На берегу

Елена Кустова -Губерт
На берегу
«Когда находишь свое,
На другое даже смотреть не хочется»
Эрих Мария Ремарк

 Ульяна сидела на берегу с самого утра. Был теплый летний день. Солнышко уже клонилось к закату. На другом берегу кипела жизнь во всех ее проявлениях. Купались дети. С удочкой сидели рыбаки. Поодаль зашли в воду и фыркали от удовольствия лошади –самые преданные животные. Где – то в деревне слышались бабьи крики. Так привыкли разговаривать женщины. Что с этим поделаешь? Так же кричала мачеха Ульяны сегодня, когда услышала утром в магазине, что Антон вернулся со службы в армии и не один.
- С кем же?
- С девушкой.
Немой вопрос в глазах и матерные слова в ответ! Даже видавшие виды покупательницы были ошарашены таким неожиданным поведением внешне всегда спокойной женщины.

 Мачеха, не чуя под собой ног, неслась домой. Ульяна неторопливо собиралась на работу.
- Ты, ты, - мачеха закашлялась.
- Что с тобой? Ты прямо не в себе! Ульяна осторожно постучала по спине женщины.

 У Ульяны с мачехой были на удивление хорошие отношения. Маму свою она помнила, и, с нежной грустью вспоминала. Но мачеха жила с ними уже давно, к тому же она всегда была лучшей подругой матери. Когда мама скоропостижно ушла, как девочка говорила: «на небеса», отец горевал, даже долго болел. Родные всерьез решали, куда в таком случае девать Ульяну. Но, к счастью, отец поправился, они  долго жили с бабушкой девочки  по матери. Говорят- время лечит. И не забывая, не переставая любить ушедшую жену, отец женился.
- В доме должна быть женщина. Девочке трудно будет без уроков хозяйки.
Ульяна выбор отца приняла и в доме тихо и спокойно потекла семейная жизнь. Все и всегда было ровно. Не без нежности, но и к себе в душу подросшая Ульяна особо никого не пускала. И тут случилась любовь.

 Ульяна с Антоном учились в одном классе. Когда Ульяна перешла в этот класс, гуманитарный, Антона она даже и не приметила. И долго потом не замечала. Антон был парнем высоким, симпатичным, спортивным, но как Ульяна потом говорила: мне до парней не было дела. Видимо, поэтому внимания на него и не обратила. И только осенью на турслете он пригласил ее погулять. Ульяне было скучно и от нечего делать, девушка согласилась. Они долго, почти до рассвета, гуляли по деревне. Как оказалось, у них было много общего. Им нравились одни и те же музыкальные группы, они смотрели «Гарри Поттера», оба были «гуманитарии», как сейчас говорят. В общем, на другой день они снова встретились. И на другой. И так всю осень. Как – то, войдя в класс, Антон сел с Ульяной за парту и больше уже никто на это место не претендовал.  Прошло два нескучных года. У них была «любовь» и все в деревне об этом знали. В семье Ульяны к парню отнеслись хорошо. «Приняли», как говорится. Парень был из большой семьи и, наверное, поэтому никогда не приглашал свою девушку в гости.  Но с родителями и братьями своего любимого Ульяна была знакома. Все – таки они жили в одной деревне. «Люблю, люблю», все это было. На подарки и  сладости Антон зарабатывал сам. Знаки внимания Ульяна принимала с благодарностью.
 Как – то незаметно подошел выпускной одиннадцатого класса. Что делать дальше – вопрос не стоял. Вернее, все давно было решено. Ульяна и Антон будут поступать в институт. Правда, вузы ребята выбрали разные. Благодаря современному ЕГЭ, поступили легко. Но, как говорится, что легко дается – то не особо и ценится. Поселились Антон и Ульяна в разные общежития, но все свободное время проводили вместе.

 В какой – то момент Ульяне показалось, что Антон что – то скрывает от любимой.  Не привыкшая лукавить, девушка прямо спросила:
- Что не так и что с этим будем делать?
Антон долго пытался уйти от ответа, но Ульяна не отступала. И парень сдался. Как оказалось, многодетная семья отказала в материальной помощи студенту. Прожить на мизерную стипендию не представлялось возможным. Подрабатывать без какой – либо квалификации в городе тоже сразу не получилось. И парень решил уйти в армию.
 Ульяна страдала. Ей казалось, что с уходом Антона она не сможет вести счастливую студенческую жизнь. Переводу на заочное родители девушки воспротивились, и она сделала это тайком. Настолько они привыкли все делать вместе, быть вместе, что Ульяне было неловко оставаться в вузе, тогда как ее любимый будет «топтать плац».
  Антона призвали в армию и скоро Ульяна переехала домой, устроилась в сельский клуб на работу и стала готовиться к сессии. Письма приходили почти каждый день. Звонил Антон, несмотря на запреты, тоже довольно часто. Они строили планы на семейную жизнь. Солдат не переставал называть ее любимой.
Незаметно прошел год и вот…
-  Ты, ты слышала? – откашлявшись наконец, почти прокричала мачеха.
- Ты о чем? Ульяна причесывалась перед зеркалом и в него же посмотрела на женщину. 
- Антон вернулся.
- Антон? Ура! Мама, (Ульяна даже не заметила, как в первый раз назвала мачеху мамой), я быстренько сбегаю на работу, отпрошусь.
- Не торопись, девочка.
Мачеха устало опустилась на стул.
- Почему? Я так ждала его.
- Ты ждала, это да! Только он не один вернулся.
- Не один? С другом? Он писал мне про него.
- С другом. В юбке.
- В смысле?
- Да с девкой он вернулся! С девкой!
- С какой девкой? Ульяна все еще не понимала. Но как – то появился и потянулся прямо к сердцу холодок.
- Не знаю уж с какой? Может, с кривой, может с косой? Главное, не к тебе!
- О, господи! А что мне теперь делать?
- Да в шары ему плюнуть, гаду!

 Ульяна машинально стянула с шеи тонкий нарядный шарф и не видя ничего перед собой, пошла к выходу.
- Не ходи к нему, не унижайся! – прокричала вслед мачеха.
- Я и не думаю, - прошептала Ульяна.
 Очнулась Ульяна на берегу реки. Их деревня делилась рекой на две половины. Ходили с одного берега на другой сельчане по мосточку, либо переправлялись на плоту - ребятишки, и на лодках - взрослые. Девушка знала, где у отца закреплена лодка. Она спокойна отвязала ее, взяла весла и тихонько стала переплавляться в место, где разросшие кусты ивы не позволяли видеть тех, кто среди них скрывается.
- Антон. Антон. Антон. С девушкой вернулся, - тихо шептала девушка.
Тихо плескались рыбы в речке.
- В одну реку дважды не входят.
Деревенские звуки доходили к Ульяне как сквозь ватное одеяло. Она их слышала, но никак не реагировала. Было вокруг пусто и одиноко.
- А если тихонько войти в эту несчастную речку и больше не выходить?
Ульяне казалось, что эти слова  кто – то ей тихонько нашептывал.
- Ну, попробуй. Ты ведь плавать не умеешь. Ты же воды боишься.

 А воды Ульяна и правда боялась. Как – то в детстве, еще до школы, она плавала со старшими девчонками на автомобильных баллонах. Была вот такая у них забава. Плавала, плавала и вдруг тонкие детские руки соскользнули с баллона и Ульяна стала погружаться на дно. Она стала хвататься за воздух и ужас сковал ее. На счастье, старшие подружки быстро отреагировали и вытащили ее на берег. Взрослым договорились «не стучать». Иначе про речку придется забыть. Не настучали, но и плавать Ульяна так и не научилась. Мало того, она даже ноги боялась погружать в воду.
- Ну, что же ты? Давай!
И Ульяна, бросив на берег свой нарядный шарф, тихо пошла к воде.

 В воде снова блеснула рыба.
- Какая – то уж очень большая рыбина, - машинально отметила девушка.
Странная рыба, еще раз блеснув в воде серебрянным  хвостом, вдруг ослепила Ульяну. Она невольно зажмурилась. А когда открыла глаза, попятилась назад. На берегу, под ивовым шатром,  сидела красивая девушка и расчесывала свои длинные светлые волосы. Ульяна никогда не видела в их деревне эту девушку. Девушка посмотрела на Ульяну. Было ощущение, что девушка смотрит как – будто просвечивая рентгеном. Не отрывая взгляда, девушка смотрела на Ульяну не мигая. Было тревожно и в то же время, Ульяне очень хотелось узнать, что за незнакомка сидит на берегу.
- Дура!- вдруг проговорила девушка.
Ульяна опешила.
- Кто дура?
- Ты.
- Что ты себе позволяешь?
- Что хочу, то и позволяю.
- Нахалка!
- А ты дура! Из – за какого – то парня топиться?
- С чего ты взяла?
Ульяне было непривычно разговаривать с незнакомцами в таком тоне, но ей казалось, что девушка хорошо ей знакома. Только вот где она ее видела, и кто она такая, вспомнить не могла.
Девушка расчесала волосы, взмахнула руками и на берегу блеснул хвост. Ульяна вздрогнула. Хвост принадлежал незнакомой девушке. Ульяна протерла глаза.
- Ты русалка?
Девушка засмеялась.
- А ты думала, русалки только в сказках? Нет, милая, такие дуры, как ты, и становятся русалками. Страдают, топятся, а потом раз, и русалка. Только не всем так повезет, не обольщайся. Некоторые совсем пропадают. Наверное, их морской царь в свой гарем забирает.
Увидев, что Ульяна побледнела, девушка весело проговорила:
- Шучу, шучу! Все превращаются в русалок. Только доля у них все – равно не завидная. К мамам больше не вернутся, парня любимого больше не увидят.
- Да нет у меня больше парня любимого, - тихо ответила Ульяна.
- Кого нет? Любимого? А куда он девался - то?
- Из армии с другой девушкой вернулся.
- Кто?
- Любимый мой!
- А кто тебе сказал, что он - твой любимый?
Ульяна непонимающе взглянула на русалку. Разговор все больше и больше затягивал ее.
- Если он вернулся с другой, значит – он не твой!
- Я тебя не понимаю! - воскликнула Ульяна.
- Ты еще глупая. Ты думаешь, что парень должен принадлежать тебе, так?
- Ну да, мы же с ним договаривались быть верными друг другу.
- Это он с тобой договаривался. А с собой не успел. Повзрослел и понял: он -  свой. Он только себе принадлежит. И решать, с кем будет – он сам. Поняла?
- Наверное, нет.
- Подрастешь, поймешь. А сейчас иди домой, и когда повстречаетесь, скажи ему «спасибо».
- За что?
- За то, что не помешал встретить твоего настоящего любимого.

 Ульяна долго и молча смотрела на русалку, потом кивнула ей головой, взяла свой шарф и села в лодку.
Солнце уже село и только невыразимо красивый закат освещал путь лодке. В ней было тихо и даже весла, казалось, неслышно касались воды. Ульяна доплыла до берега, осторожно вытянула лодку на берег, закрепила ее и уверенно пошла домой. Идущие навстречу односельчане поворачивались вслед девушке. Казалось, они узнавали и не узнавали ее. А Ульяна спокойно и твердо продолжала свой путь. Теперь она твердо знала: что бы не случилось в судьбе Антона, она будет ему благодарна.
 «Все не так, как кажется». Теперь Ульяна была уверена в этом. Счастье быть с любимым у нее впереди.
А незнакомку, оказывается, звали Любовь.
Елена Кустова - Губерт