Воспитание взрослых и детей

Амир Даутов
 

       Кольев открыл дверь на звонок и увидел стройную девушку с ребенком лет десяти.
       - Привет Это твой сын!
       - У меня дочки! Сын нужен, но нету! - Кольев посмотрел на мальчика.
       - Это мой?! – удивился он. – Даже трезвый такого не сделаю!
       - Так! – отчеканила гостья. – Мне некогда! Забирай свое чудо!
       - На! – вспылил Кольев. -  Читай паспорт… Две дочери! Постой! Ты читать умеешь?! Вот исполнительные листы!
       Но гостья стремительно процокала за угол лестничной площадки.
       - Вот теперь я точно проснулся! – пнул дверь Кольев и посмотрел на мальчика, оттянул наушник и громко спросил:
       - Чудо! Как тебя зовут?
       - Можно не кричать, - не отрываясь от экрана, ответил мальчик. – Прежний отец называл Маратом…
       - А предыдущий? – напрягся Кольев
       - Искандером, – мальчик жал кнопки.
       - А нормальные имена у тебя были?
       - Александр-3 устраивает?
       - Я Дима, - представился Кольев. – Лжедмитрием будешь?
       - Нормально, - спокойно ответил парень. – Могу откликаться на «Эй!»
       - Эк тебя жизнь покидала! – хмыкнул Кольев. – Точнее мать… - Ну пойдем, сдам тебя в ментуру…
       - Не берут, - спокойно ответил парень. – Меня на входе автоматчик узнает, по рации докладывает и все-все двери закрываются…
       - Ты меня не пугай! Я в юности гопником был! Это сейчас ошибочно воспринимают интеллигентом!
       - Дима! Не льсти себе! Ты хипстер!
       Кольев с интересом всматривался в мальчика.
       - Ты че, школу посещал? Может Шекспира процитируешь?
       - На языке  подлинника? – парень не поднимал глаза.
       - Да… поколение пепси… Кстати, есть хочешь?
       - Всегда! Когда не сплю…
       - Ну, заходи, сын! – в полупоклоне пригласил хозяин.
       - Не юродствуй, - отреагировал мальчик, скинул кроссовки и прошел в ванную, где стал мыть руки. – Вытирать о джинсы? Или половичком, что висит вместо полотенца?
       - Извини, сейчас дам свежее, - засуетился Кольев.
       Потом он быстренько сварил рисовую кашу и подал тарелки. И чуть резко Кольев спросил:
       - Что у тебя все тренькает и тренькает!
       - Сообщения приходят… У вас какой смартфон? Вацап есть?
       - Простенький у меня телефон… И вацапа нету…
       - Можно за твой ноут сесть?
       - У меня комп! – раздражение у Кольева закипало.
       - Хороший комп… Старенький, но мощный… - мальчик уверенно бегал пальчиками по клавиатуре. – Слушай, Дима! А что ты на нем делаешь? Играешь? У тебя ж ничего нужного нет! Такая мощная память, а ты…
       - У меня первый комп появился, когда твоя мама в школу ходила! 286! Друзья разогнали до 386…
       - Ламповый, что ли? На дровах?– парень не отрывался от монитора, но явно глаза округлил.
       - Э-э, ламповый… - хмыкнул Кольев. – Такие где-нибудь в институтах стояли! На пару комнат растянутые… Я, кстати, 4-х друзей на компы пересадил! – похвастался Кольев.
       - Так что ты на нем делал?
       - Тексты писал… в редакции посылал… - как-то погас Кольев.
       - Вот, смотри! Давай натаскаю до уровня 21 века! – решительно произнес мальчик.
      - Блин! – через час воскликнул Кольев. – Каша остыла!
      И пробежав на кухню, поставил тарелку в микроволновку.
      - Это что?! – искренне спросил парень.
      - Каша…
      - А хлопья есть? Или шарики?
      - Хм, я их в кино видел… Это что, есть в магазинах? Ешь, а то ремня дам! Это мне мать говорила вместо «Приятного аппетита!»
     - Вкусно, - парень съел все и вытерся салфеткой. – Можно дубль?
     - Риса нет. – хлопнув дверцей, виновато ответил Кольев. – Могу сварить гречку?
     - А это что?
     - Хот-дог в разобранном виде! Пицца без лепешки! А чай заварной ты пил?
     - В кино видел… Его правда можно без пакетиков делать?
     - Кто из нас дремучий?! И древний?!…
     Пока парень интеллигентно ел гречку, Кольев взялся за мобильник.
     - Привет, мент! Ты мне нужен как юрист и участковый!
     - Я не мент! – ответил друг. – Я теперь полиционер! Куда ты опять вляпался?
     - Сына подкинули! Чужого! Есть какая-то камера подброшенных детей?
     - Какой-то ты… без фантазии! Дима! Ты поведешь его в полицию, вдруг тебе удастся его сдать и полиция отправит его в детский приемник. Он сбежит, случайно убьет 16 человек, тебя вызовут, начнут расспрашивать про его мать, через месяц ты сознаешься в развале Римской империи…
     - Нельзя такое чудо сдавать в приемник… он их испортит, начнут читать Вергилия в подлиннике, руки мыть перед дракой… Полиционер! Друг! Брат! Кореш! Что мне делать?
     - Ну-у, чужих детей ты делать научился… Дим! А может как в сказке? Утро вечера мудренее… Ты сейчас скинь мне ее ФИО…
     - Ха! Знать бы!
     - Мобильник, мессенджер, соцсети…
     - Сейчас! Эй, ребенок, реквизиты матери знаешь? Надиктуй дяди Саши…
     Мальчик явно привычно и грамотно все перечислил и ушел в комнату.
     - Это велосипед? – тут же раздался его голос мальчика из глубин однушки.
     - Тоже в кино видел? – Дима буркнул в мобильник «Пока!» и повернулся в парню.
     - В итальянском… «Угонщики велосипедов»… - парень ласково гладил велосипед.
     - Ну ты! Даже черно-белое кино смотришь? Мои дочки отказываются… И велосипед для них… Редко, но младшая катается, когда у меня… Слушай!.. Как тебя все-таки зовут, мальчик Эй!
     - Иваном кличут, - парень застенчиво спросил: - Можно сесть?
     - Иван! Иванушка-дурачок! Иль царевич? Ты на улице ВАЩЕ бывал? – Дима  выкатил подростковый велосипед. – Или в кино улицу видел?
     - И в окно, - согласился парень.
     - Так! – жестко сказал Дима. – Мне пора размяться! Я после компа всегда двигаюсь! А ты? Но не побежим, а поедем! Шорты есть?
     На улице Дима полчаса учил Ивана ездить на велосипеде. Потом, скислившись, изрек:
     - Ну-у, упадешь 16 раз… Зато сам, а не другие в кино! Поехали! Поедем во двор моего детства! Я там 100 лет не был… после смерти мамы…
     - А смерть мамы… это правда больно? – Иван посмотрел как взрослый.
     - Мама не умирает, - признался Дима. – Мама здесь… - и показал на сердце.
     - А папа твой? Тоже бросил?
     - Папа умер, когда мне было шесть… Они были дети войны...
     - Тебя мама воспитывала? – не унимался мальчик.
     - Улица меня воспитывала! – захохотал Кольев. – Лысый, Толик Касаткин… Они были чуть старше и оберегала меня, сироту! А дома была бабушка… С бабушкой молитвы читал до пионерии, а во дворе из рогатки окна бил! Дрался до первой крови!
     Избегая дорог, по тротуару поехали. По дороге Дима ворчал «Мне, взрослому, нельзя по тротуару… Должен ехать по дороге, в метре от тротуара… У велосипедиста такие же права, как у автомобилиста…»
     - Читал в айфоне? – спросил парень.
     - Когда выгоняли с уроков, - хмыкнул Дима, - стенд «ПДД» изучал! Не Клятву же пионера штудировать?!
     - Это такие хорошие ребята?
     - Противные! Настоящие пионеры были противные! И вожатые пионеров были… правильные на словах! Хотя… У меня в пионерлагере был вожатый! Самбист! Вылитый Шварц! Нас, 12-летних, в ночь водил, костры с нами жег… рассвет встречали… Окуджаву и Галича читал…
     - А сам не читал?
     - Они были запрещены! Мы этого не знали! А самбист знал! Читал!
     - Как запрещены? А интернет?
     - Иван! Дитя пепси! Книги были! Плохие! Хорошие не давали ни детям, ни взрослым! О-о! Смотри! В футбол рубятся! Бабай там! Обалдеть! И Чепа! Обалдеть!
     Они доехали до спортплощадки, где человек 5 взрослых и детей 7 гоняли мяч.
     - Кто теплую водку будет? – закричал Дима.
     - А жареная селедка будет? – прокричал кто-то. – Димон! Давай к нам!
     Гоняя мяч, Дима пытался пас отдавать Ивану, который бестолково носился по небольшому полю.
     - Не ожидал, что футболите. – после игры признался Дима, когда сели на газончик у поля.
     - Надо чаще встречаться! – откупоривая и раздавая пиво, изрек один. – Как живешь, двоечник?
     - Чепа! Нас с тобой вместе каждый год грозились оставлять на 2-й год, «отличник»! Ты как?
     - Кручу баранку. – отмахнулся Чепа. – А Бабай рядом сидит!
     - Это… Не пойми правильно, - вклинился другой. – Я-то телохранителем… бизнесменшу возим. Ну а ты, это, Димон?
     - А че я?!  Как предупреждали в ПТУ, типография умерла… Машинный наборщик умер, и как наладчик полиграфии я не нужен был… Успел поработать на радио в отделе сатиры и юмора… Потом тот юмор тоже умер… Так что я – вольная птица! Пингвин! Куда хочу – туда и лечу!
      - Ах, да, ты ж оч-чень заочно закончил институт. – усмехнулся Чепа. - Директор нашей школы умер бы в муках, если б узнал, что ты – учитель! По диплому…
      - Это, а  кормишься чем? – спросил Бабай. – Жена терпит? Как нашего Петеньку…
      - Петенька же печатником был! Они выжили в новые времена! – удивился Дима. – А я маленький офис охраняю… 2 суток через 6… Мало, конечно, но в Испании был… Италии…
      - А в Египте?
      - Это что под Мытищами? Был… Я, если честно, редактирую одного фрукта, что пишет для ТВ юмор… Да как редактирую! Делаю смешно и глубоко! Но свою фамилию под этим не подпишу!!!
     Иван в это время лежал на траве, но явно вслушивался. Дима прыгуче встал и принялся массировать парню икры ног.
     - Дочка как у тебя изменилась! – поддел Чепа.
     - Знакомьтесь! Иван! Вундеркинд из айфона!
     Мальчик вскочил и галантно раскланялся.
     - Наверное, это, и кашу ест с ножом и вилкой… - задумчиво произнес Бабай. – Или как мои, хлопья заедает шариками?
     - Сударь! – возразил Иван. – Это сбалансированное питание!
     - Не умничай! – встрял Чепа. – Пива не налью!
     - А пиво – это смерть! – продолжил Иван.
     - Поэтому я умер в 8-м классе, - согласился Бабай.
     - Ладно, ребята, - вскочил Дима. – Буду заезжать! Я парня в лес везу!
     - В лесу медведи, волки, микробы… - оставался в беседе Иван.
     - Наш лес – Измайловский парк! – успокоил Чепа. – Лоси, зайцы есть, а микробов я не видел…
     Пожав руки, а в ритуале участвовал и Иван, наша пара села на велосипеды.
     - Мы чуть-чуть покатаемся, - сказал Дима. – А то ты вечером будешь ходить кавалеристом… Потом ванну примешь горячую, чтоб тело не ныло!
     - Дима! Смотри какая птица красивая!
     - Это сойка… раньше их не было… Коршуны были…
     - Правда? А змеи? – вскинулся мальчик.
     - Я выпускал ужей из Подмосковья, но больше их не видел…  А это моя любимая сосна! – Дима остановился у корабельной сосны, у которой ветки начинались на уровне 3-го этажа.
     - Красивая, - согласился Иван. – Любил платонически?
     - На нее только я и Бабай залезали! – усмехнулся Дима.
     - Не лгите мне, сударь, - мальчик по-взрослому ухмыльнулся.
     - Да пошел ты! – засмеялся Дима, положил велосипед, посмотрел на голые ноги под шортами и замер. – Смолу фиг отмоешь…
     - У танцоров есть выражение, - со светским лицом произнес мальчик.
     - А-а-а, - прокричал Дима и ринулся к сосне. – Учись, вундеркинд!
     Доползя до метров трех, Дима обернулся и спросил:
     - Веришь?
     Восторженный ребенок смотрел с разинутым ртом. Но вдруг запрыгал:
     - Я в туалет хочу!
     - Ну сходи, - удивился Кольев и начал спускаться. – Лес кругом…
     - А где в лесу унитазы?
     - Рядом с биде! – огрызнулся взрослый. – Ты что, ни разу под куст не ходил? Стенку не орошал? Тебя что, вообще не выпускали на улицу?
     - Я стесняюсь… тебя стесняюсь…
     - Иди за кусты! За эти! А я – за те!
     Дождавшись Ивана, который долго общался с природой, они покатили дальше на велосипедах, пока мальчик не воскликнул:
     - Ах!
     Большое озеро лежало среди леса. Пара лебедей скользила на середине, а на берегах там и сям сидели, лежали, стояли люди. Кто-то прям у воды выставил небольшой мангал и для своей компании жарил мясо. И все равно место просторно, тихо и солнечно.
     - Ты здесь в детстве купался? – с завистью спросил Иван.
     - В моем детстве здесь были наши горы! – усмехнулся Дима. – Мы и не догадывались, что это плотина времен царя Петра… Ну-у, поплыли?
     - Я плавать не умею… - признался мальчик.
     - Ну ты и!.. Клад! Тебя в сейфе держали?! За семью замками?! Да меня батя в четыре года… и я поплыл! И ты поплывешь! Пошли!
     Кольев завел мальчика по плечи в воду и сказал:
     - Кладешь мне руку на плечо, бултыхаешь под водой, повторяю, под водой ногами и плывем! Рот закрыт, дышишь носом! Ровно дышишь, как сейчас! Дыхание не задерживаешь? Все понял? Да! Голову на спину не забрасывай! Рот у тебя в воде! Дышишь носом!
     Иван обреченно закивал головой.
     Когда отплыли метров на 10 от берега, Кольев крутанулся через плечо и резко отплыл в сторону.
     - Ну-у, видишь берег? Давай, плыви!
     - А-а-а, - заколотил по воде мальчик.
     - Рот закрыт! Голову на спину не забрасывай! Дыхание ровное! А движение плавные и размеренные!
     Все равно судорожно гребя, мальчик устремился к берегу. Видно руками задев дно, он встал и сильно задышал.
     - А говорил, что плавать не умеешь…
     - Да-а, - отдышался мальчик. – Знал про этот прием, но доверился незнакомому джентльмену!
     - Главное в твоей фразе – джентльмен! – засмеялся Кольев. – Отдохни, будем осваивать 30 метров! Нырять, конечно, ты тоже не умеешь? Пока не умеешь!
     Пригревшись, Иван тихо сказал:
     - Слева видишь девушку у велосипеда? Ты ей понравился…
     - С чего ты взял? – сначала спросил, а потом посмотрел на девушку Кольев.
     - Она на тебя раза три смотрела…
     - Ну и…
     - Первый раз смотрят, как на препятствие, - ответил мальчик. – А второй, когда заинтересовались. Ну а ты ей понравился, раз третий раз смотрела.
     Бросив взгляд на девушку, Кольев сказал:
     - Ничего девушка… но не в моем вкусе…
     - Я догадываюсь, ты уже женился на девушке, что была в твоем вкусе… Ты посмотри, что за книгу она читает!
     - Толстую… - Кольев оценил томик Бродского.
     - По-моему девушка прелестная… - по взрослому рассуждал мальчик. – Не боится быть некрасивой, не накрасилась для прогулки на велосипеде. Опять же! Думает о здоровье, не в фитнесе потеет! И по мобильнику обещала своей бабушке заехать в магазин, а потом приготовить ей поесть…
     - Она готовить умеет?! На плите? – дурашливо прошептал Кольев и посмотрел на девушку.
     После паузы Дима спросил:
     - Слушай, сказочный Иванушка-вундеркинд! Откуда ты это все знаешь? Ты ж срок мотал в домашних стенах!
     - Я около мамы жил! Которая все охотилась на мужчин! То для себя, то для меня! Чтоб меня сдать!
     - Хватит купаться! – объявил Кольев. – Поехали домой, ты меня еще по гаджетам натаскаешь, новые технологии, программы разные втолкуешь!
     - Только поедем не как французы в 812 годе, не знакомой  дорогой, - усаживаясь на велосипед, объявил Кольев. – Тропами! Ты ж хотел микроба встретить?!
     Дима не очень гнал - Иван смотрел по сторонам, иногда восклицая «Клен! Ух ты, какой дуб! Дубище!»
     - О-о! – притормозил Кольев. – Тарзанка! Будто ничего не изменилось с моего детства.
     На выступающем бережку ручья стояла крепкая береза, где к нижней ветке, на высоте метров пяти, был привязан канат. Человек 5 пацанов по очереди крутились вокруг ствола, выделывая пируэты.
     - Смотри, Иван, - усмехнулся Кольев. – Если мы остановимся, нам предложат прокатиться…
     - Почему?
     - Забава такая была у нас в детстве! Какой-нибудь кавалер, желая выпендриться перед своей девушкой, просил покататься. Это  кажется, что все легко и просто! Ну и … в своей белой рубашке приземлялся в грязюку и тащился за канатом. А мы, с каменными лицами, ему сочувствовали…
     - Неприглядно это! – посочувствовал Иван.
     - Так мы ж его не заставляли! Я тебе говорю, что если мы остановимся, то эти ребята предложат покататься!
     - Остановимся! – твердо объявил мальчик.
     - И ты поедешь? - хмыкнул Кольев.
     - Я не умею… Ты поедешь!
     - Хочешь надо мной посмеяться? Шантажируешь, Иванушка-вундеркинд?
     - Хочу забав и пряников, мон шер!
     - Ух ты! После таких слов!.. – Кольев закрутил педали велосипеда и затормозил у тарзанки.
     - Хотите прокатиться? – ангельским голоском предложил кто-то из мальчиков.
     - Наверное это сложно, - подыграл Кольев. – Но попробую…
     Взявшись за перекладину каната, он шагнул раз, повернулся и объявил Ивану:
     - Фуэте!
    Кольев побежал по кругу при натянутом канате и, оторвавшись от берега, стал крутиться вокруг своей оси. Сделав полукруг, он уверенно приземлился и объявил:
    - 16 раз! В юности делал 23! – всмотрелся в Ивана. – Попробуешь? Просто пролетишь? Когда оторвешься от земли, обязательно крутанись вокруг себя! Тогда точно прилетишь лицом к берегу!
    - Почему? – только спросил Иван.
    - Не знаю… Я ж двоечником был!  Старшие так учили! Ты ж вундеркинд! Расскажи мне про аэродинамику Только сначала в полет!
    Иван неуверенно взялся за перекладину, хотел бежать по прямой, но Кольев одернул:
    - Беги по кругу! Полет будет дольше!
Кулем Иван пролетел над водой, но горящие глаза выдавали радость и восторг.
    - Занимай очередь и – вперед! Отрабатывай технику! – усмехнулся Кольев.
    Накатавшись, Иван признался:
    - Выжат как лимон!
    - Тут твой айфон тренькал, - Кольев передал мальчику гаджет.
    - А-а, - небрежно отмахнулся Иван. – Это я с финном в паре играю! Он так был удивлен, что я – русский!
     - Пошли ему фото с медведем! А на каком общаетесь?
     - Больше на английском, но и французский, и немецкий языки встревают!
     - Ты помнишь, что будешь из меня делать человека 21 века? А то что-то я замер в развитии… хожу в компе знакомыми маршрутами… Да и вообще! Использую его как телевизор и энциклопедию!
     Они подъели к подъезду, где на скамейке сидела мать Ивана.
     - Ну наконец! Сколько можно ждать?
     - Ну-у, не девять же месяцев! – хмыкнул Кольев. – Еще детей привела?
     - Извини, ошиблась, адрес перепутала! – небрежно отмахнулась девушка. – Поехали домой!
     Иван растерянно смотрел на Кольева…
     Кольев ошарашено смотрел на Ивана…
     - Может…  ты будешь меня навещать?
     - А можно?! – запрыгал ребенком мальчик.
     - Нужно! Ты ж меня учить будешь!
     Мамаша удивленно крутила головой, потом резко схватила за руку ребенка.
     - Поехали!
     Рядом притормозил автомобиль. Из него высунулся крепкий мужчина.
     - Ну-у! Разобрались?!
     - Полиционер! Это ты все организовал? – пожимая руку, спросил Кольев.
     - Жизнь организовала… Что с тобой, Дима?
     - Да вот, интересно день провел… Чепу с Бабаем видел… - он смотрел вслед уходящему Ивану.
     - Ну-у, придет к тебе Иван в гости, меня позови… Я тоже в футбол погонял бы…