Замятня в Древнем Киеве 1

Борис Федоров 2
Часть 1. Сокращенный вариант.

Скандинавам во времена приснопамятные и приснославные был очень полезен климат Руси. Например, воевода Свенельд, судя по записям в «Повести Временных Лет», служил киевским князям сто лет. Видимо не только климат способствовал долголетию северянина, но и пристрастие к пиву. Окончание имени его говорит о том. Эль.

Компетентные товарищи утверждают, что вторая часть имени указывает на должность. Помазанник он на престол, король и, вообще, элитный человек. Возникает вопрос: был Свен королем или только русское пиво горазд был лакать? А вдруг два в одном? Удивительная штука получается у дееписателя Нестора – король служил русскому князю много лет. Копнем?.

В 907 году Олег ходил на Константинополь и заключил с императором устный договор. Устный, но с именами витязей-послов, что выглядит довольно странно. Имена послов и военных атташе сплошь скандинавские и становится понятным и оправданным настояние приверженцев норманнской теории о создании государственности на Руси именно северянами.

Как оказалось, договор был составлен греками в 911 году в одностороннем порядке, поскольку письменности на Руси не было. Настоящий договор был составлен на двух языках только лишь в 944 году после похода князя Игоря во Фракию. К тому времени  князь был уже мертв.

Убийство на Оболони

Шел третий месяц нового 974 года (здесь и далее даты реальные). Князь Игорь, внуки, погибшего в бою, шведского конунга Эйстейна Грома Стен и Якоб возвращались поздним вечером в Киев из поездки за данью. 

 Все трое были пьяны и крепко спали на возу, зарывшись в куний мех. Лошади дорогу хорошо знали и самостоятельно добрались до Оболони, следуя по дороге, накатанной санями и телегами вниз по течению Почайны. У Княжьего Взвоза лошади остановились.

Стояла зимняя ростепель. Реки покрылись тонким льдом давно, выпал снег, и потому князь выехал к древлянам на санях. Но сегодня снег на дороге перемешался с грязью и лошади устали тащить воз. У протоки, которая разделяла Подол и Оболонь, мужи проснулись и решили побаловать себя пивом.

Киев в те времена выглядел совсем не так, как говорится о нем в ПВЛ. Кияне строили жилища на Подоле, под горой, а на ней находилось капище, огороженное тыном. Естественно, княжий двор  находился рядом, поскольку светская власть должна контролировать духовную.

 Князь со двора имел возможность наблюдать днем за жизнью на Подоле, а в тихую украинскую ночь мог любоваться тремя чудными рукавами Днепра. В ближний рукав впадала крупная река Почайна, исчезнувшая позже, и тогда же рукава слились.

На Подол с капища вели Боричев Взвоз и Княжий Взвоз. Последний пролегал по Оболони, то есть, по выгону, или иначе – общему пастбищу для скота. Когда-то это место было болотом, потом оно превратилось в согру, и постепенно – в заливной луг. В других племенах подобные луга назывались одренью.

Купец Адун заподозрил неладное дело, когда заполночь к нему в ворота постучали двое гуляк с возом добротного меха. При свете масляной плошки  узнал князей и заметил кровь на их одеждах. К воеводе Свену он тайно отправил работника, усадив нежданных гостей за стол.

Воевода Свен с начальником охраны Иваром примчались незамедлительно, но гости крепко спали, упившись хозяйским вином. На улице уже подмораживало, и следы саней четко отпечатались в глине. Даны по ним  вышли к протоке и при свете факелов обнаружили пятна крови. Нашелся и нож, принадлежавший Улебу. Картина убийства великого князя была налицо, но на месте преступления отсутствовал труп. Догадались осмотреть протоку и обнаружили полынью, к которой вели от дороги отпечатки сапог.

Воины притащили багры и обшарили полынью, но безрезультатно. Двинулись вниз по протоке и наткнулись на рыбацкий проруб во льду. Потянули сеть и вытащили на берег труп убиенного князя. Началось следствие.

Окровавленный нож, найденный на месте преступления, полностью изобличал Улеба. Улеб, сын павшего в битве конунга Норвегии Трюгви, бежал с матушкой в Англию от убийц. Ярл Хакон Могучий уселся в кресло правителя, номинально подчиняясь королю Дании Харальду, но действовал вполне самостоятельно и независимо.

Прослышав, что князь Олег подыскивает жениха для падчерицы Сигрид, конунг Улоф-Улеб Трюгвассон приехал в Русь. Свадьба состоялась немедленно, но Улебу больше супруги понравилась княгиня Ольга.

После смерти Великого князя Олега его должность перешла к Игорю. Вторым князем был избран Улеб, но вскоре родился Святослав и Игорь настоял вторым князем поставить младенца.

Причина убийства лежала рядом с ножом Улеба – отомстить он был обязан. Но сказке об убиении князя Улебом никто не поверил. Молодые воины, охранявшие княжескую резиденцию, знали, что Улеб из спальни княгини Ольги не отлучался, и правда просочилась в народ. Вспыхнул мятеж. Ветераны заперлись в княжьем дворе, сдерживая ярость киевлян. Улеб управлял городом всего год, но снискал любовь народа.

Чтобы утихомирить буянов, Улеба пришлось выпустить. Улеб, конечно, догадался о заговоре, возникшем в апартаментах Киевских князей, понял, что следующей жертвой для Одина быть ему, и уехал, бросив жену Сигрид, на Днестр с верными ему воинами. Там он был избран князем уличей и тиверцев, теперь уже  дУлебов.

Мятеж

 Ветераны заперлись в княжьем дворе, сдерживая ярость сыновей. Надо отметить археологический факт – подавляющее большинство дружины составляли русские воины.

Чего хотели молодцы? Исходя из того, что убийца не наказан и его покрывает кривоустый и вороватый воевода, можно предположить, что требования предъявлялись радикальные. Им нравился Улеб, и они считали, что его подставили коварные даны.
Княгиня Ольга выслала гонцов в Моравию.

Из истории Чехословакии и Венгрии

Когда князь Олег разгромил печенегов, болгары и угры, воспрянув духом, занялись любимым делом. Первые привязались к грекам, вторые  опять навалились на Моравское княжество.

 Князь Моравии Моймир и его брат погибли во время кровопролитной битвы, погиб и хан степняков Арпад с сыновьями. Осиротев, Великое Моравское княжество распалось на несколько уделов и уже не могло сдерживать угорские орды.

В 951  году погиб чешский князь Вратислав. В 955 году пал главный город Моравии Велеград, исчезли Блатенское и Нитранское княжества. Постепенно степняки заняли перевалы в Татрах и Бескидах, и польские племена оказались под угрозой их нашествия. Чехия, взяв под свою опеку Моравское княжество, с трудом сдерживала натиск германцев и угров.

Проблема состояла не в  бездарности чешских князей. Они были смелыми и умелыми полководцами; беда заключалась в религиозном расколе. Языческие племена хлынули в Киев, где их принимали с радостью, заселяя пустыни. Христиане двинулись к единоверцам в Прагу. Князь Вацлав наделял их землей, ущемляя своих язычников и вызывая гнев младшего брата Болеслава. В 957 году он убил брата, и христианская Моравия отшатнулась от него.

В 958 году в Киев приехало посольство моравских бояр за Олегом Молодым. Условий для вокняжения мораване выставили два: креститься и жениться на христианке. Олег колебался целый год и, наконец, решился. В Праге он крестился и женился на младшей сестре Болеслава Ярославе.

Колег Колегов

 Так звали чехи князя Олега Олеговича. Ему удалось решить главную стратегическую задачу – примирить христиан с язычниками, и объединить их одной целью.
 
Уже в следующем году Велеград был отвоеван и дальнейшие военные успехи Олега заставили угорского князя Жольта, младшего сына Арпада, пойти на мир. Князь, возвратив многие земли княжеству войной и миром, снискал любовь соплеменников и уважение врагов.

Попутный экскурс в историю славян. Соплеменниками Олега пришлось назвать мораван, ополян, белых хорватов, вислян, судов и ятвягов. Эти крупные племена составляли ранее Великую Моравию.

Были еще и небольшие племена. Одно из таких племен, называемое втричами, Олег отправил на Русь. Втричи (ватричи) не захотели подчиняться Киеву и ушли на Оку. Смешавшись с остатками некогда великого племени москов, они начали акать и язык их приобрел полногласие. Вятичи никогда никому не платили дань.

Суды и ятвяги суть одно племя. Часть судов была вынуждена сдвинуться на Ваг под давлением шлензян. Шлензяне шлялись по славянским землям, оставив в памяти нашей три исторических области: Шлезвиг-Голштейн (голяне/говоляне), Нижняя Силезия, Верхняя Силезия.

Позже от Вага важные и отважные ятвяги ушли на Неман и несколько веков дрались за свою независимость с соседями. В конце-концов, они перебрались на верхнюю Волгу, где и обрели более спокойную жизнь. Судиславль, река Ваг и другие гидронимы указывают на данный факт, археологические находки – на XIII век.

Когда в Велеград из Кракова прискакали гонцы со страшной вестью, Олег выехал к князю Жольту – ему нужна была конница. У мораван конных воинов было мало, поскольку славяне воевали пешими. Эффективность пехоты в боях была очень высока. В 955 году шеститысячный корпус германцев разгромил стотысячную кавалерию угров, положив конец их набегам.

Нескольких сотен молодых угорских бойцов решились на тяжелый поход в Русь. Несомненно, Олег своих конников заранее отправил к Киеву устраивать по пути следования войск стоянки и собирать ополчение. Налегке воины добрались до Киева быстро.

Несколько недель угры стояли на холме рядом с Киевом, собираясь в обратную дорогу, потому холм прозвали Угорской горой. Дождавшись весны, отягощенные подарками княгини Ольги, они удалились в свои пределы, весьма довольные зимним путешествием. Имя Олега в очередной раз прогремело в Европе.

Великий и ужасный собрал вече. Народ просил наказания виновников своих несчастий.

Король Свен дает клятву богу плодородия Фрейру на голове дикого кабана
 Художник Лоренц Фрёлих

 Продолжение следует.