Высоцкий. С Днем Рожденья!

Роман Клепаков
Сегодня день рождения Великого русского поэта - Владимира Семеновича Высоцкого. Разные источники говорят нам о разном количестве написанных им произведений. Я встречал и цифру шестьсот, и восемьсот, и девятьсот. Но думаю, главное не в количестве. Владимир Семенович сумел выразить каждого человека. И солдата, и вора, и дальнобойщика, и летчика, и подводника….. И все это настолько искренне и глубоко, что люди стали воспринимать в нем героев его песен. Как он сам часто рассказывал на концертах, ему приходят письма с вопросами – «Не воевал ли он?», «Не сидел ли?», «Не участвовал ли…?».

Он рассказал нам о нас. И о себе рассказал нам с самого начала –

Час зачатья я помню неточно, -
Значит, память моя - однобока, -

В первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого.

Знать бы мне, кто так долго мурыжил, -
Отыгрался бы на подлеце!
Но родился, и жил я, и выжил, -
Дом на Первой Мещанской - в конце.

Он учил нас читать нужные книги –

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

 

Пел нам о том, как было -

 Было время и были подвалы,
Было дело и цены снижали.
И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали.

 

Говорил о войне так, что в жилах стынет кровь – «…. Я знаю не только паденья, закаты, но взлет и восход. Два провода голых, зубами скрепя зачищаю. Восхода не видел. Но понял вот вот и взойдет…. Мне хочется верить что грубая наша работа Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход».

И продолжал тему войны историей летчиков истребителей –

Мне в хвост вышел мессер, но вот задымил он,
Надсадно завыли винты.
Им даже не надо крестов на могилы,
Сойдут и на крыльях кресты!

- Я - "Первый", я - "Первый", - они под тобою,
Я вышел им наперерез.
Нет, поздно! Уйди в облака! Я прикрою!
В бою не бывает чудес!

Нет! Поздно - и мне вышел мессер навстречу.
Прощай! Я приму его в лоб.

Рассказал всему миру, что апокалипсис не сегодня и не завтра, а тогда, когда решат русские роты на марше – «Не пугайтесь, когда не на месте закат. Судный день - это сказки для старших. Просто Землю вращают, куда захотят, наши сменные роты на марше». И зачем мы шли, и может быть, снова пойдем на Европу – «Но на Запад, на Запад ползет батальон, что бы Солнце взошло на Востоке».

О том, как мы начали ломать хребет фашизму – «От границы мы Землю вращали назад. Было дело сначала. Но обратно ее закрутил наш комбат, оттолкнувшись ногой от Урала. Наконец-то нам дали приказ - наступать. Отбирать наши пяди и крохи».

И врагам, посягнувшим на нашу Священную землю, он советовал – «вы лучше лес рубите на гробы…»

На одном из концертов он сказал – «Мне интересно брать  истории людей, которые находятся в крайней ситуации. В момент риска. В следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти».

И думается мне, что и его, Владимира Семеновича, до конца начинаешь понимать, когда находишься в такой вот ситуации. В крайней ситуации.

Не раз случалось мне по зиме в дальней дороге застрять в сугробах или встать из-за поломки где-то между Мурманском и Владивостоком. Первые полчаса – час проходит в терках - сколько раз говорили, брать с собой лопату, пилу и топор. И водку. Потом проходит второй час, третий…. И в бесконечном ледяном пространстве и тяжести остывающего тела, с каждым вдохом мерзлого воздуха, душу начинает наполнять страх. И совсем по-другому понимаешь - «Мы оба знали про маршрут, Что этот МАЗ на стройках ждут,- А наше дело - сел, поехал - ночь, полночь! Ну надо ж так - под Новый год - Назад пятьсот, пятьсот вперед,- Сигналим зря - пурга, и некому помочь!»

Подсказывал, как надо объяснять причины сильного алкогольного опьянения – «А если б водку гнать не из опилок, чего б нам с четырех – пяти бутылок».

И о том, нужны ли мы Европе – «Ах Ваня, Ваня мы с тобой в Париже, нужны как русской бане пассатижи».

И почему аборигены съели Кука – «Хотели кушать и съели Кука».

О  проверке дружбы – «Парня в горы тяни, бери. Не бросай одного его… там поймешь кто такой».

О поэтах, что – «Ходят пятками по лезвию ножа».

И место вора определял совершенно четко – «вор должен сидеть в тюрьме».

И что такое совесть – «Они предложат тебе сигарету и жизнь. Сигарету можно взять….».

И где наши семнадцать лет – «На Большом каретном», и где наш черный пистолет – «На Большом каретном».

Обозначил свою позицию к надвигающейся катастрофе – «…там миллион меняют по рублю… Пусть впереди большие перемены. Я это никогда не полюблю».

Часто можно услышать про Владимира Семеновича - не успел многое, ушел так рано, столько еще мог бы сделать. На что Владимир Семенович отвечал – «Мы успели. В гости к Богу не бывает опозданий». На эту неизбежность, которая ждет каждого из нас, нам хочется ответить его же словами – «чуть помедленнее кони, чуть помедленнее».

А когда становиться мне грустно за будущее Родины, потом как-то - «Госдума отказала ветеранам Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий. Необходимо было изыскать в бюджете "копеечные расходы" - 1 млрд 36 млн руб на обеспечение жильём ветеранов. Таковых сейчас в России 2368 человек, всем за 90 лет». То мальчик с нефтегазоносных районов что-то расскажет с трибуны Бундестага. То парад на 9 мая под тщательно задрапированной историей… И слышаться тогда мне -


Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною -
Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.

 

И думается, пропала Россия. А потом вспоминаешь -

 

Кто сказал: "Все сгорело дотла?
Больше в Землю не бросите семя"?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет! Она затаилась на время.

Материнство не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря

И на душе легче. И надежда появляется.

Наверное, многим, кто любит Владимира Семеновича, вспоминает сегодня «Песню о друге», на стихи Александра Градского, и в его же исполнении – «Я совсем не был с ним знаком, но о друге мечтал таком…».

 

Архангел нам скажет: "В раю будет туго!"
Но только ворота - щелк,
Мы Бога попросим: "Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк!"

И я попрошу Бога, Духа и Сына,
Пусть выполнят волю мою:
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою.

Хорошо, что у всех нас, есть такой друг. Владимир Семенович Высоцкий. Я уверен, его приняли в ангельский полк. И наш друг защищает нам спину.

Всех с праздником!

Пока в нас живет Пушкин, Достоевский, Чехов, Есенин и Владимир Семенович Высоцкий ПОБЕДА будет за нами.

Роман Клепаков