Раритет

Елена Кустова -Губерт
 Шкатулочка из стекла стояла у матери в шкафу. Была она внешне непримечательна. Стеклянная, с узорами. Старая – престарая. Если не считать того, что досталась она матери по наследству от ее матушки. И год выпуска на ней стоял 1894 год. Когда Еленка рассмотрела на ней эти цифры и сопоставила их с датой рождения бабушки, она сразу придумала красивую историю.

 А может, это и не придумка. И не фантазия. А из подсознания проявилась, как старая пленка, история, рассказанная маленькой Еленке взрослыми.
 
 В этот год родилась ее бабушка. Отец, не имеющий дочерей, был так рад рождению девочки, что поехал на базар покупать жене подарок. Дорога была не близкой, да и роды жены были трудными, мужчина вымотался. Походив по базару, он все решал, что бы такое подарить жене?  Деньги были, семья была хоть и большая, но работников в ней было много. Все дяди имели сыновей, тетки занимались домашним хозяйством, а мужчины скотом и деревообработкой. Самый крепкий дом в селе был у них. Работой семья не гнушалась, и хотя и завидовали ей бедняки, но за помощью шли именно к ним. Мало того, еще и приемных детей в семью всегда брали. И все почему – то парни. Поэтому стоит ли удивляться, что рождению единственной девочки в семье все были рады. Отец, человек не сентиментальный, решил как – то выделить это рождение и поэтому ходил сейчас по городскому базару и выбирал подарок. Но все увиденное не «цепляло глаз». И тут в одной лавке среди разного товара отец увидел шкатулочку. Он сразу остановился, взял ее в руки. Продавец, старый еврей, придержал его.
- Осторожно, это вещь дорогая, хрустальная. С самого Петербурга привезенная.
Отец недоверчиво повертел ее в руках и хмыкнул:
- Ну, конечно, с самого Петербурга?
- Не веришь, поставь на место.

 Но отец уже знал, что купит именно ее. Шкатулочка притягивала его взгляд. Он рассматривал ее, вертел в руках и тут увидел выпуклые цифры на донышке. 1894 год. Он неожиданно для себя поделился с торгашом:
- А у меня дочь родилась, единственная. Еленкой назову.
Еврей улыбнулся и сказал:
- А у меня нет дочерей, одни сыновья, наследники.
- А Еленка у меня тоже наследницей будет.
Недолго торговался отец. Уж очень вещь ему на душу легла. Да и жену захотелось порадовать.
Бережно завернув шкатулочку в мягкую старую шальку, продавец сказал:
- Пусть она счастье твоей семье приносит. И достаток.

 Ехал домой отец и радовался. И подарок везет дорогой, и на удачу благословение получил.

 Малышка подрастала, все ее любили и заботились о ней. Больше у Михаила девочек не рождалось, а если рождался ребенок, умирал вскоре. Время было такое, дети часто умирали. И тут заболела Еленка. Михаил с женой и службу в церкви отстояли, и врача из города привозили,  но ничего не помогало, угасала девчонка. Когда отец расчитывался с доктором, на безмолвную мольбу в глазах доктор ответил:
- Держись. Полиомиелит – болезнь коварная. Есть вероятность, что даже если выживет, калекой останется.
Михаил не мог держать вердикт врача в секрете от жены и она  заплакала:
- Хоть калекой, но только пусть выживет.
И тут на глаза Михаилу попалась шкатулочка. Она всегда стояла у жены на этажерке. В ней лежали немногочисленные украшения и Еленка, пятилетняя девчушка любила их перебирать.
- Господи, помоги дочери!

  К утру температура спала, дыхание стало спокойным и, наконец, болезнь стала отступать. Но взрослые стали замечать, что обычно подвижной и шаловливой Еленке стало трудно угнаться за братьями, она стала больше сидеть и играть со своей самодельной куклой. Наряжала ее в разные тряпочки, придумывала ей сказки. С ужасом увидели родители, что Еленка начала хромать. И никакой даже самый лучший доктор не мог ей помочь. Одна нога у девчушки стала короче другой. Долго лечили девочку, но со временем поняли, что придется ей жить с таким вот недостатком. На удивление Еленка от недуга не страдала. Она также радовала свою семью ровным и спокойным характером, часто смешила их и горе потихоньку стало отступать.
Шкатулка по – прежнему стояла на этажерке.

 Подошло время научить девочку какому – то ремеслу. А в то время любая девочка должна была освоить рукоделие. Родители стали замечать, что у дочери все выходило из - под рук как – то очень ловко, сноровисто и  красиво. И они приняли решение отдать ее в ученицы к старому портному. За обучение надо было платить, но с этим проблем в семье не было. Видя старания своей юной ученицы, старик – портной часто приговаривал:
- Вот и мужа себе пришьешь!
Девушка отшучивалась:
- Иголку толстую возьму да нитку покрепче!

 Все это время девушка жила в городе. У нее уже появились свои клиентки. Но учитель решил научить способную ученицу шить не только дамскую одежду, но и мужскую тоже. Родители, видя усердие и толк от обучения подарили Еленке очень ценную и дорогую по тем временам швейную машинку немецкой фирмы «Зингер».
 Мамина шкатулка стала время от времени пополняться украшениями дочери.

 И вот как – то раз в мастерскую портного пришел молодой высокий и веселый парень. Федор заказывал у портного сюртук из казинета. И тут старый мастер стал нахваливать юную модистку.
- Ты посмотри, Федор, как Еленка украсила твой сюртук! Так славно поработали ее ловкие пальчики, что даже я диву давался. И тут Еленка подняла глаза на клиента. Говорят: «искра пробежала», так и у молодых людей между ними случилось. Федор лукаво посмотрел на девушку, и проговорил:
- Ну вот, и невесту я себе нашел!
А старый портной пожурил его за это:
- Ты, Федор, хоть и завидный жених, но так дела не делаются. Елена – девушка серьезная, благовоспитанная. Понравилась, поезжай к ее родителям и проси отдать ее за тебя.

 Долго ли, коротко, это в сказках говорится. А в жизни походил Федор за Еленкой. Видя недуг девушки, понимал, что хоть и рукодельница она, а вдруг домашними делами заниматься не сможет и будет от этого страдать. А девушке парень, хоть и с первого взгляда понравился, но «убогой» страшно за него выходить. Вдруг упрекать начнет. И так переживали оба, но вслух говорить об этом не решались. Первым сделал шаг Федор. Договорился со своим хозяином в столярной мастерской, взял выходной и поехал в село к родителям Еленки. За время поездки Федор все обдумал и сразу «взял быка за рога». В большой комнате собралась вся большая семья Елены. И тут Федора сковал страх:
- А вдруг не отдадут свою дочь за меня? Кто я такой?
Но старший дядька Елены, видя замешательство гостя прямо спросил:
- С чем, мил человек, пожаловал?
И Федор, набравши духу, сказал:
- Еленку я вашу полюбил. Женится на ней хочу. Отдадите?
Мать заплакала, а отец глухо спросил:
- А про недуг ее знаешь?
- Все знаю. Не боюсь этого. Беречь дочь вашу буду.

 На другой день поехали родители Еленки в город. Справки навели о женихе, с портным поговорили, с дочерью. Видя, что молодые полюбили друг друга, дали согласие на брак.
В числе свадебных подарков достойное место заняла и материнская шкатулка. В нее молодые решили складывать заработанные деньги.

 Дни шли за днями. Молодые усердно трудились. Нужно было не только на дом зарабатывать, но и на будущих детей. Но руки у мужа с женой золотыми оказались и шкатулочка заветная понемногу стала заполняться деньгами.

  Всего в семье родилось восемь детей. Но живыми остались только два сына и дочь, Кристина. Остальные в младенчестве умирали. Иногда говорят:
- Бог дал, бог взял.
Но как же трудно тобою рожденное дитя в гробик наряжать! Сколько слез родители пролили, одному богу известно. Примечательно было то, что во время похорон ребенка шкатулочка заветная меняла цвет. Становилась мутной и блеклой. Бедная мать не сразу и внимание на это обратила, а  Федор как – то заметил. Он тоже сильно печалился по умершим детям, но старался сильно вида не подавать.
И как – то так стало случаться, что после похороненного дитя в семье обязательно какой – нибудь сирота приживался. Наверное, у родителей Еленкиных научились. Пусто в доме не было, звучали детские голоса, отбою не было от клиентов. И шкатулка хрустальная снова блестела и переливалась гранями.
 
 Но, случилась в их семье очередная беда. В размеренный и благополучный быт ворвалось раскулачивание. Трудолюбивую семью Еленкиных родителей выселили из большого дома, растащили все вещи и мебель, даже взять на память ничего не дали.
- Ну, и кто пришел раскулачивать? Самая беднота, пьяницы да лодыри, - так говорила Еленкина мать. Правда, повезло еще, что в Сибирь не сослали и разрешили уехать в город к дочери. Пошло, видимо, на пользу то, что у власти в то время стоял ими же воспитанный сирота.

 Пришлось налаживать жизнь в городе, взрослым устраиваться на работу. Старики смотрели за малыми детьми. А их становилось все больше и больше. Семьи разрастались и всем вместе жить уже стало невмоготу. Но все равно старались селиться поближе друг к другу. Вместе любую проблему преодолевать. Как – то так постепенно произошло, что, вырастая, дети не делились на двоюродных – троюродных. Как родные, часто за одним столом сидели. А Еленка всех не только обшивала, но и ласковым словом приглаживала. А Федор, здоровый и крепкий мужик всем советчиком и помощником в строительстве был.

 Еленка с детства была дружна с бабушкой Еленой. В честь нее ведь назвали. Всю непростую историю семьи знала. И про раскулачивание, и про войну, самую страшную и тяжкую. И про то, как бабушка Елена в войну с детьми мыкалась, а деда на фронт забрали. Счастье, что живым вернулся и всю семью снова под свое крыло собрал. Только теперь уже в холодной и суровой нравом Сибири.
Через все пути – дороги с бабушкой Еленой путешествовала и старая шкатулочка.
- Негоже бросать ее, - приговаривала бабушка, - ведь это наследство мое.

 Никогда не забудет Еленка, что в каждый день рождения бабушка доставала шкатулочку и дарила внучке рубль. Не было большего счастья, чем этот рублик. Как великую драгоценность берегла подарок Еленка и все мечтала, что же она накупит на эту денежку. Потом, конечно, рубль тратился и снова на день рождения бабушка доставала шкатулочку.

 Прошло много времени, Елена уже сама мама, а бабушка ушла в мир иной. Не хватает Елене бабушки. Часто скучает она по родному и любимому человеку, делится с ней своими сомнениями и переживаниями. Примеряет:
- А как бы бабушка Елена поступила, что бы она мне сказала?

 Шкатулочка с датой на донышке 1894 год стоит у матери в шкафу. Наследство, все – таки.
Елена Кустова - Губерт.