Мрак Средневековья

Пётр Бутько
  Атеисты и православные проявляют трогательное единство взглядов по отношению к католикам. И те, и другие при упоминании подданных папы римского одинаково машут руками и пренебрежительно кривят губы: «Ну, эти вапще…»

   А почему, собственно?

   Собственно, понятно почему. Тысячелетняя вражда двух конфессий, верящих в единого Бога, наложившись  на привитую советским атеистам ненависть к миру капитала, породила  странный феномен – восприятие католической церкви как оплот реакции, мракобесия и невежества.

   Но вот ведь парадокс! Любой мало-мальски образованный россиянин, предложи ему назвать крупных учёных Средневековья, навскидку назовёт по крайней мере четверых.

   Леонардо да Винчи.  Чем он только не занимался! Впрочем, он больше знаменит как художник.

   Николай Коперник. Учился в трёх (!) университетах, постигая тайны математики, медицины, богословия, астрономии. Выдвинул и обосновал теорию гелиоцентрической системы.

   Галилео Галилей. Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик.

   Джордано Бруно.  Выдающийся  философ и поэт, материалист, проповедник теории множественности миров.

   А помимо их была ещё масса учёных калибром помельче.

   Получается, что во мгле средневековья кто хотел, тот наукой и занимался? Получается так. И важнейшие открытия совершались не вопреки кровавой католической гэбне, а наоборот – церковь со свойственным ей цинизмом и прагматизмом благословляла их практическое применение. Изобрёл Иоганн Гутенберг книгопечатание – хорошо! Можно по быстрому напечатать много-много Библий и продать, поимев профит. Натолок монах Шварц в ступке порох – отлично! Можно с бОльшим успехом грабить другие страны, не знакомые с огнестрельным оружием! 

   Да, кое-какие открытия, польза от которых была под сомнением, не нравились церкви. Что поделать, малообразованному епископу трудно что либо доказать с цифрами в руках. Его тычешь носом в расчёты, а он знай бормочет: «Ведь это же очевидно – если бы Земля вращалась вокруг Солнца, все люди просто попадали бы…» Поэтому Галилею, когда его позвали КУДА НАДО, пришлось буркнуть, что он был неправ.

   И всё! Его отпустили домой, даже не оформив подписку о невыезде, и дожил он до 78-и лет, продолжая спокойно заниматься наукой. И никто его больше не преследовал, никто не спрашивал: «Чё ты в небо пялишься, вместо того, чтобы молиться, поститься и слушать радио Ватикана?»

   Скажете: «А Джордано Бруно??? Его  что, не сожгли на площади Цветов в Риме???» 

   Да, сожгли. И это преступление вот уже четыреста лет ставят в вину католической церкви.

   Но если непредвзято изучить деятельность  Джордано Бруно, то мы с немалым смущением узнаем, что спалили его вовсе не за теорию множественности миров  и не за гелиоцентрическую систему мира. Этим теориям было уже более полвека,  и церковь сквозь пальцы смотрела на их приверженцев. Мало того, расчётами Коперника активно пользовались! В эпоху Великих географических открытий морякам понадобился более точный и надёжный способ определения координат, и они для этой цели подошли куда лучше птолемеевых.

   Дело в том, что, по свидетельству современников, Бруно был еретиком, а возможно, и сатанистом, обладая к тому же весьма неуживчивым характером. Он мотался по всей Европе, проповедуя своё учение, нигде долго не задерживаясь, отовсюду его гнали в шею, в конце концов настолько всем надоел, что его пришлось арестовать в 1593-м году. (В средневековой Европе быть еретиком всё равно что в СССР в 30-е годы быть троцкистом.)

   Семь лет вели следствие.

   Полное впечатление, что святая инквизиция форменным образом с ним ЧИКАЛАСЬ, уговаривая отказаться от своих взглядов. В то, что его пытали в тюрьме, верится с трудом. Чисто физически невозможно семь лет выдерживать мучения, или неизбежно сломаешься, или сойдёшь с ума. Нет, мужество этого человека и без пыток сомнения не вызывает и достойно уважения, я, например, отказался бы не то что через семь лет – через семь секунд, достаточно было бы только показать мне средство убеждения – кучку хвороста на площади. Но с другой стороны его твёрдость можно назвать и упёртостью. Галилей вон отрёкся – и пошёл восвояси, посмеиваясь в бороду и приговаривая: «А всё-таки она вертится!» Так что Джордано Бруно мы трогать не будем, тем более, что он и учёным-то, собственно, никаким не был… (Хотя, конечно, палить его не следовало, человек всё-таки не чурка берёзовая, чтобы бросать его в огонь.)

   А будем говорить об изобретениях, совершённых во мраке Средневековья.  Ветряная и водяная мельницы, порох, компас, очки, телескоп, парусное вооружение, кривошип, башенные механические часы… тысячи их! Многие да, пришли с Востока, но для того, чтобы рассчитать, например, детали водяной мельницы, нужно знать математику, геометрию, физику, технологию обработки дерева и металлов, гидротехнику…  А чтобы их изготовить и собрать, нужны мастера достаточно высокой квалификации.

   Откуда они брались в дикой невежественной клерикальной (по мнению нынешних российских поцреотов) Европе – математики, физики, химики, астрономы? А ещё писатели, поэты, философы, композиторы. А ещё художники, скульпторы, архитекторы. Да всё оттуда же – из монастырских школ и светских университетов. Нынешним малообразованным школярам и невдомёк небось, что католические монахи – это не отшельники, день и ночь бьющие поклоны в уединённом ските, как их православные коллеги, а что на самом деле монашеские ордена служили науке и просвещению народа. Не верится? Вот вам списочек имён не столь знаменитых, как Коперник и Галилей, но тем не менее знакомых хотя бы по курсу средней школы. Впрочем, не знаю, чему учат нынешнюю школоту. Не удивлюсь, если нижеприведённые имена совершенно неизвестны современной молодёжи, иначе не появлялись бы в Интернете бредовые сказки о тонущих в дерьме европейских городах.

   Монахи-францисканцы: Роджер Бэкон, Вильгельм Оккам, Франческо Петрарка, Бертольд Шварц, Франсуа Рабле, Ференц Лист, Антонио Вивальди…

   Монахи-доминиканцы:  святой Фома Аквинский, Джироламо Савонарола, Джордано Бруно (да-да, он был монахом!), Томазо Кампанелла…

   Даже  объявленные в России вне закона и считающиеся символом коварства и хитрости иезуиты занимались не только миссионерством, кознями и интригами во славу Божью,  но и наукой и просвещением. Достаточно сказать, что концепция прав человека была придумана именно иезуитами, а в иезуитских школах учились такие известные личности, как Декарт, Мольер, Фидель Кастро, Лопе де Вега и многие другие.

  Я не ставлю себе задачу защитить и обелить католическую церковь. Делов  она натворила преизрядно, и прескверных, одна только святая инквизиция чего стоила, а монахами доминиканского ордена были не только Савонарола и Кампанелла, но и Томас Торквемада и Якоб Шпренгер.

   Речь о другом. Рискуя навлечь на себя гнев верующих, тем не менее считаю, что на фоне вышеизложенного тормозом прогресса и оплотом невежества и мракобесия являлась именно православная церковь. Вот назовите несколько знаменитых русских учёных,  изобретателей, деятелей культуры средневековья. Боюсь, не получится. Можно возразить – развитие Руси было заторможено монголо-татарским игом. Но позвольте – иго закончилось в 1480-м году! А первый университет в России открыли аж в 1755-м! Через триста без малого лет! 

   Только не говорите, что церковь ни при чём. Очень даже при  чём. Во все времена во всех странах церковь вмешивалась решительно во все сферы жизни людей, будь то семья, образование, наука, культура. Но если в Европе случился Ренессанс, то Россия так и застряла на позициях самого ортодоксального, самого дремучего христианства и в результате была обречена тысячу лет догонять своих западных соседей, утешая себя некоей мифической духовностью, якобы присущей русскому народу,  но тем не менее вынужденно перенимая дьявольские богомерзкие придумки европейцев, в основном прикладного или военного назначения. Не будешь ведь воевать луком и стрелами, пусть даже освящёнными в церкви, против еретических пушек! 

   (Хотя, говорят, наполеоновских вояк вполне успешно отстреливали башкиры, вооружённые именно этим древним оружием, хе-хе…)

   …Казалось бы, какая теперь разница, что там происходило много лет назад? Но дело в том, что православная церковь сейчас активнейшим образом отвоёвывает позиции, пошатнувшиеся в начале 18-го века после известного указа Петра Первого и полностью, казалось бы, утраченные в 1917-м. Как бы нам не вернуться век в 15-й. И глядишь, выпускникам на ЕГЭ будут задавать  вопрос: «На чём стоит Земля?» И варианты ответов: 1. На трёх китах. 2.На трёх черепахах. 3.На трёх слонах. 4.На трёх медведях.