Мемуары. Санкции в СССР

Владимир Сысолятин
Ночь на дворе. Пора баиньки, завтра на работу. Не успел я первый сон досмотреть как звонок в дверь. Телефона-то у меня не было как и у многих, многих других. Стоит мужик шофёрской национальности:
 — Тут, это, я на дежурном автобусе заводском. Тебя начальство приказало привезти на завод.
 — Чего там опять?
 — Не знаю? Время полпервого, а там всё начальство бегает как настёганное? Может чё случилось?..

Приезжаем, а там уже все в сборе: ОТК, метрологи, технологи, конструктора... Меня только не хватает! «О! — обрадовалась толпа. — Иди-иди сюда, касатик...»

Постепенно стало проясняться. Уже вторая смена начала на лыжи становиться, как ОТК забила тревогу. Прямо под занавес попёр брак... Сначала думали действительно кто-то, что-то? Но потом брак пошёл сплошняком! Притащили метрологов, — у них всё нормально! Потом технологов, конструкторов... Я оказался крайним. И хотя я официально был тоже конструктором, но? Но у нас было как бы разделение. Те, что уже были на месте занимались железками, а мы электрикой. А все как бы ведущие инженеры. Кто не в курсе, ведущие это не те, что ведут всех по самой плохой дороге. Ведущие это те кто ведёт каждый свою продукцию и не даёт заводу остановиться при любом ЧП! И вот ЧП наступило...

«Вот, — говорят все хором, — тебе суприз с браком. Твоя задача лабораторным методом проверить хотя бы этот ящик и выдать к утру все отклонения от ТУ.» Это сейчас всем, всё по барабану! Покупаю часы и наивно спрашиваю, типа сколько лет гарантия? Торгаш смотрит на меня как мамонта ископаемого, — три дня! А мол не согласен, не бери! Ну это сейчас, а то тогда!

К утру всё подтвердилось, — брак 100%! Всё доложил и отправился досыпать... Конечно завод как и положено работал и на войну и на гражданку. Про войну я не знал конечно, а про гражданку? Ну да, делали комплектующие для цветных телевизоров, для всех телевизионных заводов СССР. А тут такое?.. А в аэропорту уже ЯК-40 пригнали из Львова. У них там запарка, трансформаторы наши на исходе (значит завод встанет). Надо решать, что делать? Сегодня Львов, а завтра?.. Другие завоют! Надо срочно ТУ менять и у нас и у них, там, на заводах. Ну, цифорки в ТУ подчистить, — нет проблем, а как же с продукцией быть? Как это на качестве телевизоров скажется, а вдруг кто в ТУ сунется, а там?..

Конечно мало кто из покупателей обратит внимание, что в телевизоре что-то не так? Как уж там выкрутились мне никто не говорил, а я и не спрашивал... И как всегда, — кто виноват и что делать?

Чуть позже выяснилось... Оказывается во всём виноваты санкции! Из ФРГ нам поставляли какие-то вещества-добавки для изготовления ферромагнетиков (ферритов) для трансформаторов. Ну, да! Именно для тех, что пошли в брак! Те, что выпускали эти чёртовы ферриты думали, что никто и ничего не заметит?! Мол глядишь и прокатит? Не прокатило... Нашим бы главарям поумнеть и сделать выводы!.. А судя по сегодняшней истерии с этими санкциями... Правильно, и через сорок лет, и всё на те же грабли!

Вы думаете, что это единичный случай, незамеченный общественностью? Конечно же нет! У кого уже порядочная седина помнит скандал с трубами большого диаметра из той же ФРГ. Те трубы, для газопровода... Ведь выкрутились! Могли же... Так откуда сегодняшние санкции вылупились?.. Вашу мать и мать сверху!!!