63. Цена минутки в жизни

Наталья Гончарова 5
В битком набитый дневной автобус вскочил парень, худой, бледный до синевы, и сказал резко и решительно:
- А платить я не буду!

Кондуктор, между делом, еще не видя его, все свое, дежурное:
- Это почему же? Едешь – платишь!
- Ты глянь на меня лучше! – Не обращая внимания на рядом находившихся людей, так же продолжал парень, впиваясь глазами в женщину.

Она не успела что-либо ответить, как он вдруг рывком сбросил рубашку, и все увидели покрытое шрамами, сильно исхудалое тело. Поражали руки, на которых не было живого места – многочисленные уколы и кровоподтеки, фиолетовая желтизна кожи. И шрамы на спине и боках говорили о чем-то серьезном в жизни яростного пассажира.

- Знаешь, чем я живу сейчас? – Голос был с вызовом, и… страдающий.

Кто-то в дальнем углу, невидимый, произнёс тихо, но достаточно слышно для всех:
- Да известно чем – вколоться бы.

Парень круто  повернулся, пытаясь среди глаз, смотревших на него с любопытством, вычислить того, кто говорил.
- Врешь! Не знаешь! Совсем ничего не знаешь! Понял? Мне «Минутка» всей жизни стоит! Понял? Ты видел ребят, у которых вместо глаз – пустота? Ты плакал над братом, которому вспороли живот, а он не умирает и не умирает? А ты хоть одну секунду той минутки прожил? И знаешь, что такое минутка*? Она, сука, длиннее жизни...
Он ведь тихо говорил, странно растягивая некоторые слова.  А его пожирали глазами.
И гробовая тишина в автобусе звенела и звенела…

- Да, ты прав, вколоться бы … Скажу тебе: я живу одним ожиданием – что скоро подохну.Понял?  А-а… Тебе не понять. Ты думаешь, я выбирал? Или ты? Кто выбирал? Понял? – Сказал он страшным голосом стоявшему рядом, смотрел на него и не видел.

Но человек невольно отшатнулся:
- Да не говорил я ничего… не говорил!
- А ты… вколоться… вколоться… Подскажи, как все забыть? Эти два глаза на его груди, как забыть? Я разве жив? Я сдох… там…

Проехав одну остановку, он выскочил, на ходу надевая рубаху.

Кто-то переспрашивал вполголоса:
-Что он выбрал? Я не понял, что он сказал?

- Он в Чечне был… Солдат…

- Что? Какая минутка? – бестолковый был человек

- Что… что… никакая… Чеченская…- раздраженно и грубо звучал голос.
Лязг машины заглушил матерную брань.

Минутка* – название площади в Грозном, Чечня, где шли бои в 90-е и погибло много солдат - мальчиков 18-19 лет.


1997 г.