Высоцкий - это наше очень многое...

Александр Ивашкевич
       Сегодня (25 января 2018 года) годовщина со дня рождения великого русского поэта и актёра Владимира Семёновича Высоцкого.
       Ему бы исполнилось 80 лет...
       Без этого человека жизнь нашего поколения была бы менее полна, интересна и понимаема.
       Во всяком случае для меня и моего окружения.
       Сочувствую современному поколению. У них нет своего Высоцкого...
       Кто такой Высоцкий?
       Когда я первый раз услышал Высоцкого, а  было это во второй половине шестидесятых годов прошлого века, когда я учился 6-7 классах средней школы городов Душанбе, а затем Алма-Аты, то воспринял его как нечто не от мира сего, как что-то далёкое-придалёкое и ярко сияющее, но тщательно и усиленно скрываемое всеми силами советской власти и потому ещё более интересное, интригующее и вызывающее доверие.
       В росте популярности Высоцкого во всех республиках СССР значительную роль сыграло это трусливое стремление власти принизить, скрыть, не пускать творчество Высоцкого в массы, как тогда выражались. Но невозможно было полностью изолировать этот сгусток духовной энергии и света иного разума от народа даже при всех тех возможностях того тоталитарного коммунистического режима и партийной дисциплины.
       Высоцкий возник на границе разлома между двумя коммунистическими идеологиями: между откровенно диктаторской, тоталитарной сталинской и относительно "либеральной", "демократической" авторитарной хрущёвско-брежневской. Так что Владимиру Семёновичу "повезло" жить в "эпоху перемен"...

       "Спасибо вам святители, что плюнули да дунули,
       Что вдруг мои родители зачать меня задумали,
       В те времена укромные, теперь почти былинные,
       Когда срока огромные брели в этапы длинные.
       Их брали в ночь зачатия, а многих даже ранее,
       А вот живет же братия - моя честна компания."

       Его детство  прошло в период  расцвета сталинизма с его  патологическими репрессиями, гулагами и великими победами  советского народа  в самой грандиозной  войне всех времён. Высоцкий с "молоком матери" воспринял всю противоречивость и единство  великой гордости и скорби, надежд и разочарований, достижений и провалов того героического и трагического периода истории нашей страны. "Я рос как вся дворовая шпана...". "Где мои семнадцать лет?".
       Время его молодости и становления таланта пришлось на развенчание культа личности Сталина, идеологическую "оттепель", хрущёвскую авторитарную глупость:
 
       "Жил-был добрый дурачина-простофиля.
       Куда только его черти не носили!
       И однажды, как назло,
       повезло —
       И совсем в чужое царство занесло.
       Слёзы градом — так и надо
       простофиле:
       Не усаживайся задом
       на кобыле.
       Ду-ра-чи-на!",-

на грандиозные достижения  советской науки и техники (космические полёты, атомные технологии, покорение Арктики...), культуры и спорта. "Я был душой дурного общества...". 
       Зрелость Высоцкого совпала с брежневской  стабильностью, похожей на интеллектуальную и творческую заморозку (сейчас те времена неадекватно называют "застоем"...). "В королевстве, где всё тихо и складно...". "А у дельфина вырезано брюхо винтом...". Можно сказать, что жизнь Высоцкого отразила в малых формах основную проблематику жизни и смерти СССР... "Лукоморья больше нет...".

       "В кабаках зеленый штоф,
       Белые салфетки -
       Рай для нищих и шутов,
       Мне ж как птице в клетке.
       В церкви смрад и полумрак,
       Дьяки курят ладан...
       Нет, и в церкви все не так
       Все не так как надо.
 
       Где-то кони пляшут в такт,
       Нехотя и плавно.
       Вдоль дороги всё не так,
       А в конце — подавно.
       И ни церковь, и ни кабак —
       Ничего не свято!
       Нет, ребята, всё не так!
       Всё не так, ребята..." (1968)
      
       Высоцкий - это скорее явление, которое для нашего поколения в некотором смысле можно обозначить фразой "Наше всё"! Сказать, что он "актёр" - ничего не сказать про него. Да, отличный актёр. Но в СССР было много ещё более отличных актёров! Писатель, поэт, бард, мыслитель? Да, он выполнял и эти функции. Но охарактеризовать Высоцкого одним словом наименования какой-либо его профессиональной деятельности совершенно недостаточно. Это будет ложь.
        Высоцкий - это Личность, оказавшая большое влияние на всех мыслящих людей своей страны того времени посредством  своего творчества как поэта, актёра, композитора, музыканта, человека...
       Его помнят, ценят, уважают и слушают его ритмические стихи-песни-размышления до сих пор.

       "Мне судьба — до последней черты, до креста
       Спорить до хрипоты (а за ней — немота),
       Убеждать и доказывать с пеной у рта,
       Что не то это вовсе, не тот и не та,

       Что лабазники врут про ошибки Христа,
       Что пока ещё в грунт не влежалась плита.
       Триста лет под татарами — жизнь ещё та:
       Маета трёхсотлетняя и нищета.

       Лучше я загуляю, запью, заторчу,
       Всё, что ночью кропаю, — в чаду растопчу,
       Лучше голову песне своей откручу —
       Но не буду скользить, словно пыль по лучу!

       ...Если всё-таки чашу испить мне судьба,
       Если музыка с песней не слишком груба,
       Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, —
       Я умру и скажу, что не всё суета!" (1978)

       Трудно представить его с нами здесь и сейчас... О чём бы он писал про эти годы? "Он был чистого слога слуга...".

       "А мы живем в мертвящей пустоте, -
       Попробуй надави - так брызнет гноем, -
       И страх мертвящий заглушаем воем -
       И те, что первые, и люди, что в хвосте.

       И обязательные жертвоприношения,
       Отцами нашими воспетые не раз,
       Печать поставили на наше поколенье -
       Лишили разума и памяти и глаз." (1979 или 1980)

   
       "Нет меня - я покинул Расею...". "Здесь вам не равнина, здесь климат иной...". "Сыт я по горло, до подбородка - даже от песен стал уставать...". "А люди всё роптали и роптали, а люди справедливости хотят...".

       Кстати, в этом году будет ровно 38 лет со дня  смерти Высоцкого.
 Он родился 25 января 1938 года. А умер 25 июля 1980 года. Шла Московская Олимпиада...

       "Я при жизни был рослым и стройным,
       Не боялся ни слова, ни пули
       И в привычные рамки не лез,-
       Но с тех пор, как считаюсь покойным,
       Охромили меня и согнули,
       К пьедесталу прибив "Ахиллес"". (1973)

       "Смерть самых лучших выбирает и дёргает по одному...". В Своё время? Или в Чужое?
       "Мы успели. В гости к Богу не бывает опозданий".
       "Я вам мозги не пудрю, уже не тот завод..."
       "Ни единою буквой не вру, не вру..."
       "Вы мне не поверите и просто не поймёте...".
      
       Одно из последних стихотворений Высоцкого (1980 г.):
 
       ДВЕ ПРОСЬБЫ  М.Шемякину  - другу и брату -
        посвящен сей полуэкспромт.

 I.

 Мне снятся крысы, хоботы и черти. Я
 Гоню их прочь, стеная и браня,
 Но вместо них я вижу виночерпия -
 Он шепчет: "Выход есть - к исходу дня
 Вина! И прекратится толкотня,
 Виденья схлынут, сердце и предсердие
 Отпустят, и расплавится броня!"
 Я - снова я, и вы теперь мне верьте,- я
 Немного попрошу взамен бессмертия -
 Широкий тракт, холст, друга да коня;
 Прошу покорно, голову склоня,
 Побойтесь Бога, если не меня,-
 Не плачьте вслед, во имя Милосердия!

 II.

 Чту Фауста ли, Дориана Грея ли,
 Но чтобы душу - дьяволу,- ни-ни!
 Зачем цыганки мне гадать затеяли?
 День смерти уточнили мне они...
 Ты эту дату, Боже, сохрани,-
 Не отмечай в своем календаре или
 В последний миг возьми и измени,
 Чтоб я не ждал, чтоб вороны не реяли
 И чтобы агнцы жалобно не блеяли,
 Чтоб люди не хихикали в тени,-
 От них от всех, о Боже, охрани -
 Скорее, ибо душу мне они
 Сомненьями и страхами засеяли!
 
Париж, 1 июня, 1980

- Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом...

- Я вам мозги не пудрю - уже не тот запал...

- Я сейчас взорвусь как триста тонн тротила...

- Я ЯК, истребитель, небо - моя обитель...

- Я при жизни был рослым и стройным...

- Но с тех пор как считаюсь покойным...

- Я хвалился косою саженью....

- А у меня постены появились, я их гоню, они опять...

- Не пиши мне по любовь...

- Я однажды гулял по ...

- Пусть пробуют они, я лучше подожду...

- Я иноходец...

- Бить человека я детства не привык...

- Я силён, чего скрывать...

- Раз пошли на дело я и Рабинович...

- Я приехал туда не с бухты барахты...

- У меня запой от одиночества...

- Я б засосал стакан и в Тегеран...

- Я б тогда приседал на корточки...

- Я не люблю...

- Рвусь из сил и из всех сухожилий...

       "О Высоцком. Крайне кратко..."   http://proza.ru/2022/09/18/609