Как же я люблю молодых!..

Олег Букач
               

Мы с 11 классом весь год сочинения пишем. Каждую неделю. Потому что к ЕГЭ готовимся. Пишем и пишем, пишем и пишем. И стали уже, кажется, друг друга ненавидеть за это: они меня за то, что требую подобных писаний, я их за то, что всё это читаю…
Ну, сами посудите. В каждом варианте даётся текст какого-нибудь нравоучительного или патриотического характера – В.Быков, В. Липатов, Д. Лихачёв – прямо скажем, не мастеров первого эшелона русской литературы. А далее предлагается «сформулировать одну из проблем, поставленных автором данного текста», и написать сочинение, в котором:
1) Не менее 150 слов (работы с меньшим количеством слов не рассматриваются).
2) В начале работы должен быть сформулирован основной тезис.
3) В работе должно быть две ссылки на текст-источник.
4) Привести два примера, из литературы или личного опыта, подтверждающие точку зрения пишущего.
5) Заканчиваться работа должна кратким выводом.
Себя поставьте-ка, любезный читатель, в такие условия «творчества». Думаю, что это пострашнее чем теория «трёх единств в классицизме».
Вот, значит, пишем и пишем. Изображаем заинтересованность и изображаем. А куда деваться-то? ЕГЭ, знаете ли, это вам не фунт изюму. «И даже не два!» - остроумно замечу я от себя.
И вот неделю назад мы – «восстали»!.. Решили наперекор всем канонам, непонятно каким «великим мастером слова» придуманным, написать и обсудить работу на тему: «Если бы человек оказался бессмертен».
Пришли они ко мне сегодня на урок. И началось пиршество ума и слова. Не погрешу против истины, если вновь прибегну к цитате: «Великого русского слова».
… Был дневник человека, который, осознав, что он бессмертен, сделал смыслом своей жизни придумывание смерти для себя. А потом и это занятие себя исчерпало: после 123 попытки наступила тьма пустоты.
… Были и размышления о том, что тогда человек перестанет быть биологическим видом, потому что сам процесс его жизни станет бессмысленным.
… Хорошо, что в нашем классе учатся узбеки, армяне и калмыки. Ведь азиатская ментальность не всегда была нам до конца понятна, но тянула к себе – всегда. И азиатская мысль лилась широко и свободно, рассказывая, как такой Бессмертный каждые 20 лет придумывает себе новую жизнь и становится другим человеком. Но тоже приходит в тупик, когда склоняет голову над  могилами своих детей и внуков.
После этой работы долго молчали. Потом кто-то из «рецензентов» заговорил:
- Это вначале похоже на то, как достаёшь из кармана наушники, а провода все перепутаны. Но разобраться нужно, потому что этот хаос (ты знаешь точно!) ведёт к музыке…
… Были и изумительно тонкие стихи об ужасе перед Вечностью, которой может оказаться не только бессмертие, а «нелюбимый рассольник в детстве» и «бесконечный школьный день», «мама в больнице» и солнечный апрель, «когда он сказал «не люблю». И вывод о том, что мы «примеряем на себя Вечность» и потому страшимся её, не хотим.
… И рассказ о том, что Бессмертие – это путь в Одиночество. А утрата понятия «Смерть» - это потеря умения  Сострадать и Сопереживать чужому несчастью.
Но самым большим откровением для меня стало то, что размышления на такие темы нынешних семнадцатигодовых, как принято считать «циничных и распущенных», так глубоко волнуют.
И вовсе не клиповое у них мышление, а логичное, стройное и высокое. И вдохновенны они и прекрасны в полёте высокой мысли своей не меньше чем люди античности или средневековья.
И понимаю я, что вижу перед собою в эти минуты будущее той нации, к которой сам имею честь принадлежать. Они – братья мои, кровь моя, счастье моё и будущее.
А потому теперь знаю наверняка: смерти нет!..


25.01.2018