бывал в тех местах, но это было детство, я думал, что там многое поменялось. К моменту нашего вояжа в Таганрог, я уже немного стал привыкать к той непосредственной простоте местных жителей, что совершенно не удивился, когда в маршрутке, на которую мы садились, добираясь до моря, появилась дама пожилого возраста в компании своего семейства. Дама разговаривала вслух очень громко, смеялась, сама с собой шутила. Постоянно отдергивала детей или внуков, не столь важно, и вообще привлекала всеобщее внимание. Я, уже ничему не удивляясь, смотрел на нее совершенно спокойно и даже ждал, когда же она в пылу своего настроения предложит спеть хором казачьи песни. Но опять, мне все объяснила мой проводник, гид, замечательный и терпеливейший человек на свете, дама была, выпивши и то, что она творила, не совсем вписывается в нормы поведения местных жителей. Хотя, как опять же со слов моей спутницы, иногда стирается граница между поведением людей под алкоголем и просто в хорошем настроении. На море мы попали уже вечером, когда осенние совсем не долгие сумерки вдруг резко погасли, и нас накрыло пологом южной ночи. Мимо порта мы вышли на набережную, и я почувствовал запах моря.… Это смешение запахов с привкусом йода я не спутаю ни с чем на свете. Я стоял на бетонном парапете, отделяющем тротуар набережной, и впитывал каждой клеточкой своего тела ширь морской глади, шум прибоя… до звона в ушах прислушиваясь к шепоту стихии. Иной раз и подумать стоит, как же мало надо человеку для счастья… именно там, в темноте под шум прибоя и, вглядываясь в огоньки на противоположной стороне Таганрогского залива, я ощутил счастье!!! Счастье, что у меня есть руки- ноги, что я не болею. Что у меня есть работа, есть друзья, есть крыша над головой, мне тепло и сытно, мне и в самом деле очень хорошо живется!!! И все мои стенания это просто капризы и мелочность по отношению к глобальному существованию. И какая я неблагодарная свинья по жизни, что так мало делаю для людей и для этого мира! Захотелось всех обнимать, целовать, помогать,… но нас ждали еще в гости и, утерев сентиментальные сопли, я засеменил догонять свою подругу. На следующий день мы гуляли по набережным уже при свете дня, но погода как на грех испортилась, и мне в категоричной форме запретили даже пытаться лезть в море. Хотя я видел купающихся и очень хотел окунуться в гладь залива, доплыть до яхт на рейде, и в противовес вчерашним мыслям нацарапать на борту слово неприличное. Посидели в очень уютном кафе и откушали на удивление вкуснейшего кофе. По практике моих поездок, как правило, в кафешках на набережных либо очень дорого и не вкусно, либо дешево, но тоже не вкусно. Тут все опять перевернулось, было и дешево, и вкусно! Мы возвращались в Ростов и нас ждали РАКИ!
Когда на работе узнали, что я собираюсь слетать в Ростов, то перво-наперво все говорили про рыбу и РАКОВ. Для справки могу сказать, что сей деликатес,я едал в своей жизни всего пару раз и не помню совершенно, люблю я его или нет. Мои гостеприимные хозяева решили проверить этот момент моего отношения к ракам.Огромный поднос с ними был водружён на стол, и под бдительным вниманием и контролем окружающих я свершил всю технологию по «правильному» добыванию всего съедобного из этих членистоногих. К слову надо сказать, что раки были совершенно не такие, какими торгуют у нас в регионе. Раки были с большими щетками усов и черными, бусинками – глазами. Огромные клешни, и заправски свернутый хвостик. Эксперимент по проверке моего любительства раков начался. После первых пары раков, я пожалел, что все же я не потребляю пива, я думаю, с пивом это было бы волшебно. Но и без пива это было вкусно и очень своеобразно. Я с большим трепетом отношусь ко всем ракообразным и раки мне очень понравились, я съел не меньше полутра десятка, а то и больше, и в конце уже честно в себя впихивал, боясь задеть своих благодетелей, и заботливых хозяев этого теплого дома.
А хозяйки были очень добры ко мне, они весело смеялись над моими глупыми каламбурами и всякими анекдотами. Искренне реагировали на мое неподдельное удивление многим местным особенностям. Восхищались моими рассказиками, которые при случае я читал вслух, с блеском в глазах следили, как я на малюсенькой кухне готовлю хитрый рецепт паназиатской кухни. Научили меня играть в «кубички» и не упускали возможности меня порадовать… на одной из таких радостей хотелось бы остановиться поподробней. Было это в один из последних дней наслаждения от южного города. Моя подруга, таинственно улыбаясь, сообщила, что нам как раз пора именно туда, куда она обещала меня сводить вот уже пару дней. И мы, одевшись потеплее и взявшись за руки, выскользнули в сумрак вечернего города. Проехав на транспорте в центр, мы вышли и стали блуждать по улочкам. Я заглядывался в витрины, радовался оригинальным барам, чудным крылечкам, парадным с огромными дверьми. Уютным уголочкам с виноградным плетением и магазинчикам со вкусной сдобой. Однако моя спутница, напротив,  была сосредоточена, кидала взгляды на таблички домов, сворачивала в проулки и явно вела меня в какое-то - одной ей известное место. Мы плутали меж переплетением современного строительства и старинных зданий и в итоге заблудились. Мы взобрались на красивое крыльцо и во мраке прихожей у девушки за стойкой выспросили нужный адрес. Что за крыльцо, и что за заведение это было, я так и не понял, на прилегающей территории, как и на самом, здании опознавательных знаков, вывесок  я не заметил. В конечном итоге нам все же удалось найти нужную улицу, и в перпендикуляр улице вверх вела каменная лестница.По виду, заведение в которое уперлась лестница, напоминала бар, большая веранда, уличные обогреватели, деревянные столы и стулья. Хороший текстиль на столах - салфетки, опять же музыка. Я прочитал название – «СЫРОВАРНЯ ВЛАСЕНКО», и меня просто подкинуло, возможно, больше всего на свете я люблю сыр, и с момента введения санкций меня сильно расстраивало отсутствие хорошего сыра в магазинах. Я втайне сомневался в том, что тут в Ростове, в неприметном ресторанчике, с пледами и шляпами уличных обогревателей, нас смогут угостить хорошим сыром, но то, что нам принесли, и как рассказали, и какое было обслуживание, не поддается никаким описаниям. Сыр был великолепен, он был просто шикарен.Девушка официант с большим воодушевлением и знанием дела рассказала про каждый сыр. Мы сидели за столиком, я вкушал сыр, наслаждаясь обстановкой, приятной компанией, музыкой, веселым разговором… В конце, я забежал в туалет и на стойке возле барной стойки в книги отзывов прочитал последнее оставленное, криво нацарапанное послание: «Я к Власенко хожу за самобытную подачу, за нацеленный на концепцию заведения персонал, ну и потому что там кайфово)». После сыров мы прошли в прилегающий парк, в котором на открытой сцене шел концерт в рамках фестиваля «ROCK'овая ОСЕНЬ», и очень позабавила пьяненькая публика,  выкрутасы одного фаната и фанатки. Дальше пошли гулять по улочкам, возле одного из многочисленных пабов встретили... пианино, побаловались, попали под дождь и совершенно не романтично укрылись в «ПЕРЕКРЕСТКЕ», был еще памятник Олегу Попову, сидящему на скамейке. В ночной темноте добрались до дому. Шурша листочками воспоминаний, вспоминается и колесо обозрения с ошарашивающим видом на ночной город, и набережная Дона с теплоходами и сувенирными лавками, фламинго в центральном парке, и ковер из «горящих» роз рядом с рестораном «Ялла».Краеведческий музей с пыльными экспонатами и не менее старинными чем и экспонаты -смотрителями.Бесконечные прогулки под теплым солнцем, кофе из стаканов с улиц, запах свежей выпечки из пекарен и неравнодушные люди. Ярко, как клякса, всплывает в мозгу чумовая ярмарка во дворике, арт-направления, чудные кружки, салфеточки и значки. Вручную испеченный хлеб и глинтвейный запах корицы и кардамона.Поделки из картона, и кафе с названием «ЦВЕТЫ – СТИХИ», расписные тарелки, авторская глина.Неделя, проведенная в Ростове, мне запомнится надолго. Прогулки и селфи в компаниях, совместные ужины, несметные залежи каштанов по всем карманам, и высохшие стручки акации у меня в сумке….

Был и последний, прощальный ужин, были объятия и кофе в том «аэро-кафе», в котором меня встретило необъяснимое очарование города.Прощальные взгляды через стойку досмотра и сканеров, слеза, предательски прочертив полосу на щеке, и мелькнувшая в иллюминаторе синими буквами - приветствие, латиницейна здании вокзала,...и скачок в небо тоже наступил…Волшебное очарование осени в провинциальном городе на Дону. Со стариной, простотой, любовью и бесконечным солнцем.И ставшими такими любимыми девчонками, собакой Умкой и котом Фердинандом!!!


P.S. возвращаясь из Таганрога, маршрутка привезла нас на центральный вокзал, и я по малой нужде закружил в поисках туалета. И завидя будочку с заветной надписью ТУАЛЕТ, устремился к ней с вожделением и надеждой на скорейшее облегчение. На пороге меня встретила дама с необъятным бюстом и с ударение на букву ГЭ, дама прокричала ..
- Только по лёгенькому!
- По лёгенькому!
На мой удивленный взгляд, она сообщила, что нет воды и нужду справлять нужно только по маленькому!!!


В благодарность о моем незабываемом турне на юг России,
моим гостеприимным хозяйкам:
Люсеньке, Александре и Марусе!!!