Как дЕды жили и служили. Часть 4

Сергей Дроздов
Как дЕды жили и служили. Часть 4.

(Продолжение. Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2010/03/15/417)

Несколько лет назад я написал три небольших рассказа о жизни и службе моего отца Бориса Петровича и деда Петра Федоровича Дроздовых, которым довелось пережить и  ленинградскую блокаду и военное лихолетье.
Их уже давно нет в живых, но память моя продолжает бережно их хранить, а сердце – любить. Пусть будет им пухом сырая ленинградская земля…

Своего деда по материнской линии, Ефима Ильича Анохина я совсем не знал. Он умер за несколько лет до моего рождения. Все, что мне о нем было известно – только со слов моей мамы.
Она рассказывала, что он,  в звании рядового солдата, провоевал обе мировые войны, которые выпали на долю России в ХХ веке, затем вернулся из Германии домой, стал работать и через несколько лет после Победы умер, не дожив даже до своего 60-ти летия…

Совершенно неожиданно для меня, мой старый друг Юрий Михайлович Поморцев  прислал мне ссылку на наградные документы этого моего деда, размещенные в интернете, на сайте «Я помню», за что я Михалычу безмерно благодарен и признателен.

Прочитав скупые строки этого Наградного листа, написанного по горячим следам тяжелых боев на Висленском плацдарме, в марте 1945 года, я вспомнил рассказы матери о ее отце и подумал, что небольшой очерк о судьбе этого простого русского солдата будет интересен читателям.

Мама вспоминала, что ее отца мобилизовали в ряды РККА в самом начале Великой Отечественной войны, еще в июне 1941 года.
(К этому моменту ему было уже 45 лет (по тем временам и понятиям – это очень зрелый возраст, почти «старик»), у него было три дочери и даже  родился внук).
Он был самым старшим среди мужчин своей родни: вместе с Ефимом Ильичем на фронт тогда были мобилизованы два его младших брата (Иван и Сергей) и три мужа его младших сестер, всего 6 человек.

Вернулся домой из них только он ОДИН…
Вот такую цену за Победу заплатила только одна семья… 

В Наградном листе указано, что Ефим Ильич Анохин был русским, беспартийным рядовым солдатом, занимавшим с июня 1944 года должность санитара в 42-м Отдельном медсанбате, приданном 39-й гвардейской стрелковой дивизии, на время боев на плацдарме за Вислой в январе 1945 года.

Интересно и прохождение его службы в годы Великой Отечественной войны:
С июня 1941 по август 1942 года – в пехоте, в войсках Западного фронта;
В это время (3 октября 1941 года) дед был ранен, (что и указывается в его представлении к награде).

С августа 1942 года по февраль 1943 года – Сталинградский фронт. (Это ведь – самый разгар битвы за Сталинград, закончившейся как раз в феврале 1943 года капитуляцией остатков армии Паулюса! К сожалению, никаких подробностей участия деда в тех боях я не знаю.
Мама лишь иногда с гордостью вспоминала, что ее отец «защищал Сталинград» и имел соответствующую медаль за это).

С февраля 1943 года и по июнь 1944 года – дед воевал в составе в войск Юго-Западного и 3-го Украинских фронтов.
С июня 1944 года – в составе войск 1-го Белорусского фронта.
11 ноября 1944 года он был контужен.
(Скорее всего, после этой контузии он и оказался в качестве санитара-носильщика 42-го Отдельного медсанбата. Последствия ранения, контузии и «почтенный» сорокавосьмилетний возраст рядового солдата могли этому поспособствовать).

Вот в составе этого медсанбата, приданного 39-й гвардейской стрелковой дивизии, входившей в состав 8-й гвардейской армии генерала В.И. Чуйкова он и участвовал в тяжелейших боях на Магнушевском плацдарме за Вислой и Берлинской наступательной операции.

Об этом плацдарме в истории Великой Отечественной войны сказано:
«Магнушевский плацдарм сыграл решающую роль на завершающем этапе Великой Отечественной войны, так как части 1-го Белорусского фронта в январе 1945 года наносили главный удар именно с этого плацдарма. 14 января 1945 года, участвуя в Варшавско-Познанской операции, с Магнушевского плацдарма 39-я гвардейская стрелковая дивизия переходит в наступление, совместно с другими частями армии прорывает глубоко эшелонированную оборону противника и успешно развивает наступление в направлении г. Познань».
А где жестокие бои – там и тяжелые потери.
В наградном листе деда сказано, что он только за период «с 25 января по 29 января 1945 года», по специальности, в качестве санитара оказал помощь «не менее 350 человек». Это – за ПЯТЬ дней. Получается, в среднем,  70-ти  раненым в сутки.
 
Необычны и эти слова в наградном листе:
«Любовно (!) относится к нуждам раненых, работая по двое-трое суток без отдыха».
Не правда ли, удивительный термин для отношения деда к нуждам раненых выбрал начальник 42 Отдельного медсанбата гвардии майор медслужбы Старков?!
Как правило, слова в наградных листах, да еще написанных в военное время, в  Действующей армии, суровы, скупы и лапидарны.
А тут – такая трогательная оценка отношения подчиненного к нуждам раненых!
Значит – заслужил ее дед!

В результате его наградили медалью «За боевые заслуги». 
Надо сказать, что даже в победном 1945 году орденами и медалями наших бойцов награждали не слишком-то щедро: так в этом наградном приказе № 0155/н  от 17 марта 1945 года, по 39-й гвардейской стрелковой Барвенковской, дважды краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии, всего несколько фамилий:
4 бойца награждены орденом Красной Звезды, трое – медалью «За отвагу» и двое – медалью «За боевые заслуги».
Как бы там ни было, но «Награда нашла героя».

В конце войны дед принимал участие в штурме Берлина.
Там его и демобилизовали в августе 1945 года.
По рассказу деда, это произошло следующим образом.
Всех солдат старших возрастов (а деду уже было 49 лет), имевших ранения и контузии, построили где-то у руин железнодорожного вокзала в Берлине.
К ним приехал сам Г.К. Жуков (!), который прошел вдоль не слишком-то длинного строя, пожал солдатам руки, и сказал перед строем следующее напутствие:
«Спасибо, отцы! Езжайте домой!»
Эту фразу Жукова дед запомнил,  и рассказал ее  «своим домашним» уже дома, сидя за праздничным столом.
А о том, как проходила этот праздник встречи отца-фронтовика и что мама запомнила из воспоминаний деда о войне – поговорим с следующей главе.

На фото – скан Наградного листа деда.

(Окончание:http://www.proza.ru/2018/01/26/979)