As on spirit

Хачхарджи Константин
               
    Сегодня, когда мне уже почти 90, своё социалистическое прошлое, - именно так мне хочется подчеркнуть, - я вижу совершенно в ином ракурсе. Вот об этом, и попутно обо всём остальном, позвольте мне растекаться  со всей откровенностью, ничего не утаивая, как на духу, - as on spirit. Я застал тот период, когда «вождь народов» Иосиф Виссарионович Сталин  по-свойски сортировал людей, как в том анекдоте с мальчиком  со структурными дефектами органов речи, - «кому цо, кому ницо, кому hu… через плецо». Подрастающее поколение тоже выстраивали в определённый ранговый ряд в надежде вырастить надёжных защитников «основ марксизма-ленинизма». К примеру, школьники 7-9 лет считались октябрятами, то-бишь, детки Октябрьской революции, от 9 до 14 лет – пионер, от французского слова  рiоn, что значит — «пехотинец», с 14 до 18 – комсомолец, но это уже юный коммунист, будущий руководитель партийных ячеек. Кстати, при политической монополии КПСС невозможно было выбиться на вершину власти без комсомола. Это первая ступень в авторитарной иерархии. Весь это ряд я прошагал, держа под козырёк официальную партэлиту. Хорошо запомнился один курьёз. В 1965 году, когда на шахте меня избрали секретарём партийной организации, по линии ЦККПСС прошла директива увеличить, насколько это возможно на местах, приём в партию активных, в организованном смысле, рабочих из-за того, что, дескать, сильно загадили партию вшивой интеллигенцией. Сказано-сделано. Я уговорил кое-кого из толковых ребят, которых знал лично по работе, и – вперёд! Среди них был, как сейчас помню,  Грiцько  Решетняк из Полтавщины, - щiрiй украiнець, - умный, лёгкий на язык, как потом оказалось, сверх всякой меры! Ну, я его и вписал в список кандидатов. Таковский был, утверждённый свыше ритуал: сперва в кандидаты, а потом через время, в партию. И вот на очной, - так сказать, - ставке один из членов бюро горкома партии спросил у моего Грiцька, надо же гад такой!

-Скажи, кем был твой дед?
 
- Батько казав мені, що він був  трохi мудаковатий.

-Какой-какой? – возмутился босс.

-Да не спрашивай его, Иван Фёдорович – вступился секретарь горкома Демьян Андреевич Русин, - а то, я вижу, он вам так ответит, что мало не покажется!!!

 Дело закончилось тем, что его выгнали с треском из кабинета, а мне влепили строгий выговор с занесением в личную карточку за пофигизм, как нынче говорят. Эпизод запомнился мне не столь содержанием, сколь сценически. Вернемся, однако, к нашему разговору.
 
  Без всякого сомнения, младая поросль росла бы и крепла, если бы не война, как гласит пословица – «Хоть горшком назови, только в печь не сажай».  Но к великому сожалению битва была, причём, жёсткой и беспощадной. Родине был нанесён колоссальный ущерб по всему спектру жизни. С лица земли было стёрто 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи предприятий промышленности, 65 тысяч километров железных дорог, 98 тысяч колхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Общий ущерб составил 679 млрд. что сравнимо с суммарными капиталовложениями за все первые четыре пятилетки. Ни одна страна в мире не понесла столь больших потерь, как Советский Союз в годы Второй мировой войны. Честно, я горжусь тем, что мои сверстники, комсомольцы 50-х годов, засучив рукава, плечом к плечу самоотверженно трудились с теми, кому посчастливилось вернуться с фронтов целыми и невредимыми. Причём, их энтузиазм был просто сумасшедшим. Ярким свидетельством тому является то, что работы по восстановлению промышленности, практически,  удалось завершить в 1948 году: об этом есть и песни, и фильмы, и повести. Этот фурор, естественно, не мог не сказаться на настроение super-большевиков. И, буквально, через год Иосиф Сталин поручил главе Госплана Николаю  Вознесенскому подготовить "Генеральный план развития СССР до 1965 года", впечатляющим моментом которого являлась железная уверенность авторов проекта в безусловном успехе намеченных мер.  Они полагали, что к 1980 году вполне станет возможным "одну треть потребляемого народного дохода распределить по потребностям", в частности, бесплатными могут стать  хлеб, картофель, а затем, через время, - "почти все" продукты питания. Никита Хрущёв, став у руля Власти после Сталина, тоже с трибуны громогласно изрёк что, дословно, - «поколение 80-х будет жить при коммунизме». На самом деле случилось ровным счётом наоборот. По истечению 42-х лет (1991-1949) вместо предполагаемых подвижек в социальной сфере случилось событие нежданного размаха, – развалился сам СССР на мелкие осколки, и от его прошлого не осталось ни следа. В этой связи, попробую высказать своё мнение. По всему спектру событий тех лет видно, что все решения принимались в спешке, по тому же, хорошо известному революционному принципу, - "сейчас, или никогда". В этом Союзе, как я понимаю, следовало бы держать Центр, иными словами Славянский Корень (русские, украинцы, белорусы), а от него - ветви, то-бишь, сопредельные страны. Отсюда надо было бы строить и аббревиатуру, как Славянский Союз Сопредельных Республик: тот же СССР, но по смыслу, по построению, по структуре, совершенно иной. Именно такой Союз, точно, был бы Нерушимым, как говорят служители Церкви, - «на веки вечныя». Говорю так (январь 2018) не потому, что поумнел изрядно, а потому что, - здесь сошлюсь на Сергея Есенина:

Лицом  к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстояньи.

   Не могу обойти молчанием некоторые характерные нюансы, без которых моя судьба была бы не моей. Многие из моих сотоварищей, несмотря на дикую, связанную с той же проклятой войной, бедность стремились получить высшее образование, но своё будущее дело выбирали не по зову сердца, а шли туда, где деньги лежат! Так, в итоге, я стал горным инженером, хотя мечталось о другом: изучать обычаи и менталитет древних этносов, или конкретного человека, который почему-то думает по-другому, мир видит в других тонах, и молитву читает себе под нос иным богам. Лишь через солидное время, когда на мир стал смотреть с Голанских высот, мне наконец-то удалось выпустить книгу «Этнические этюды», да и то в ограниченном тираже. О, Вейзмир!

  Абсолютно, то же самое, как одно к одному, правда, несколько в ином варианте, сложилось у моего приснопамятного друга Васи Михалёва, - его я не забуду до скончания дней своих! Редкий умница, уверяю вас, запросто мог бы стать Нобелевским Лауреатом. И та же участь: ему тоже удалось выбраться на свою дорожку, когда, собственно, свечи едва мерцали вдали.  Он тоже был уже пенсионером, когда с головой ушёл в дебри элементарной физики. Вот, что писал о себе Кстинч (я всегда так к нему обращался) в аннотации к своей научной работе: 
 
 Я,горный инженер, Михалев Василий Константинович, отработавший на шахтах Донбасса и острова Шпицбергена более 30 лет, одновременно занимался проблемами устройства элементарных частиц.
Еще в 1986 г. (имеются сохранившиеся записи) мною вычислено значение магнитного момента нейтрона, протона и др.
В 2005 г. получил авторское право №14173, выданное Государственным департаментом интеллектуальной властности Министерства просвещения Украины.
Контакты с Национальным институтом ядерной физики г. Харькова окончились тем, что я вынужден послать свою работу по ядерной физике в редакцию журнала Экспериментальной и Теоретической физики г. Москвы, которая получена в июне текущего года.
В работе изложена теория устройства элементарных частиц, и на этой основе определены значения заряда элементарной частицы (его дробности), массы покоя, длин волн трех нейтрино и др.
Убедительно прошу Вас найти возможность дать отзыв вашего института на высылаемую Вам работу по ядерной физике.

    С Уважением Михалев В. К.

  И для заключительного аккорда – строка от Валерия Брюсова.

Пусть боги смотрят безучастно
На скорбь земли: их вечен век.
Но только страстное прекрасно
В тебе, мгновенный человек!

                На этом всё, amigos caros.


Приведу (выборочно) отзывы на статью моих досточтимых друзей по Интернет-сайту.

Жанна Рубан (дочь Михалёва), Донбасс, город Красный Луч, - 18.01.2018:

- Добрый день! Прочла статью, понравилась. Я 2 руки поднимаю за Славянский Союз С.Р.! Но я думаю, что это как раз то, к чему стремиться нынешний Президент России и еще нескольких бывших республик Союза. И мы здесь на Донбассе, замученные глупой войной, очень бы этого хотели и надеемся и верим, что так и будет и наш Союз будет Нерушимый и Непобедимый! А теперь посылаю несколько фоток преуспевающего Демьяна, Михалева- младшего, хотя и с другой фамилией.

Елена Ройтер, Израиль, - 29.01.2018:

- Огромное спасибо за рассказ. Поражает феноменальность запоминания дат, количество  событий. Окунаюсь в прошлое, и Вы Константин Антонович, где-то там. Сказ Ваш великолепен.

Марина Зубревич, Россия, город Красноярск, - 30.01.2018:

- Великолепно! Ёмко, красочно, читается на одном духу. Спасибо!

Александр Жилевский, Россия, город Новосибирск, 31.01.2018:

- Привет, Константин! Прочел Ваше послание. Тут сразу много тем возникает, на которые следует ответить, а потому буду это делать по очереди, но а с порядком не гарантирую. Скорее, как получится.
Ну, во-первых:
 Сам я физик, заканчивал физфак в НГУ. Но не ядерщик, хотя общие понятия в этом деле имею,  а скорее механик и еще в дополнение электронщик и прикладной математик, и прикладной программист.  К спецам в области ядерной механики испытываю большое уважение, хотя сам я нахожусь в этой области на таком уровне, когда об этом деле могу лишь сказать, что "электрон неисчерпаем, как и сам атом". Не помню, кто это сказал первым, может быть и сам Ленин В.И. :)))   
Но меня, тем не менее, кроме всего прочего очень интересуют вопросы мироздания, откуда все возникло, как появился разум, есть ли вселенский разум (иначе говоря, - Бог), и не по его ли воле возникли и большой взрыв, и пространство, и время, и жизнь, и разум, и многое-многое в таком же роде. Сейчас в Интернете можно много найти  материалов на эту тему, но на что обратил я внимание так это на то, что обо всём этом много чего есть у писателя-фантаста Артура Кларка в его повести "Детство Земли". Я как-то Вам давал ссылку на это произведение в интернете. Ну, пока я приостановлюсь на этом. Об остальном несколько попозже.

Константин Хачхарджи , - 31.01.2018:

Post  scriptum.

- Кали мера, Александр! За строку в мой адрес – сердечное эфхаристо. Замечу, - для начала, - что статья "Speed", сварганенная мною 23.12.2017, начинается с такой строки:  - "Давно зарубил себе на лбу, - хотел написать на носу, но это слишком старО, - одну непреложную истину, что всё будет, как говорится, O'kay, если постараться первую строку выстроить так, чтобы слова в ней неизбежно взывали бы к ассоциациям, ибо именно в них мысль дремлет". Это я к тому, что после прочтенья статьи пришлось тебе переключить свои мозги на физику, чему я весьма рад. Потому что Физика - одна из моих любимейших предметов ещё со школьной скамьи.  И сие имеет основу, ибо лишь физик может в малом заметить нечто большее, необъятное. Наверно я бы пошёл по этому пути, если бы не дикая послевоенная бедность. Однако, как говорится, слава Богу, что сумел, - наверно чудом каким-то, - передать своё вожделенное чувство своему внуку Косте Шкедрову, который скоро-скоро защитит докторскую степень  в этой области наук. Сегодня он в Технионе (Израиль) с успехом гоняет в лаборатории электроны, и с удовольствием читает лекции по физике. И ещё вот о чём.
В последнее время, как-то по-новому,  стали писать о Вере. Кстати, слово Всевышний, которое звучит с уст церковников надо произносить, как  Наивысший, поскольку речь идет, как я понимаю,  об уровнях Разума во Вселенской Иерархии. В этой связи, по Интернету (в поиске) можно открыть сайт  "лекция в ФСБ В.А. Ефимов. О Боге". В ней уважаемый Виктор Алексеевич говорит именно об уровнях Разума в глобальном масштабе. Кто бы спорил?  Безусловно,  уровни есть и они, как говорится, видны невооружённым глазом. Но их природу не исчерпать одной лишь констатацией факта. Во-первых, следовало бы глубже понять, что такое Разум и что такое сам Мозг. На мой непросвещённый взгляд надо говорить об Энергии, как о Творце всего и Видимого, и Невидимого. Ведь сегодня, - и это факт, - верующие именуют Богом то, что учёные  называет Энергией.