Мечта о Смысле

Николай Соколовский
Очень популярны в последнее время всякие фэнтези романы – ироничные, героические, стим-панковские и прочие. По моему мнению, связано это, прежде всего, определенным воспитанием читательского вкуса определенной издательской политикой. Я даже не буду сравнивать, сколько среди современных издателей чисто русских людей, а сколько евреев, проводящих политику воспитания читателей в интересах, естественно, своего народа, а не русского народа. Хотя, предполагаю, статистика могла бы получиться очень интересной и могла бы выявить некие скрытые от посторонних глаз тенденции. Просто отмечу, что в результате такой издательской политики (направленной на получение прибыли любой ценой, в том числе и по цене духовной деградации) на наши головы льется мутный поток бессмысленной и низкопробной литературы. Писатели часто пишут о том, о чем они сами мечтают: ну там переспать с императрицей двадцати вселенных, круто подраться на дуэли с помощью звездолетов и тому подобные вещи. Короче, тупой и бессмысленный экшн в полном соответствии с американской модой. Да-да, в казалось бы такой высокодуховной области как литература стали ориентироваться на прибыль и писать чисто коммерческие вещи. Когда даже любимая мной Андрэ Нортон пишет или говорит о том, что не так просто сделать роман, который будет иметь коммерческий успех (ключевое слово «коммерческий»), то о чем говорить…
Тем более меня поразил роман, в котором автор мечтает… о Смысле. Именно так, о Смысле с большой буквы. Это роман Александра Богатырева «Марсианин». Конечно же, нашим рабовладельцам (белым сахибам, колонизаторам, геополитическим конкурентам или как их ни назови) выгодно, чтоб мы поменьше задумывались о смысле своей жизни, а побольше покупали ненужных нам вещей. Это понятно и очевидно. Этой цели и соответствует такая модная нынче фэнтези – она отвлекает ум от социальных проблем, приучает к безмыслию – чего еще желать? А тут вроде стандартный роман о «попаданцах», ан нет, совсем нестандартный.
    От животного человек отличается способностью к внутреннему самоанализу – так называемому интеллигентскому самокопанию. Вот и в этом романе автор в этом интеллигентском русле озвучивает свою мечту – не о крутости, не о дуэлях на звездолетах, а о Смысле отдельной человеческой жизни, о социальной справедливости, о том, зачем существовать человечеству. Попаданцами тут стали Люди Полдня (как их понимали Стругацкие и как понимает Богатырев), а попали они… к нам, в современную Россию. И тут (в анализируемой книге) есть все: и высокий смысл научного творчества – как в моих любимых советских романах «Лоцман Кембрийского моря» (Федор Пудалов) и «Иду на грозу» (Даниил Гранин), и тот смысл существования человечества как общности, как системы, или, бери выше, – организма, а не суммы. Именно об этом Смысле писал великий советский ученый и великий философ Побиск Кузнецов. А вот хозяевам денег нужно человечество как сумма атомов, а не общность-система. По Кузнецову человечество должно сеть разум во вселенной и зажигать звезды, а не служить инструментом обогащения-порабощения. Обогащения паразитов, потребляя, порабощения разумных, обогащая. И в книге речь не о моральной проблеме прогрессорства, которую разбирали Стругацкие. Для себя автор (Александр Богатырев) эту проблему однозначно решил – конечно, помогать, однозначно помогать! Тут речь о моральной проблеме соглашательства с обогащением-порабощением. Таким образом, книга-то – о самой горькой моральной проблеме современности. То есть – тут ставится проблема «Что делать?». Для разумного, естественно. А неразумный, конечно же, оценивает роман с точки зрения сюжета-экшна, и только. Встречался я и с такими мнениями в сети. Типа, роман – крепкий середнячок, если убрать критику современного дикого капитализма. Да если убрать эту критику, то роман перестанет быть шедевром и вольется в мутный поток ширпотреба. А так, как есть, - роман принадлежит к критическому реализму, выполненному инструментарием фэнтези и фантастики. А иначе бы и не напечатала прислуга олигархов издатели-воспитатели. Прочтите – не пожалеете!