Армейское. Байка4

Николай Шорохов
  Начало восьмидесятых годов. Разгар "холодной войны" с америкосами. Страна развернула и поставила на боевое дежурство несусветное количество самоходных пусковых "Пионера". Эксплуатация этого комплекса и сейчас,спустя 30 лет после  его ликвидации  по  договору  с  америкосами,вызывает кучу воспоминаний.
 На январь месяц приходился самый нагруженный этап зимнего периода боевой учебы в наших войсках. По планам комдива, командарма и Главкома мы в самые лютые холода выходим дежурить на  полевые позиции. Дежурство в поле в лютый ночной  мороз - всегда экстрим. Заводчане гарантируют безотказную работу  техники в такую погоду, но  всё это  проходит  по  лезвию  ножа, путем неимоверного напряжения всех  моральных и физических.
 Я в эту зиму  только-только  принял  под  своё  начало командный пункт дивизиона, машинку на базе 543 Маза.Должность начальника отделения  подготовки  пуска обязывает знать в совершенстве технику,которую эксплуатируешь,еще  тебе  вменяется в обязанность  учить уму-разуму  двух  подчиненных  молодых  лейтенантов.
 Командный пункт - особая машина в  дивизионе, внутри круглые сутки дежурит боевой  расчет,готовый мгновенно  отправить  врагу  посылочку  из  девяти  150 килотонных "поросят". Контроль за исправным  содержанием  машины, аппаратуры со  стороны  командования дивизиона на  высочайшем  уровне. Работу по  проведению  ежемесячного  регламента  на  машине контролируют все  замы  командира  дивизиона - в  первую очередь - главный инженер, начальник штаба и дежурящий зам по  боевому управлению. Машина моя стоит в отапливаемом сооружении, работать на ней  во  многом  легче и проще,чем ковыряться на  пусковой,размещенной в железном неотапливаемом  сарае.
При выходе в поле, особенно в сильные холода,с марками  машины 543 Маза возникали  сложности перед  сменой  позиции. Машины  под  открытым  небом "вмерзали" в грунт.Если пусковые установки всегда  готовы  к  заводке двигателя - масло и  охлаждающая жидкость  постоянно  подогреваются, то 43 Мазы, остыв на  морозе,требовали  разогрева  двигателя  перед  его  запуском. Мы  все  становились  заложниками  морозной  погоды. Главной машиной в дивизионе  становился  командный пункт, без  него пусковые  установки - только  огромная  куча  бесполезных  железяк. Не  дай  бог  прийти  настоящему  боевому  приказу  на  смену  позиции. Все нормативы на  свертывание  дивизиона  и  переход  на  другую  позицию успешно  выполняются  при  температурном  плюсе  на  дворе.Зимой все  аккумуляторы  ходовых  движков  снимались со  штатных  мест  и  переносились  вовнутрь  отапливаемых отсеков  на дэски  или  командный  пункт.Другая  особенность 43 Маза - помимо прогрева двигателя нужен  еще  и  разогрев элементов  гидромеханической  передачи.Всякое начало движения  на  непрогретой  системе гидравлической  передачи  чревато  крупными  неисправностями - выдавливанию  целой кучи самоподжимных  сальников  и  выходу  из  строя  всей  этой  системы. Для успешного запуска  ходового движка его предварительно, специальным устройством ПЖД-600 ( подогреватель жидкости двигателя) прогревают. Всего-то парой  тумблеров  запускают  насос  подкачки  солярки  после  разогрева  спирали  до  белого  свечения. Подогреватель  запускается и  нужно  только  по   датчику температуры  двигателя смотреть за  прогревом антифриза  до 30-35 градусов.
Зимний день короток, в 16-30 уже  темно и  после  этого  времени  полк  обычно  сворачивал  технику  и  потихонечку  подивизионно  возвращался  на  пункт  постоянной  дислокации.
Примерно за  час до  наступления  темноты  командир дивизиона приказал  подготовить  агрегаты к  свертыванию. Мы вдвоем с водителем, ефрейтором Серёгой Вяткиным поставили на  штатные  места аккумуляторные батареи и не  спеша  приготовились к  запуску  подогревателя жидкости, температура  была  где-то  около  30  градусов мороза.Подогреватель я  сам  лично  в  отапливаемом  сооружении  уже  запускал. Было  бы  странным,если б он  не  запустился  в  тепле. Проработав успешно  и  нагрев  тогда  жидкость, мы  согласно  инструкции  продули-провентилировали установку  после  того, как  заглушили  печку.
Двигатель загудел и начал  подогревать  антифриз в  котле.Спустя  пару минут  подошел командир  дивизиона,Николай Николаевич, и проконтролировав, что  все  идет  по  плану,ушел дальше  на  другие  машины. На  дворе  уже  темно,без  фонарика ничего  на  технике  не  разглядишь.
Спрашиваю  водителя:
-Что датчик? Показывает изменение температуры?
-Даже  не  тронулся  со  своего  места!
Что-то  не  то, печка  работает, температура в рубашке охлаждения  должна  меняться.
Из  машины  вылез главный инженер Пила ( подпольная кличка -Циркулярка)подошел к нам.
- Сколько  показывает датчик?
-Не двигается стрелка датчика, в крайнем  левом стоит.
Циркулярка привычно  матом  обложил  Серёгу, заглянул на  приборную  доску, постучал  по  стеклу прибора пальцем -  никакого  сдвига!
Тирада  из непрерывных  матюков  продолжилась  теперь  уже  в  мой  адрес.
-Установку продували после  запуска  в  прошлый  раз?
-Так точно,тов. майор, тогда в тепле, перед  выездом в  поле  все  работало  отлично.
Он залез на  капот, изрыгая  ругательства  в  наш  адрес, пощупал  рукой  двигатель. Я и  сам  уже  понимаю, что назревает очередной  скандал,смотрю  на  подогреватель. Котел  хорошо  отдает  тепло,печка  привычно  гудит - а  разогрева  жидкости  нет. Циркуляции антифриза из котла  подогревателя в  малый  круг "кровообращения" нет, а замороженный двигатель в таком  состоянии  не запустить, не  выйдет  такой  фокус.
Прибежал  командир  дивизиона.
-Что у вас тут не выходит с запуском двигателя?
-Нет циркуляции антифриза от подогревателя к двигателю и обратно.
Малыгин тоже костерит всех и вся и заглядывает к котлу подогревателя!
-Вырубай печку, раскалили уже, взорвать котел  решили?!
Водитель выключает топливный  насос подогревателя и он  разом  смолкает. Малыгин смотрит на  меня, хватает за  руку и тыкает  носом в  котел. У  меня  шапка поднимается  от вставших дыбом  волос - котел четко  и  ясно  в  темноте  светится  малиновым  цветом. Я  слышу  в  наступившей  тишине запах  вскипевшего  этиленгликоля и бульканье в котле!Как все  это  выдержало  пытки  морозом  и  жарой, разогревающей  металл  до  свечения?
Малыгин с Циркуляром,владельцы автотехники, разом  находят  выход  только  в  одном - сливать вскипевший в котле  антифриз и  разбавлять ледяной антифриз путем заливки  кипятка в горловину  радиатора.
Антифриз в котле  продолжает  потихонечку  булькать! Тут  поневоле  приходится  говорить  неимоверно огромное  количество  благодарных  слов  разработчикам  и  изготовителям  нашей  техники.
Только  советская техника могла выдержать такое..
 Подставляю десятилитровое оцинкованное ведро под  котел и  потихонечку  открываю  сливной  кран. Вся  работа значительно  усложняется  в  разом  наступившей  темноте. Все 543 Мазы комплекса успешно молотят движками,маскируя позицию густым светло-синим дымом  от  сгоревшей солярки. Несмотря  на  жгучий  мороз мы  с  Серёгой мокрые от  работы. Слитый из  котла  кипяток  освободил пространство и  оно заполняется ледяным  антифризом со  страшным  треском и  шипением. Как  котел  не  треснул  в  этот  момент  от  резкого  перепада температур - и  сейчас  не  могу  понять.
Возле  нашей  машины-бедолаги собралось полдивизиона. Только  помочь эти  люди  нам  ничем  не  могут. Заливать кипяток  из  ведра  в  горловину  радиатора  страшно  неудобно, ручка ведра  мгновенно  нагревается, а ко  дну даже  в  перчатке прикоснуться невозможно, оно  обжигает. Одежда  мешает работе. Вдохнув пары  кипевшего этиленгликоля, мы с Серёгой сразу  оба  "приторчали",как  заядлые наркоманы.Задерживаем  дыхание, пары  антифриза раздразили  зрение, обливаемся  слезами. С  грехом  пополам я  вылил  эту  чертову  чашу в  10 литров  в  радиатор.
Водителя  контролируют сразу  несколько  человек. Только  приборная  доска не  радует, стрелка датчика  температуры по-прежнему не  трогается  с  места, общая  температура антифриза  во  всей  системе конечно несколько  поднялась, но  термостат не  срабатывает.
Командир командует  мне:
-Запускайте  котел  подогревателя снова и  грейте, только не  до  малинового  каления, потом переливайте антифриз  в  радиатор. Если  и  после  этого температура в  системе  не  изменится, придется таскать  антифриз, сливая его  со  всех  уже  прогретых  машин. Печка подогревателя  срабатывает  после  прогрева  отлично, с полоборота, гудит  исправно, вновь  нагревая  котел.
Мучаемся все  одним  вопросом - почему  нет  циркуляции антифриза  по  системе?Сливаю с котла разогретый антифриз и  снова  готовимся заливать  его  в  радиатор. И тут, в  самый  неподходящий  момент, потеряв  осторожность, поскальзываюсь на  мокром  от  антифриза  металле и  слетаю вместе с  полным  ведром  на  землю.Снега мало, не  более 30  см, но  он  чуть-чуть смягчает  приземление. Самое  удивительное, выплеснулась  из  ведра только половина. Как  меня  не  ошпарило этим  кипятком, спасла  от  ожога техническая  форма  одежды.
Выливаем  остатки  антифриза в  радиатор. Серёга радостно  кричит  из  кабины:
-Тов. ст. л-т,стрелка  датчика  дрогнула! Ого ,наконец-то впереди замаячила  надежда, что успешно  выползем из  этой  передряги. Дивизион уже сворачивается  полностью, я  должен работать  на  пусковой по  штатному  расписанию, но  командир  дивизиона  меня  не  отпускает  от  моей  машины.
-Еще  раз  котел  грейте  и  переливайте, одно  ведро  с  горячим  антифризом  подгоним  с  другой  машины.
И  вот  после  еще  двух  вливаний  в  радиатор  Серёга  кричит  мне
-Температура  подходит  к  + 20!
Циркулярка  орет  на  водителя:
-Запускай движок!
Только  этой  заводкой  двигателя черти  на  том  свете точно  будут  наказывать  меня, подбрасывая  дровишки  снова  и  снова!
Двигатель нехотя, со  скрипом  запустился  с  первой  попытки!
Прогреваем  ходовой, а  затем и  систему  гидравлической  передачи. Дивизион в  норматив  по  свертыванию  техники  уложился  даже  на  хорошую  оценку.
Только  прибыв  на  стационар, досконально  рассмотрели  подогреватель  снаружи. Течи  нигде,слава богу, не  было. Тут же  запустили  подогреватель, еще  не  отогревшись  с марша. Котел успешно  работал, но  циркуляции  антифриза  по-прежнему  не  было. Сами разбирать  подогреватель  не  стали, вызвали расчет  дежурной технической  смены  дивизии. Они  приехали только  к  обеду   следующего  дня. Я  в  этих  работах уже  не  участвовал, командир дивизиона  отпустил  домой, так  как надышавшись паров этиленгликоля, ходил  по  части  как  пьяный. Почему-то напрочь  с  тех  времен  отключилось  обоняние. Вяткин  тоже немного  траванулся  на  этих  работах, целую  неделю ходил  с  красными, воспаленными  глазами.
Всё  оказалось  банально  просто- крыльчатка водяного насоса, который гонял антифриз из  котла подогревателя в  общую систему  охлаждения  двигателя получала  вращение, насаженная на  общий  с  топливным  насосом  вал.Запускается топливный  насос подогревателя  и начинается  прокачка  антифриза  по  системе.
Промерзшая  напрочь  система  отказала  из-за  того, что  лопнула  шпонка, с  помощью  которой крыльчатка  насоса  крепилась  к  валу  и  таким  образом  получала  вращение. Расчет долго  искал  в Зипе резервную  шпонку, перерыв  дважды  огромное  количество  бумажных пакетиков, в которые  завернуты  запчасти.
Металлическая штучка размером  с  советскую копейку, разрубленную  пополам, устроила  нам  такое  испытание.
Почему  особо  прочный  металл  шпонки  не  выдержал- никто  из  специалистов не  смог  объяснить.
Циркуляр вручил  мне  эти  обломки  шпонки  на  память. Я  их  тут  же  незаметно  метнул  в  сторону.
Больше  всего  меня  мучило- не  подведет  ли  в  дальнейшем  котел  подогревателя, ведь я  его  основательно  перекалил.