Алфавит значений. Глава 4

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы на примере Франции второй половины 18 века выяснили как субъективный режим идентичности с его идеей индивидуальной субъективной автономии, разрыва между субъектом и объектом закономерно приводит к радикальному разрыву между общим и отдельным. В этой связи центральное для субъективного смыслового режима понятие "интереса" оказывается камнем преткновения, который обнаруживает крайнюю расщепленность и неустойчивость самой субъективности, ее неспособность к надежной и полноценной интеграции личного и общественного.

2. В этих условиях наиболее продуктивный конверсионный тип субъективности, унаследованный от религиозной по своему духу системы воспитания, созданной в контексте дисциплинарной революции и синергетической мистики начала Нового времени (во Франции например иезуитские колледжи для элиты, школы Ордена христианских Школ Ла Салля для городской бедноты), оказывается в невыгодном положении из-за своей энергоемкости (экзистенциальные обязательства, долг, честь, ответственность перед обществом), а рыночные, крайне упрощенные в социальном отношении формы субъективности наоборот получают преобладание.

3. Процесс разрыва социальных связей и связанных с ними обязательств был отмечен Марксом в Коммунистическом манифесте. В США времён "позолоченного века" (конец 19 века) реформаторы прогрессисты и фермеры популисты обличали бездушие и жадность разбойничьих корпораций. В этих условиях представители деловой американской элиты того времени сделали значительное усилие чтобы поднять свою репутацию. Во многих американских городках например можно до сих пор найти библиотеки, построенные на средства стального магната Эндрю Карнеги.

4. Однако забота отдельных представителей элиты (тогда, да и сейчас) о поддержании общественной репутации по сути дела имеет мало общего с конверсионным типом субъективности, о котором рассказывает Тюрго в Похвале Де Гурне. Наоборот "второй позолоченный век" (конец 20 века начало 21 века) американского, да и глобального капитализма принёс прославление богатства и приобретательства как такового, без присущей прежним поколениям стыдливости и уколов совести, связанных с конверсионной субъективностью. Для этой эпохи гораздо более характерно восклицание знаменитого биржевого спекулянта Майкла Милкена "Алчность это хорошо!"
(Greed is good!).

5. По сути дела в связи с упадком более ранних и энергетически насыщенных типов субъективности человеческие общества нашей эпохи оказываются беспомощными перед лицом самодовольной и самодостаточной коррупции, использующей принцип субъективной автономии и совпадения общественного интереса с частным, чтобы узаконить свое привилегированное положение.

6. И если Тюрго утверждал необходимость совпадения частного интереса с общественным, то магнаты второго позолоченного века неолиберальной глобализации интерпретируют тот же принцип обратным образом, то есть в плане сведения общественных интересов к частным и групповым.

7. Но общество, разложенное на сумму составляющих его и нередко противоречащих  интересов, оказывается столь же неустойчивым как и кирпичное здание, построенное на кладке кирпичей всухую, без связующего раствора. То же самое происходит и в случае мировой политической системы, где принцип сотрудничества уступает место принципу неограниченного никакими правилами и рамками соперничества.

8. Поиски конструктивного, а не деструктивного (разрушительного) выхода из такого неприемлемого положения вещей должны быть очень интенсивными, поскольку время на решение этой задачи очень ограничено. Построенные всухую здания простоят недолго и судя по многим признакам процесс их разрушения уже идёт. Но жертвами такого неизбежного разрушения окажется в первую очередь наиболее уязвимая часть общества, которая вместе с тем несёт наименьшую ответственность за структурные пороки самих зданий, то есть не строители, а жильцы.

9. Как мы убедились само центральное для различных типов субъективности понятие интереса связано в первую очередь с односторонним движением от общего к отдельному. Какое же понятие можно считать центральным для обозначения необходимого движения от отдельного к общему? Как мы увидим в дальнейшем таким понятием является понятие значения.

10. И если смысловой режим динамики идентичности, организованный вокруг структурного принципа интереса это режим субъективности, то смысловой режим идентичности, организованный на основе принципа значения, мы будем называть сюнетивностью (от греческого слова сюнесис понимание)т.е. в буквальном переводе понимательностью. В следующих главах мы на конкретном историческом материале займёмся сравнением этих двух смысловых режимов и их структурных принципов.