Сто лет революции. Кому нужны её итоги?

Виктор Попов 7
      Прошлое – настоящее – будущее; связаны они невидимой нитью?
      Можно ли предсказать будущее, вглядываясь в прошлое?
      Если знаешь закон, который регулирует общественные отношения, то сделать это не сложно.
      Коммунисты для себя эту задачу решили. Но в чём-то ошиблись, раз рухнуло выстроенное ими здание. В чём-то были правы, раз умели строить.
      Новые архитекторы стали переписывать историю, чтобы оправдать возводимую конструкцию, надёжность которой весьма сомнительна.

      Где нам взять объективный  взгляд на своё прошлое?
      Особенно, если нынешнее не в состоянии разглядеть.
      Текущие события фиксируются весьма и весьма по-разному.
      Иногда хочется даже ущипнуть себя, чтобы поверить в ту естественность, с которой люди воспринимают ежедневные новости  или негодуют в пустоту.
      Может ли быть объективной оценка давно минувших дней, если здесь и сейчас не можем разобраться в простых вещах?

      Казалось бы, политики в силу их профессионализма обязаны анализировать события более или менее беспристрастно. Их мысли должны впитывать исторический опыт, а действия – служить примером победы здравого смысла. Но делают они всё с точностью до наоборот.
      
      Дональд Трамп: «Америка превыше всего». Это предвыборный лозунг Трампа.
      Ничего не напоминает?
      Конечно же: «Deutschland, Deutschland uber alles». «Германия, Германия превыше всего». Созданная на музыку Йозефа Гайдна как «Песнь немцев», затем переделанная во времена Третьего Рейха под фашистский гимн, затем запрещённая к исполнению после 1945 года, сейчас эта «песня» возможна только без первой строфы. «Превыше всего» быть не должно. Но, чтобы осознать поговорку «из песни слов не выкинешь», сколько было пролито крови!
      Сегодняшний президент Америки этого не понимает?
      «Я прошел путь от очень успешного бизнесмена до топовой звезды телевидения и президента США (с первой попытки). Думаю, это говорит о том, что я не просто умен, а гениален, стабильно гениален!» – так комментирует свои действия Трамп.
      Но когда 54 африканских государства  были «чрезвычайно  потрясены возмутительными, расистскими и ксенофобскими замечаниями президента Соединенных Штатов» и потребовали от него извинений за выражение «мигранты из грязных дыр», то его «стабильная гениальность» опять сработала: «Не говорил».

      Будет ли Трамп оценивать итоги столетнего юбилея нашей революции?
      Чур меня. Что происходит в «грязных дырах» – увольте.
      Тем более, если считать, что эта революция случилась по закону: «личное не может быть выше общественного» (воспользуемся оценкой «выше» вместо одиозной «превыше»).
      Трамп своей «стабильной гениальностью» доказывает как раз обратное: личное выше общественного, на которое можно «плевать с высокой колокольни».

      Нами уважаемый президент Путин В.В. высказывает иные взгляды.
      «Свобода, братство, равенство, справедливость – это всё заложено в Священном писании, это всё там есть. А Кодекс строителя коммунизма? Это сублимация, примитивная выдержка из Библии» – сказал он. Отношение коммунистов к телу Владимира Ленина глава государства сравнил с почитанием святых в христианстве.
      Как лидер государства, которое гордится социальной направленностью, и о которой так много говорят лидеры её политических партий, Путин тоже много  говорит о ней (о социальной направленности).
      Проводя итоговое совещание с правительством в декабре 2017 года, президент отметил: «Но должен сказать, что Правительство РФ сделало не только всё возможное, но, на мой взгляд, и более того: по сути, вы решили все стоявшие перед экономикой страны вопросы». Спустя несколько минут он называет цифру 20 миллионов человек, живущих в нашей стране на доходы ниже прожиточного минимума.

      Можно ли представить себе жизнь человека на доходы ниже прожиточного минимума?
      Можно. Но это будет жизнь либо в «грязной дыре», либо в тропиках, где живут собирательством.
      В цивилизованном северном государстве (с социальной направленностью, напомню ещё раз) такую жизнь эксплуататоры информационных технологий не представляют. Но это их работа – добиваться в обществе своих интересов запудривая чужие мозги (возможно, и свои).
      Шокирует реакция общественности на озвученное президентом число нищих людей – нулевая.
      Молчат оппозиционные партии, молчит свободная пресса (четвёртая власть).

      Кому же тогда подводить итоги столетнего юбилея социалистической революции?
      Если итогом этой революции признать «общественное выше личного», то  из действующих политиков –  некому (пилить сук, на котором сидишь).
      Если итогом революции считать «личное выше общественного», то тоже некому (вдруг разбудишь спящего зверя).

      Всё ясно. Вовсе это не революция, а переворот.
      «Революция» – это качественный скачёк в развитии. Необратимый.
      «Переворот» подразумевает движение туда-сюда. Пожили в социализме, надоело, перевернулись обратно в капитализм.
      Не смущает тупик развития?
      Тупик, как правило, случается в мозгах. За ним следует тупик в делах: «Америка превыше всего» вместе со «стабильно гениальным» и «социальная направленность» вместе с 20 миллионами, живущими ниже прожиточного минимума.

      Взгляд на Восток. Китай.

      Если обратиться к канонам Конфуцианства, то никаких «свободы, равенства, братства» мы там не встретим. Можно выделить у китайцев пять основных добродетелей: человечность (жэнь), справедливость (и), мудрость (чжи), добропорядочность (ли), искренность (синь).
      Кроме того в 24-х основных канонах есть такие, которые являются противоположностью «свободе, равенству, братству». Это прежде всего Саньганучан, «Три устоя и пять незыблемых правил» (подчинение подданного государю, подчинение сына отцу и жены – мужу, гуманность, справедливость, вежливость, разумность и верность).
      Затем следует разделение людей на категории:
• Цзюнь-цзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не делающий ошибок.
• Сяожэнь, низкий человек, подлый люд, маленький человек, антипод цзюнь-цзы, простой народ, малодушный, неблагородный человек.
• Чжунъюн, золотая середина, «Срединное и неизменное» (как заглавие соответствующего канона), посредственный, средний, заурядный.

      Современное руководство коммунистической партии Китая распространило среди членов КПК циркуляр, в котором описываются «семь подрывных тенденций, пронизывающих китайское общество». Среди них – «неолиберализм» и «универсальные ценности» прав человека. Членов коммунистической партии Китая предупредили о дурном влиянии западной идеологии, пишет американская New York Times. Журналисты газеты смогли ознакомиться с так называемым «документом № 9», в котором перечисляются эти «семь подрывных тенденций». Как полагают китайские идеологи, стабильности в стране угрожают «западная конституционная демократия», поощрение «универсальной ценности» прав человека, западные представления о независимости СМИ и гражданском обществе, «неолиберализм», а также «нигилистическая» критика прошлого компартии.
      Можно понять, как китайских товарищей, сполна хвативших коммунистического равноправия, когда общество было доведено до крайней нищеты (чашка риса на человека в сутки), так и нас с нашими ближайшими предками, идеологическая платформа которых рухнула безо всякого теоретического обоснования. Утопическим равенством сыты по горло названные поколения людей. Поэтому на уровне подсознания в наших народах появилась информационная установка, о бесперспективности учить кухарку управлять государством. А равенство возможностей вписывается в коллективные добродетели.

      «Общественное всегда выше индивидуального».
      Движение в этом направлении обеспечивает сегодня успех китайским товарищам.
      Они единственные, кто понял (в том числе на собственном опыте) значение Великой Октябрьской Социалистической Революции.

      В чём её революционность? В чём величие?
      Никто не сомневается в Величии французской Революции, потому что она была первой в мире, провозгласившей новые принципы жизни.
      Наша революция была тоже Великой, потому что первой в мире на практике показала торжество закона, действующего в любой социальной группе. Закон такой:
      «Общественное всегда выше индивидуального» или «Не может личное быть выше общественного».
      Семьдесят лет существования советской власти – это не малый срок, который позволяет признать социальный эксперимент проверкой действия упомянутого закона.

      Что же он провалился наш эксперимент?
      Теоретики марксизма-ленинизма не учли «человеческий фактор», выражаясь современным языком. На языке конфуцианства это означает: не могут все люди быть «цзюнь-цзы», всегда есть «сяожень».
      Коммунисты прекрасно понимали этот факт, воспитанию «нового человека» прилагали немалые усилия, в том числе нечеловеческие: «ликвидировать как класс», «статья 58», «враг народа», ГУЛАГ. Реализуя этим самым другой библейский завет христианства (о чём Путин не сказал) – «кто не с нами, тот против нас». «Перековка» в пролетарское сознание велась по всем фронтам: пионерия, комсомол, профсоюзы, КПСС.
      Успехов, разумеется, добились. Была создана уникальная общность людей – советский народ.
      Общественное всегда выше личного!

      Что же это созданное «общественное» сначала «застоялось», потом рухнуло?

      Неужели «бытие определяет сознание»? Пока человек не получит власть, он живёт по принципу «общественное выше личного». Как только дорвётся до власти, сразу же «личное» становится выше.
      Отнесём такого человека к категории «сяожень»?
      В русском значении ближе всего к этой категории «неблагородных мужей» можно подобрать слово «жлобы».      
      Жлобство – жадность в сочетании с грубостью.
      
      Люди «сяожень» не способны понять «жень» (человеколюбие, гуманность)!
      Их звериные инстинкты подавляют приобретённые – человеческие.
      В звериных инстинктах выживания заложена стадность и забота о потомстве, но до моральных и нравственных категорий, необходимых социуму как воздух, животные никогда не поднимутся.
      Вот именно этот человеческий фактор не учли разработчики коммунистической религии, выдавали желаемое за действительное.
      Какое-то время строители «светлого будущего» (общественное выше личного) жертвовали всем на свете, даже жизнью. Но в дальнейшем это «светлое будущее» сыграло с ними злую шутку: обратило их в «сяожень». Власть – опасная штука! Она не только развращает, она перерождает душу человека.
      Демократы хорошо это знают: сменяемость власти и не более двух сроков!
      Знают это и другие управленцы, когда замечают: бюрократия бессмертна, служит себе самой и воспроизводится циклично, как с ней не борись.
      Социологи со времён Маркса распознали, что победа над бюрократией требует не только борьбы с бюрократами персонально, но прежде всего – подавления и искоренения общественных (культурологических) факторов.  Если общество живёт не по законам, а по понятиям, то бороться с бюрократией бесполезно. Сначала должна быть подготовлена почва, потом будут всходы.

      Прежде, чем покупать себе автомобиль, выплати людям зарплату.
      Прежде, чем покупать яхту, создай условия людям зарабатывать достойную зарплату.
      Прежде, чем покупать футбольный клуб, проведи техперевооружение производства.
      «Раньше думай о Родине, а потом о себе» – пели когда-то такую песню.
      Сегодня получается наоборот. Нахапали ребята собственности и не знают, что с ней делать. Вернее знают – прибыль отдай. На то ты «эффективный менеджер». Не можешь? Найдём другого «эффективного». Их стало столько эффективных, что уже охранник на проходной, проверяя документы, спрашивает, есть ли у вас специалист по логистике.
      
      Яркий пример работы эффективного менеджера.
      Премьер-министр Дмитрий Медведев обязал Министерство экономического развития и Министерство труда увязать вознаграждения для топ-менеджеров государственных компаний с эффективностью их работы. Такое поручение глава правительства дал по итогам заседания правительства 12.01.2018 г.
      Новость обескуражила. Ущипнул себя. Начал поиск информации в Интернете.
      Нашёл.
      «Проработать вопрос о том, чтобы зарплаты топ-менеджеров российских госкомпаний соответствовали результатам работы организации в правительстве решили после того, как об этом на ежегодном послании Федеральному собранию заявил глава государства Владимир Путин. Тогда, 4 декабря 2014 года, президент сообщил о необходимости наведения порядка в госкомпаниях. Главу государства волновало недостаточная прозрачность организаций и плохая оптимизация денежных потоков госкомпаний, а также неэффективное управление ими. В послании российский лидер подчеркнул, что важно разобраться с выплатами топ-менеджерам, зарплаты которых постоянно растут независимо от ситуации в российской экономике.
      Законопроект, в рамках которого зарплаты топ-менеджеров госкомпаний привяжут к показателям работы предприятий внесут на рассмотрение Госдумы в конце 2015 года. Разработкой документа занимаются члены правительства и комитет Госдумы по экономической политике».
      Попутно узнал, что главные наши госкомпании «Роснефть» и «Газпром» правительству не подконтрольны.
      Судя по тому, что остальные компании до сегодняшнего дня устанавливают сами себе вознаграждения, получаются, все они тоже не подконтрольны государству!! Но если с первых могут спросить акционеры, то со вторых спросить некому.

      Вот бессмертие бюрократии, которая служит себе самой и воспроизводится циклично. Которая работает по известному принципу «толочь воду в ступе».
      Ситуацию с госкомпаниями в нашей стране можно представить на бытовом примере.
      Задумали вы ремонтировать квартиру, нашли специалистов, согласовали объём работ и отдали им свою банковскую карточку, чтобы эти специалисты закупали по ней материалы и снимали себе деньги на зарплату. Их зарплата при этом не обсуждается.
      Фантастика?
      Где-то и фантастика, но у менеджера Медведева это реальность: «Денег нет, но вы держитесь». Это для пенсионеров. А для топ-менеджера ежемесячная зарплата больше, чем вся годовая у самого премьер-министра.
      «Он вам не Димон».
      Тем более, что президент похвалил:  «…решили все стоявшие перед экономикой страны вопросы».

      Стихийные протесты молодёжи вызвал фильм пусть даже «сфабрикованный».
       Другая часть общества не реагирует, потому что нутром чует феномен власти: постоянный переворот имеющихся в наличии «сяожень» и «цзюнь-цзы». Вот здесь точно «переворот», а не «революция».
      И коммунисты потерпели крах, потому что не справились с перерождением вчерашнего борца за идеалы в нынешнего  бюрократа. (Термин «жлобство» лучше исключить, так как вешающий ярлыки сам имеет признаки этих ярлыков).      

      Финансовый кризис.
      Он неизбежен, когда работает формула «личное выше общественного». Сколь пузырь не надувай – обязательно лопнет, потом «личное» найдёт новый пузырь. При этом не помешает «маленькая победоносная война».
      Китайцы пришли культурологически к пониманию «общественное выше личного», потому что это заложено в их древней культуре. В самый пик финансового кризиса их темпы роста превышали максимально возможные у так называемых «развитых экономик» в обычный период.
      Американцы за двести лет существования своей нации научились жить по обратному принципу – «личное выше общественного», эксплуатируя при этом весь мир.
      Мы оказались между двух стульев. Как всегда: думаем одно, говорим другое, делаем третье. Культурологически оказались в кризисе. Надеюсь, почву какую-то сохранили.
      Потому-то Трамп опубликовал Стратегию национальной безопасности США, где делается акцент: «Китай и Россия бросают вызов власти, влиянию и интересам США, пытаясь подорвать американскую безопасность и процветание».

      Мир меняется стремительно. Информационная революция. Глобализация.
      Культурологические перемены не остановить!
      Вначале они зарождаются в молодёжной среде, потом происходит революция в общественном сознании, потом уже происходит «переворот» в государственном устройстве. Потом в общемировом.

      Наше поколение, умудрённое опытом жизни двух формаций (социализм, капитализм), может ли своим потомкам передать «Военную Тайну» из сказки Аркадия Гайдара про Мальчиша-Кибальчиша?
      Сможет, если к формуле «общественное выше личного» добавит: «общественное необходимо формировать на духовных началах без иллюзии равенства».
      Только выполнение этих простых заветов даст благополучие и процветание любой социальной группе: и семье, и предприятию, и муниципальному образованию, и государству, и теперь уже глобализованному миру.