Ода лестнице...

  ( эссе)

   
Лестница... - хочется преклонить колени перед этим мощным символом жизни.
    Она-  образ пути человека, а человек всегда идущий - то  поднимается к вершинам духа, то опускается по ней в Ад жизни, падает в пропасть. Символ восхождения и падения. Если у тебя срабатывает генетическая память, то в тебе растворяется окно в мир, и когда ты ступаешь на первую ступень лестницы , то ты начинаешь прорастать в былое. Всё вспоминать по запахам и звукам, скрипам и голосам, вспоминать тех людей, которых ты встретил на лестнице, кого полюбил, кого потерял.
Гениально писал о лестнице В. Набоков. О той, незабываемой, своей из далёкой России, как он мечтал вернуться, но, не пришлось, а постоянно снилось по ночам.

   "О да! Уверен я: в тиши сырых ночей,
кряхтя и охая, ты робко оживаешь
 и вспомнить силишься и точно повторяешь
 всех слышанных шагов запечатленный звук:
прыжки младенчества и палки деда стук,
стремительную трель поспешности любовной,
дрожь нисходящую отчаянья и ровный
 шаг равнодушия, шаг немощи скупой,
мечтательности шаг, взволнованный, слепой,
всегда теряющий две или три ступени,
и поступь важную самодовольной лени,
и торопливый бег вседневного труда. 
Не позабудешь ты, я знаю, никогда
 и звон моих шагов.. ."

 Вот я уже в Монтрё и думаю о нём... вот его отель, где он жил на втором этаже, лестница, по ней они поднимались с женой Верой Слоним и сыном. 
Отель "Mountreu Palace"-
хранит память Набокова для нас.
Семнадцать лет он там с женой прожил,
легендой это место окружил.
Сын Дмитрий  - оперный певец,
с Лучано Паваротти пел в "Богеме".
Любил родителей, имел успех
и был всегда, как принято, при деле.
Увы, теперь уж нет его...-
закрылось в этот мир его окно...

Бабочка садится мне на руку. Его любимые бабочки... Строчки рождаются сами собой-
 
Высокие ботинки со шнуровкой,
В них по горам он лазал со сноровкой.
Открыл там двадцать новых бабочек тогда,
чуть не остался в Альпах навсегда.
Сачок стоит наказанный в углу...
За что? – Понять я не могу.
Коллекции пылятся у окна...
ЖИЗНЬ! - тем коллекциям цена.
 ***
В «сачок» к Набокову попала:
запоем  книги, я пропала!
Теперь, как бабочка к огню
я плен его принять бегу.

За год до смерти предсказал
 свою судьбу  так описал.
Он парафраз от Гумилева
 мгновенно взял и всё готово:
«И умру я не в летней беседке
 от обжорства и от жары,
а с небесной бабочкой в сетке
 на вершине дикой горы.» (Н)

 Так его и похоронили далеко от России, в Швейцарии. За его гробом шли двое- менеджер отеля и Вера Слоним - часть его души.
Стою и раздумываю над словами Владимира Набокова о тройной формуле человеческого бытия... "Тройная формула человеческого бытия : невозвратимость, несбыточность, неизбежность". Как всё это срабатывает на лестнице жизни! И ты должен это принять.
 
Лестница хранит следы бесчисленных шагов и каждый шаг - это событие, боль, болезнь и откровение, поступок, приобретение чего - либо, признание в любви, открытие нового, встреча друга или потеря, предательство или бесконечная преданность - и всё это энциклопедия жизни. 
   Ты слышишь как топает малыш, и видишь его жизнь. Лестница преображается- начинает утопать в солнечных лучах, светится, передавая энергетику этого Ангела.
Ступеньки ему кажутся большими, нет, огромными, их трудно преодолеть сразу и он садится на пыльные его плиты передохнуть. Он растёт и скоро будет бегать по ней быстро. Тут и кот Цезарь с осанкой императора пристроился около ног, ждёт подношений и похвалы. Он проводник по этой лесенке, так как что- то ведает о нас то, чего мы ещё не знаем пока о себе.
 А вот едва шаркающей походкой продвигается, еле переставляя ноги с одной ступеньки на другую, древний старик, а в молодости он тут бегал! Неужели всё позади и ничего не вернуть? Он устал от жизни, от всего. Сколько им прожито всего интересного, и до чего дотянулась его душа, какой груз пережитого он тащит на себе! Ему тоже хочется отдохнуть, присесть на лестнице, вспомнить дорогое. А сколько сыграно разных ролей в жизни. Он присел и вспоминает... как он был влюблённым Ромео, и как прекрасна была его Джульетта... Где она сейчас? А потом иногда он был Дон Жуаном - сколько женщин он покорил! Но что - то мало радости это принесло. А на каком - то этапе почувствовал себя даже императором в алой тоге - всё тогда было под рукой, казалось, что весь мир, и складывалось всё с успехом, на голове ощущалась корона. Ты просто сказочно богат и властелин мира. Сколько было рядом преданных друзей! Эйфория... Ты пьян от полноты жизни, но зависть разрушительный напиток. Оказалось, что друзья не все преданы и ты ошибался доверяя им, и они уже предатели, да и многие женщины с тобой из -за денег. Вот и тень Брута маячит рядом...  О чём же ещё думает старик, о чём сожалеет и раскаивается после пройденного пути? Что он не успел сделать в жизни из главного, от кого отвернулся, не протянул руки в нужную минуту и за это ему стыдно. Кого не смог осчастливить, помочь, и жизнь потеряла весь смысл, но всё уже в цементе памяти, исправить ничего невозможно, точка невозврата пройдена. Ошибки, обиды, ложь, обман, ревность, зависть, предательства, невежество, недопонимание- все тянут вниз,близок конец. Грустные воспоминания.
  Кто-то был твоим попутчиком долгие годы, ты считал его другом, ты доверял ему самое дорогое, а вот уже и он тебе не попутчик по этой лестнице жизни. Разошлись пути - дороги, страшная лестница одиночества, гулкая и пустая, холодная. Я узнаю по шагам всех соседей, кто идёт по лестнице. у каждого свой шаг, как и своя судьба. Кто - то торопливо бежит туда- сюда, как заяц скачет через ступеньку, другой медленно поднимается, степенно, важно, ступени прогибаются и скрипят, сопротивляясь массе тела, им хочется выгнуться в другую сторону, не терпят давления. Третьи неслышно ступают... почти, как мышки, приостанавливаются, боятся побеспокоить своим присутствием кого - либо, перебирают ключи, о чём - то думают, сморкаются, глотают таблетку, иногда поворачивают назад в сомнении - туда ли они попали? И опять возвращаются на круге своя. Вечно пьяный сосед обтирает стенку, опираясь на неё, оставляя свой отпечаток на ней, как след на сыром песке, еле передвигаясь по лестнице. В моей голове лампочка загорается -  опять напился, дойдёт или нет сегодня до своей квартиры? Скорее нет, слишком шаги неуверенные, перебрал, не дойдёт до следующего этажа и ляжет у нас под дверью! Как всегда! Сто раз так было! А нам потом перешагивать через него. Кто - то из детей напИсал на лестнице, не успев добежать до дома. Вот так и идёт жизнь. Такой сценарий пишет
сама жизнь. Мудрые люди советуют: "Когда поднимаешься по лестнице вверх - обязательно приветствуй всех, кого встретишь. На обратном пути тебе может понадобиться их помощь". Не забывайте этого. Хороший совет.
О! Лестница!
Хочу я оду
тебе пропеть!
Сколько народу
по тебе движется наверх!
Увы... не всех здесь ждёт успех...

Я вспоминаю самое дорогое воспоминание детства: как я сижу с другом соседом Володей на нашей общей лестнице. Мы купили себе буханку чёрного вкуснейшего горячего хлеба, по- братски разломили, натёрли чесноком с крупной солью, и теперь мы самые счастливые на всём белом свете, едим эту вкуснятину причмокивая, сидя на своей лесенке. Такая вкуснота! Я съела быстрее. Тогда Володя отломил горбушку от своего куска и протянул мне, поделился по - братски. Тут начинаешь чувствовать и понимать, что такое друг. Это тот, кто поделится самым вкусным, когда ему самому это хочется съесть, когда видя, как ты упала и разбила коленки, готов заплакать и несётся домой за зелёнкой, чтобы ты не получила заражение, и мажет тебе рану ваткой, старательно дуя, чтобы не щипало, это тот, кто умеет тебя жалеть и тебе сопереживать.
Это наше заветное место встреч, иногда мы читаем здесь книжки,
рассказываем сны, делимся секретами и сладостями, встречаемся с другими друзьями.
   Она ещё усеяна компромиссами :  где - то промолчал, где - то предал друга, а заодно и себя, уступил, предав своё главное-мечту, дружбу, любовь... И ты сам себя не прощаешь. Всё не то, вновь не то, и жизнь летит стремительно под откос.
А ещё здесь всегда царит тайна и откровение, любовь. У каждого есть непременно своя тайна. И когда ты один на один остаёшься с ней - тут и происходят главные раскаяния, или всплывают самые дорогие воспоминания о безвозвратно утерянном, ушедшем. Ничего не исправить, не вернуться назад. 
    Лестница это пульс времени, это биение сердца в ожидании любовного свидания. Сколько их было за жизнь! Лестница - это река любви. Сколько признаний в любви мне было произнесено на этой лестнице! Она тонет в любви, как в Венеции ступеньки тонут в воде, такие красивые, старо -розовые, мраморные... и это всё лестница жизни. К ним подплывают гондолы и увозят красавиц на свидания. На этих ступеньках своя жизнь. И каждая выщербинка на лестнице дорога, как память - одна от пуль,-здесь кто- то расставался с жизнью, причины были разные - любовь или долги.  Другая, от клюки старушки, она жила здесь слишком долго и они стёрлись за её долгую жизнь, трещинки от соприкосновения и удара гондол, от каблука женщины, ждущей любовного свидания с нетерпением, или властного и разъярённого удара жезла хозяина. В жизни всё бывает! 
     Лестница венчальная... влюблённые взлетают по ней. Ах, любовь! Молодые влюблённые захлёбывающимися голосами признаются в любви друг другу, объятия, поцелуи, а за спиной уже крылья и они парят над ней, как птицы, совершая свой брачный танец любви, полёт своей мечты. Как же он красив! Иногда кто - то на лестнице танцует роковой танец, танго или танец ДЕли. А кто- то поёт неповторимым голосом романс, мечтает и скучает, плачет, превращаясь в скрипку и радуется, как ребёнок, смеётся, парит как чайка Джонатан на просторе или сжимается в комочек ненужной, брошенной бумажкой или опавшего листа, его носит ветер по лестнице, швыряет и выкидывает равнодушно вон. И уже маячит вдали прощальная лестница.
Но меня лестница балует встречами с необыкновенными талантливыми людьми в разных областях, с творцами, настоящими художниками, в широком смысле слова.
   Встречаю на лестнице влюблённого и вдохновенного художника. Он берёт краски, и следуя своему зову сердца "пишет" о своей жизни послание потомкам в красках.  Прочитайте его. Я знаю этого художника из Риги, ему можно доверять, его зовут Юрис.  Он всегда прекрасно относился к русским и выступал всегда против любых выпадов против России. Он был одним из первых пяти, кто подписал петицию протеста правительству о запрете фашистских организаций и проведения шествия фашистов по улицам городов во всей стране, а главное - в Риге. Там многие всё ещё мечтают вернуться к прежним временам. С тех пор, как прибалты вышли из состава СССР, в Латвии и Эстонии день 16 -го марта отмечают не как день весны и мира, а как день ветеранов Waffen - SS, карателей, которые боролись с партизанами, как у себя дома, так и в Белоруссии. Этот "праздник" в честь их первого «боевого крещения» в стычке с частями Красной армии при освобождении этих республик от фашистов. Фашизм всё ползёт по земле... Какие пронзительные стихи написал мой друг Анатолий Бешенцев, стихи предупреждение :
"По улочкам мартовским Риги
(Последний возрадуйся Гесс!),
Кресты нацепив, как вериги,
Бредут ветераны SS. 
***
  Короткая память чревата
Возвратом забывшихся бед… –
Весенняя Riga… фанаты
Паучий печатают след…"
         И сегодня Юрис требует от правительства прекратить выращивать, одобрять и поддерживать фашизм. Как же коротка память!
Так и ощущаешь в воздухе дым тех печей Дахау, Освенцима и всех других... и встают вдоль дороги тени миллионов погибших людей, с недоумением глядящих на современников. Среди них пятеро моих родственников, погибших в лагерях Германии...
 Вспоминаю, как я узнала его задолго до нашей встречи на Таганке. Я увидела его работу на международной выставке графики и плаката в Польше, в Варшаве.  До сих пор помню работу, которая меня задела за живое своим приёмом изображения и подачей проблемы - это было замечательное тонкое обобщение - изображение огромной груши, в которой читалось женское тело, которая сидела на маленьком горшке, а у ней на боку присела муха - разносчик  дизентерии. "Мойте руки! Осторожно! Дизентерия!". Так и читалось в этой работе. Какой это был говорящий плакат! Я знала работы его мамы - народной художницы, дед был ректором Академии художеств в Риге, бабушка первым известным скульптором Латвии по линии матери. Красавец отец - знаменитый актёр театра и кино, дядя тоже актёр, которого мы встречали в фильме "Театр", где он играл влюблённого поклонника главной героини Джулии (Вии Артмане)- замечательная семья талантливых людей, но молодая красавица Вия в театре играла с Артуром Димитерсом и стала его женой, родила двоих детей - сына и дочь. Он ушёл к ней навсегда из семьи Юриса. Но об этом я узнала потом  -"кто есть кто", намного позднее.
 Зимним морозным вечером мы случайно встретились у театра Таганка. Как всегда билетов не было. Пришла на "авось" стрельнуть билетик. Толпа желающих попасть на спектакль раза в три превышала количество мест в зале. Компания друзей из пяти человек- художников из Риги выбрала меня из толпы желающих попасть на спектакль, предложили мне пойти с ними на спектакль "А зори здесь тихие" Васильева, я с радостью согласилась, мы познакомились и они взяли меня с собой. Они были на практике от Академии художеств, как художники сцены и им выписывали пропуска и на меня тоже. Я с ними пересмотрела все спектакли на Таганке, да ещё по несколько раз. 
"Хлопушу" с Высоцким только раза три смотрела. Помню мороз был сильный, градусов тридцать. Мы сидели на первом ряду. Как он играл! Пот во все стороны летел от него, вот такая отдача! Какая энергетика! Я такого не видела раньше ни в одном театре.
***
Помню, Театр на Таганке, зима и мороз,
зал забит до отказа, друг билет мне принёс.
Он тогда в «Пугачеве»  Хлопушу играл,
зал от холода, помню, зимой той дрожал.
От него ж, пар валил, словно он из парной,
словно конь, пробежавший сто верст  вороной!
Так играл! Выворачивал всем нам нутро!
Да! Хлопушам в России у нас нелегко!
Потом «Гамлет» на смену  Хлопуше пришёл,
здесь он вновь на вершину Олимпа взошёл.
От спектакля  к спектаклю сильнее оскал,
ох, достал всех Володя, власть правдой достал!
Кровь кипит! Глотка рвётся и в клочья душа!
И поэзия кровью его к нам сошла.
***
А потом его не стало и в мире пауза настала.

Я была на Ваганьковском, в церковь зашла,
свечи там я купила, к иконам прошла.
Ставлю всем, кто ушёл,за него, как закон,
за родителей, близких, за всех,- на канун.
Свечи плачут, его обливая слезой,
вот тихонько и я постою со слезой.
И слезу, что скатилась из глаз я смахну,
помолюсь за усопших, помяну  и пойду.

Ко мне подошёл старик, мне он показался знакомым, странно... Улыбнулся и сказал:-Угости меня, чем Бог послал... Я протянула яблоко, которое нашла в сумке. -"Пойдём, покажу куда надо тебе ставить свечки всегда, проси у этой иконки, что тебе нужно, всё сбудется." Подвёл меня к иконе "Нечаянная радость". Она не во всех церквях есть, я поставила свечку, подумала о своём и поворачиваюсь, чтобы поблагодарить старичка, а его и след простыл. Поднимаю глаза, а он на меня смотрит с иконы Николая Чудотворца ... - Господи! Спасибо, Николаюшка! Так он иногда к людям подходит, мне говорили. Всегда ставлю свечку к этой иконе в любой церкви, если она есть, а уж Николаюшке - обязательно, мой святой.
Мы тогда смотрели спектакли иногда по два, три раза в день в различных театрах: в "Современнике", в "Сатире", в театре Образцова, где я была впервые и просто умирала от хохота на спектакле Зощенко М. "Свадьба". Какой был потрясающий спектакль. Только своим друзьям не успевала всё переводить, актёры говорили быстро и для них не совсем понятно. Ну, и конечно, плюс это был непереводимый фольклор мастера высокого слова и юмориста М.Зощенко!
   А потом мы гуляли по Москве и пили "Чинзано" на Арбате в ресторане - напиток любви и обсуждали спектакли! Тогда в Москву "Чинзано" завезли много разного- от белого до красного. Нам он пришёлся по душе, этот знаменитый "вермут" с привкусом полыни, но тогда я не знала, что судьба меня приведёт когда- нибудь в город, где его родина и я вновь вспомню наше знакомство. Этот напиток начал свою историю в пьемонтской деревне под Турином и теперь с успехом гуляет по миру. В XVI веке семья Чинзано была одной из самых успешных в производстве популярных тогда «ароматических вин». Они были поставщиками своих вин савойскому королевскому двору. Как нам нравился этот напиток из Турина!
  В Турине я побывала позднее и влюбилась в этот удивительный и таинственный город, попробовав там  Бичерин - королевский напиток, все вермуты и игристые вина, но главное, я увидела там Плащаницу и попросила вся в слезах о здоровье моих друзей, которые были очень больны, и ещё кой - чего для детей. Мне дали знак, что я услышана. Вы не поверите как... - на руке у меня появился стигмат ! Моя соседка по комнате испугалась, когда увидела этот знак, появившийся неожиданно на руке и чуть не потеряла сознание. Главное, - всё сбылось и свершилось, Бог всё видит и слышит, я это усвоила твёрдо. Приятное воспоминание на лестнице жизни.

Был зимний вечер...
Театр...  Таганка...
И море впечатлений ярких!
Гуляли по Москве ночной
Чинзано пили мы с тобой
Как не хотелось нам домой!
   А ещё мы видели интересную сцену у театра Таганка - Владимир Высоцкий после спектакля хотел тормознуть машину рукой, но увы, все проезжали мимо. На улице мело, было темно и холодно, никто его, конечно, не узнавал. Все проезжали мимо, тогда он сел на середину дороги, был он в дублёнке, и громко крикнул своим зычным, мощным неповторимым голосом с хрипотцой:  - Таксиииииии...! Наступила гробовая тишина. Всё движение мгновенно остановилось, машины застыли, как вкопанные, все - и люди, и машины, узнав, конечно, голос Высоцкого, его ни с кем не спутаешь, его помнили все. Водители выскочили из- за руля посмотреть на него. Так он останавливал машины. Так мы с друзьями его увидели и после спектакля. Тогда мы почти не расставались. Как быстро пролетело время и вот уже расставание со слезой в глазах на вокзале. Увидимся ли ? Бог даст. На следующий год они приглашали меня повторить наш "штурм" театров Москвы, но письмо с приглашением пришло слишком поздно и мы не встретились.
  Когда сыну моему исполнялся год, я хотела подарить ему на память, как положено, серебряную ложку "на зубок". В свободной продаже их не было тогда, достать можно было только по блату. Я заказала  и получила по записи ложку с красивой собачкой на конце,  точно не зная, что пришлют - могли птичку, обезьянку, мишку, а мне собачку. Это был, как привет от моего рижского друга, так как он делал дизайн этой ложки. Я знала это точно. Как - то в письме он прицепил мне рисунок этой собачки... Вот так я получила привет от друга.
Он напишет много прекрасных полотен, станет очень знаменитым не только в Прибалтике, но во всём мире художником, и долго будет вспоминать нашу встречу.   Художник сможет многое сказать своими работами. Там, где он пишет о любви -я всегда почему- то вижу себя. Чувствую его энергетику, он через предметный мир передаёт чувства человека, страдание, любовь, радость и горе. Это удивительно. У него спички обнимаются на полотне, как влюблённые. Предметы оживают и становятся уже больше,чем просто предметы - это уже элегия, поэзия, музыка, любовь. Смотрю на изображение курительных красивых трубок и удивляюсь посылу художника людям о любви и нежности. Они влюблены и это чувствуется. Вижу нашу встречу, такую далёкую и такую близкую.  А он в своих работах  делится самым сокровенным - цените это, не каждый так откровенен, далеко не каждый.
Спасибо, лестница, за эти прекрасные встречи и воспоминания. И помните, что любое творение человека, будь то литература, музыка или живопись,- это почти всегда автопортрет, разговор о главном, о себе. 
   Лестница... Здесь находится место поклонения тем, кто ступал по ней, нёс своё сердце людям, кто пел и кто молчал на ней, место, где плакала скрипка и звучал весёлый куплет артиста - куплетиста, где завораживал публику своей неповторимой походкой Марсель Марсо и Майкл Джексон.
Кого только на ней не встретишь! Походкой "против ветра" двигается Марсель Марсо- дует ветер в Марселе, знаменитый мистраль, а на парижской лестнице он собирает взгляды прохожих и они часами любуются им, этот грустный мим словно говорит: - учитесь ходить и против ветра, по течению легко плыть и двигаться, а вот преодоление- это всегда работа духа и это уже медитация почти.
Лестница беседует с былым, на ней ты познаешь счастье полёта и горечь утраты.  Вот Нуриев в знаменитом прыжке. Он завершает его, сделанный 17 июня 1961 г. по лестнице жизни, выбрав другую страну, иную реальность, из Ада в Рай. Далее ошеломляющий успех, признание, невероятные богатства! Фурор! Эйфория! Любовники, квартиры, дома, острова, коллекции антиквариата,- всё продаётся и покупается, но "на каждом "Па" лежит отпечаток собственной крови " - так он всегда говорил. Жизнь всё расставляет по-своему и выдаёт счёт к оплате. И снова ступеньки в Ад.  Неизлечимая, страшная болезнь,  тотальное одиночество и смерть, спуск через несколько ступенек сразу, он лёгкий, как перо приземляется в последнем "Па" на кладбище Сент-Женевьев де Буа, в любимой чалме и чёрном костюме. Для него лестница пройдена. Ему было всего 54 года. Жаль! Лестница жизни у каждого своя. На его похоронах присутствовал сам президент Франции, читали стихи Пушкина... Русский человек без Пушкина -ничто.

"Ужель в былом ступала
 На всё нога моя?
Давно ушло начало
 В безбрежности края,

И лестница все круче...
Не оступлюсь ли я,
Чтоб стать звездой падучей
 На небе бытия?"(В. Брюсов)

Это подношения нашей памяти тем, кого нет, но мы их любим и помним.
    
     "Да.
Лучше поклоняться данности
 с короткими её дорогами,
которые потом
 до странности
 покажутся тебе
 широкими,
покажутся большими, пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклоняться данности
 с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
 твои хромающие истины
 на этой выщербленной лестнице."
  (Иосиф Бродский ) 
 
А мне вспоминается  ещё один талантливый мальчик из Питера - Лёня Аронзон. Он писал стихи с шести лет и был альтернативой Бродскому, как многие считают. Среди любимых поэтов Л. Аронзона называют В. Хлебникова, Н. Заболоцкого, С. Красовицкого. Жизнь подвела черту слишком рано для него, в 30 лет. До сих пор, кто был знаком с его творчеством, восхищаются его стихами, а многие никогда не слышали его имени. Его знают и помнят в Питере. Многие его друзья разъехались по миру и тоже вспоминают о нём с восхищением в своих книгах и рассказах -воспоминаниях.
Начав в 1966 заниматься изобразительным искусством (сохранились два автопортрета, множество рисунков, карикатуры), Аронзон создает сборник стихов Ave (1969), представляющий собой синтезированное литературно - графическое произведение.
Одержимость смертью – первое, что бросается в глаза при знакомстве с его стихами: "Когда я, милый твой , умру..."," Хочу я рано умереть..."," Когда бы умер я еще вчера, сегодня был бы счастлив и печален..."
Другой эмоциональный полюс поэзии Аронзона – столь же неистовая одержимость красотой окружающего мира, непрерывно ощущаемое и почти невыносимое физически блаженство бытия, от которого, как от смерти, тоже некуда деться:
"Боже мой, как все красиво!
всякий раз как никогда.
Нет Начал в прекрасном перерыва,
отвернуться б, но куда?"
Поэтический мир Аронзона – это действительно рай, но рай особенный, воплотивший не только восторг, но и гибельность бытия.
Много трагического было в его жизни: болезнь любимой жены и его, непризнанность, переживания, не напечатали ни одного стиха при жизни... Все стихи подсвечены смертью. Смерть - это главный мотив и на фоне бесконечного внутреннего диалога, "говорения внутрь", переживаниях, одиночества, безысходности, непризнанности - всё подталкивало к трагическому концу. Его не станет 13 октября 1970 г. от выстрела из охотничьего ружья.   
  Он самодостаточен, далёк от всяких "измов" и хора последователей сего, не боится быть самим собой, имеет своё неповторимое и запоминающее лицо...
 «Для меня лично Аронзон — один из немногих — рядом с Евгением Баратынским, Александром Введенским, Станиславом Красовицким, может быть, ещё двумя — тремя именами — один из поэтов — альпинистов, забрасывающих лестницу в небо… Он несет с собой воздух иных миров и совершенно неповторимую подлинность…» — пишет о нём в предисловии к двуязычной книге стихотворений Аронзона «Смерть бабочки» поэтесса и литературовед Виктория Андреева. Его поэзии характерна «восхищенная немота» перед красотой окружающего мира. Чего стоят такие  его строки:
                                           " Зимы глубокие следы
                                            свежи, как мокрые цветы,
                                            и непонятно почему
                                            на них не вижу я пчелу:
                                            она по- зимнему одета
                                            могла бы здесь остаться с лета,
                                            тогда бы я сплетал венок
                                            из отпечатков лап и ног,
                                            где приближеньем высоки
                                            ворота северной тоски,
                                            и снег в больших рогах лосей
                                            не тронут лентами саней. "
Разве забудешь эти удивительные строчки...
"и снег в больших рогах лосей
не тронут лентами саней." - так образно и просто гениально сказано.
Соперничество с Бродским продолжается, хотя их уже нет на земле...

О лестнице жизни задумывались многие и каждый по ней проходил свою неповторимую дистанцию. Каждого здесь ждут и взлёты, и паденья, открытия и разочарования, потери. Выбор пред тобой, ты выбираешь сам. Мишель де Монтень, Заболоцкий, Достоевский, Ахматова, Мережковский, Межиров, Набоков, Брюсов, Цветаева, Бальмонт, Булгаков,  -далеко не все только перечисленные творцы пера касались этой темы. Пастернак напишет:

 " Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака. "-    как по-детски мило и искренне,как приход Деда Мороза с подарками...

  Многие писали о лестнице жизни, о лестнице воспоминаний. Вот самые трогательные строчки Арсения Тарковского о лестнице его первой и последней люби, и первых свиданий. И я уже чувствую стрелу Амура и лук с натянутой стрелой... Их много на лестнице с колчанами стрел и луками, ведь без любви ничего не происходит на земле.

"Свиданий наших каждое мгновенье
 Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
 Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
 Сквозь влажную сирень в свои владенья
 С той стороны зеркального стекла."
   
И в заключении - строчки от которых дрожь по телу, так и видишь этот образ.
   
      "Когда судьба по следу шла за нами,
       Как сумасшедший с бритвою в руке."

На могиле Андрея Тарковского тоже не случайно изображение лестницы - он прекрасно осознавал этот символ бытия и небытия. Семь ступеней, по числу созданных гениальных фильмов, такой шлейф чувств и мыслей от них, и в музыке всего семь нот в октаве, а столько создано прекрасной музыки!
 Лестница... Каждый прошёл по ней и идёт сейчас своим шагом, оценивая каждое мгновенье со вкусом, собирая всё в свой походный мешок, что пригодится ему в жизни и то, с чем тяжело расстаться. Как писал об этом Омар Хаям -

"Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт, и как снежинка тает".
 
А на лестнице- Рождество! Вселенский праздник, когда все делают подарки. Когда- то Морис Равель преподнёс в этот праздник царский подарок своему другу знаменитому в Вене пианисту - Паулю Витгенштейну, который получил роковое ранение и потерял правую руку на Первой мировой войне. На судьбе музыканта так был поставлен крест. Он был в отчаянии и уже не видел смысла жить, так как только музыка была для него всем в этой жизни. Морис спас его, подарив ноты концерта для фортепьяно с оркестром для левой руки. Получив ноты, обливаясь слезами он стал играть... И с каждой нотой к нему возвращалось желание жить и творить. Это был шанс жить и служить музыке, так Равель спас друга. Слышу изумительное исполнение этого концерта Андреем Гавриловым. Рождество- праздник чуда! Как прекрасно, что он есть у нас.
Звучит во мне Рождественский романс Иосифа Бродского. Он посвятил его своему другу Евгению Рейну. На улице вечер, падает снежок, сочельник,- красота! Слышится церковный хор, поющий "Господи помилуй" на двенадцать голосов, душа начинает светиться и радоваться, а над лестницей появляется тонкий месяц медового цвета. Ты ощущаешь его на вкус и запах. Бродский почти к каждому Рождеству писал по стихотворению -посвящению, и всё время акцент на жёлтый цвет, на фонарик из Александровского сада-
                " ночной фонарик нелюдимый,
                 на розу желтую похожий"...

 А далее строчки - картинка сразу пред глазами встаёт: старинные особняки со своими тайнами и тенями, прошлое приросло к стенкам особняков, не хочет уходить, расставаться...
   
     "и выезжает на Ордынку
     такси с больными седоками,
     и мертвецы стоят в обнимку
     с особняками."
 
Опять жёлтый цвет лестницы-   
        " Плывет во мгле замоскворецкой,
          пловец в несчастие случайный,
          блуждает выговор еврейский
          на желтой лестнице печальной"

- здесь явное напоминание о звезде Давида, которая вросла во многих людей и они несут в себе её, как память и боль о страшных преступлениях против родного народа  Щемящее напоминание цветом о той жёлтой звезде, пришитой на рукаве или груди узников конц лагерей. Где - то среди них наши родные дедушка, бабушка, их сын
 с женой и маленькой дочкой. Никто не вернулся, всё превратилось в дым и пепел. Клеймо... - упрёк, что ты еврей и обещание смерти.
Но праздник не отменишь. Он придёт. Он свыше, даже, если снег станет серым от пепла...

     "и льётся мёд огней вечерних,
     и пахнет сладкою халвою;
     ночной пирог несет сочельник
     над головою."
И совершенно прекрасные и грустные строчки надежды, что жизнь начнётся снова...
    "Твой Новый Год по темно-синей
     волне средь моря городского
     плывет в тоске необъяснимой,
     как будто жизнь начнется снова,
     как будто будет свет и слава,
     удачный день и вдоволь хлеба,
     как будто жизнь качнется вправо,
     качнувшись влево."


 Ступеньки  звёздной лестницы.... Представляете как она выглядит? Это ещё одна лестница жизни. Оперный театр в Милане называется "Ля скала" (La Scala)- в переводе с итальянского- "Лестница". Случайно? Думаю, что нет. Любой успех на сцене - это лестница вверх, восхождение. Какой это необыкновенно красивый оперный театр, как внутри, так и снаружи, мировой центр оперной культуры, символ Италии. Сюда стекаются на гастроли все звёзды мирового оперного искусства. Это звёздный театр и звёздная лестница победителей. Кто тут только не шагал по ней! Театр был построен на месте церкви Санта Мария делла Скала, которая имела свою покровительницу – Беатриче- Регину из знатного рода делла Скала из Вероны. Эта Мекка оперного искусства была открыта 3 августа 1778г оперой Антонио Сальери. Да, того самого, которого обвинили в отравлении Моцарта…  Думаю, что он этого не делал, так как был успешный и более известный музыкант, чем Моцарт в то время, имел огромный авторитет в мире музыки. Построен театр в строгом неоклассицизме, зал выстроен в виде подковы с безукоризненной акустикой. (100 х 38 м). Из - за скудного освещения спектакли проходили при свечах, поэтому дамы в партере не снимали шляп. С верхних ярусов лож (их пять и галерея) воск капал вниз. Лож было всего 194 (ещё и королевская ложа). В каждой ложе помещалось до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и буфеты для торговли различными напитками. Сцена театра была небольшая. В театре не было отопления, так что свечи и горячительные напитки из буфетов немного согревали помещение и зрителя. В партере первоначально не было кресел — их заменяли складные и передвижные стулья. Театр пережил несколько реставраций. Нет предела совершенству, мы знаем это.
  В этом чудесном зале в красивых серебряных, золотых и белых тонах происходило все — от балов до азартных игр и корриды. Все встречи проводились в театре, начиная с деловых встреч до горячих любовных свиданий, все назначались в Скала.  «Увидимся в Скала!» - так говорили все, назначая встречи. Вся салонная жизнь перенеслась в театр. Театр становится центром светской и культурной жизни страны.
Красота и роскошь внутри театра просто завораживают. 90 аристократов Милана заплатили за постройку своего театра 1 миллион тогдашних лир и никогда не пожалели об этом, так как театр стал мировой сценой и притягивал все мировые таланты в Милан. На этой сцене впервые были поставлены «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» Пуччини, «Набукко», «Отелло» и «Фальстаф» Верди, «Норма» Беллини, «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Пробный камень» Россини и многие другие шедевры. Выступали такие звёзды - Мария Каллас - драматическая колоратура, в 1955 году, Мария Каллас исполняет ведущую партию в опере Дж. Верди "Травиата". Интерпретация произведения режиссером Висконти помогла Каллас превратиться в богиню оперы, стать лицом Ла Скала. Выступают на этой сцене звезды мировой оперы – Энрико Карузо, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти,  Марио Дель Монако- все великие тенора, сопрано и баритоны, а также здесь звучали российские голоса – Федор Шаляпин, Леонид Собинов, из  певиц —  Тамара Милашкина, Елена Образцова и Тамара Синявская. Первой российской балериной —   стала в апреле 2008 года балерина Светлана Захарова- получившая звание этуаль(звезда) балета. Эту сцену побаиваются многие исполнители, она, как лакмусовая бумажка показывает - кто есть кто... Эта публика аплодировала артисту балета – Рудольфу Нуриеву. Недавно, в марте 2017г, на сцене Ла Скала звучала любимая итальянская опера "Травиата" Верди в исполнении нашей, и уже не нашей звезды - Анны Нетребко. Эта опера считается святыней для этого театра, ведь её пела сама Мария Каллас, и её исполнение признано взыскательной публикой, которой не всегда можно угодить,-эталонным.
Итальянские меломаны относятся очень ревностно к её исполнению и не прощают ни одной ошибки. Но Анна исполнила Виолетту блестяще, создав на сцене сложный образ, полный страдания и любви. Это был её триумф. Она была признана Дивой и внесена в список выдающихся певцов Ла Скала. Как прекрасна эта лестница успеха, восхождения на вершины, признания. Это видели здесь многие. Но, здесь не только успех имел место, были ступени полного поражения, низвержения с трона, провала. Сколько разбитых судеб видела эта лестница! Всегда два лагеря поклонников на ней в вечной борьбе, редко приходящие к общему знаменателю. Как обидно бывало, когда таланта начинали выживать незаслуженно со сцены: кого закидали тухлыми яйцами, кого томатами и кого - то забукали- "бу - бу"... Это невыносимо, когда зал гудит этими "бу- бу"! Готов взорваться! Это трудно пережить! Да, тяжелы иногда ступени жизни. А как к этому подготовить своё сердце и душу,чтобы они не разорвались от горечи, обиды и страдания? Я видела слёзы некоторых великих певцов с прекрасными голосами,  например, красавец Хосе Кура - великолепный аргентинский тенор, с такой блистательной харизмой занимает после известной тройки теноров почётное четвёртое место, правильнее сказать - это уже новое поколение теноров. Он спел все партии из репертуара теноров и Верди, и Вагнера. Когда его забукали - он пел "Отелло", кажется. Пел он превосходно. Многих не приняла эта взыскательная и капризная публика, хотя они пели прекрасно, а всего лишь из - за того, что требовала другого дирижёра на сцену. Хотя потом его принимали на "Ура!"- это, как рулетка... Такое не забудешь никогда. Поклонники - это страшная стихия и трудно управляемая. Какая ты разная, лестница.
     У французов есть ещё выражение: "эффект лестницы". По - французски «Esprit d’Escalier». Оно относится к моменту, когда ты находишь правильный ответ на неожиданное оскорбление обидчика слишком поздно,(too late), к сожалению, то есть " на лестнице", бывает такое. Горький опыт, но и он драгоценный, каждый такое переживал в жизни.   
   Во многих культурах лестница встречается как символ духовного восхождения и совершенствования. Лестница – это метафора средства, которое используется, чтобы облегчить богам нисхождение на землю, а также для восхождения на Небо души умершего. Символическая лестница описана и в Египетской книге мертвых, и в мифах коренных народов американского континента, у народов Океании и Африки, используется у шаманов. Аналогом лестницы могут выступать различные средства : радуга, мост, ступени, лиaна, веревка, «цепь из стрел», гора и т. п.  Все эти символические изображения связи между Небом и Землей — всего лишь варианты Мирового Древа, Древа Жизни, ветви которого используются в качестве лестницы, и всех объединяет одна доминирующая идея : сообщение между Небом и Землей. Вспоминаю
Мост Золотые ворота в Сан- Франциско и свои размышления...
 
Мост...- он как символ, переход,
в другую жизнь, в другое время.
Когда кончается полёт -
мы все приходим к этой двери.
 
Дурная слава у моста -
в аренду сдан самоубийцам.
Жизнь- лишь мгновение, а там-
всё в бесконечность превратится.

Стоит оплотом красоты
взяв на себя чужую ношу...
Душа здесь просит высоты
и жизнь -"высокой ноты" тоже...

Вот Феба светлая рука,
но не помогут уже Боги.
Там звёзд призыв издалека
и лишь туда ведут дороги.
 
Вот танец Дели у Моста,
кругом пророческие лица
и Феба светлая рука
с туманом в танец превратится.

О,танец Дели! Этот Мост
твоим напарником явился.
Оставив вечности вопрос
с тобой в тумане растворился.
30.06.2014

  Как важно не оступиться на лестнице жизни, не перескочить через ступеньки,
 никого и ничего не потерять на ней, не толкнуть, вовремя перевести дыхание, взять за руку малыша и повести по ней, не споткнувшись, взять паузу, не упасть, а пройти с достоинством, ценя, каждый свой шаг на лестнице жизни, как неизбежность или как подарок судьбы, как единственность каждого мгновения.
 Всплывает картинка Питера Брейгеля - его странники слепые, идущие за поводырём  по лестнице жизни.
Я очень Брейгеля люблю.
Его слепцы- то образ мира,
идут в полнейшей слепоте
цепочкою неповторимой.
 В библии сказано, что «если один слепой ведёт другого слепого - оба падают в яму…» Прекрасная мысль для раздумий, сильнейший образ. Конечно, здесь речь идёт не о физическом недостатке, а о духовном. Будьте зрячи, не будьте слепы душой!
  Как важно ещё и то, чтобы с тобой по этой лестнице рядом шёл близкий, родной человек, единомышленник, который протянет руку помощи в трудную минуту, не даст упасть, и как важна поддержка друга, мудрого учителя - проводника, который укажет и направит, если ты сбился с пути, и если "на очередном этаже вдруг погаснет лампочка"...
Смотрю на гравюру нидерландского графика Маурицио Эшера и мои размышления о лестнице продолжаются... вот она "невозможная" или "бесконечная лестница", ведущая в никуда или лабиринт. Если бы кто- то захотел бы подняться или спуститься по ней, то, пройдя четыре лестничных пролета, он оказался бы в той же самой точке, откуда начал свой путь. Такую прогулку по лестнице можно продолжать до бесконечности, что часто и происходит с нами, мы делаем вид, что двигаемся вверх по лесенке жизни, так и не сдвинувшись с начальной точки. И это уже какая -то "дурная бесконечность", без развития, топтание на месте, возвращение к своим ошибкам вновь и вновь...
Модель невозможной лестницы разработал английский биолог Лайонел Пенроуз (Lionel Penrose) со своим сыном - известным математиком Роджером Пенроузом (Roger Penrose), а Эшер впервые использовал это в своих гравюрах. Взгляните на них, может вы увидите там и свою лестницу... Но есть "лестница бесконечная", уходящая вверх, в небеса... и там она соперничает с самим Творцом...
Господи! Помоги идущему! Ангела в путь!
 

     16.12.2017
   
  *обетованный- обещанный, либо желанный.    
 


Рецензии
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.