Честь дороже

Владимир Рукосуев
      Прораб расправил пшеничные усы и закурил, откинувшись на спинку кресла-вертушки, раскрасневшийся и довольный.

- Ну, ребятки, с почином! Отработали вы месяц без больших замечаний, закрепили успех, теперь все у нас будет по старому доброму обычаю.

   Практиканты из техникума обмывали первую получку под руководством своего наставника, исподтишка над ним посмеиваясь.

- Дядя Коля, а почему если старый обычай, то обязательно добрый?
- Потому, детки, что обычаи из векового опыта слагаются. И народ был крепче, умнее и духовитее.
- Вы, наверно, хотели сказать духовнее, в смысле нравственнее?
- Ну да, духовитее. А все, потому что портить его было некому. Жили в станицах, учились всему у стариков, интернета не было. Это сейчас вас развращают все кому не лень.
- А вы про себя расскажите, как вы женились, где знакомились.
- Все по заветам дедов и указке отцов, у нас, казаков, не забалуешь. Мне так, вообще, на двоюродной сестре жениться пришлось. Застукали после армии, что целовались под плетнем и приговорили на семейном совете.
- А почему вы с сестрой целовались?
- Да выпили чуток лишнего при встрече из армии, не сдержались. Мы и раньше целовались, а тут попались. Батя с дядькой, ее отцом, покурить вышли и нас застигли. У Ленки, на грех, кофта сама расстегнулась. Ее за косы и домой, мне кнута. На следующий день в ЗАГС заявление писать, потому, как нравственность соблюдать надо, а то позору не оберешься.
   И честь берегли за ценой не стояли. Я даже в первую брачную ночь ее не посрамил.
- О, интересно. Расскажите!

   Дядя Коля подлил пива в кружку, отхлебнул и продолжил.

- Правда, небольшой конфуз вышел, но так иногда бывает. Главное, натуру свою не уронить.


   Свадьба весной была, щука шла, мы ни одной зорьки не пропускали. Я весь свадебный стол щукой обеспечил. Щука жареная, фаршированная, с салом, в духовке, икра, со сметаной, какой только не было!
   И приключилось у нас с соседом соревнование. Взяли за сезон по пятьдесят две штуки. Уже уловы на убыль идут, кто хоть одну рыбалку пропустит, тот отстанет безнадежно и славы лишится. Кровь-то казацкая, честь дороже, никак нельзя ею поступиться. А тут свадьба.
  Ванька понял и бьет под дых. Никуда, говорит, не денешься, сегодня я тебя обойду, будешь помнить первую брачную ночь. Так он меня разжег, что перед глазами щучьи морды стоят. Я встаю, подарки принимаю, наставления слушаю, благодарю их, невесту целую, а перед глазами щуки.

   Подошло время в спальню идти, а меня развезло. Не спал перед этим неделю. Днем работа, утро, вечер - зорьки рыбацкие, в промежутках на побегушках, к свадьбе готовились. Вот и уснул прямо за столом. Ну, к тому времени все кто не ушел, уже по углам валялись. Самогонка у бати всегда крепкая.

   Растолкала меня матушка, иди, говорит, жених непутевый, невеста заждалась. Прихожу в комнату, Ленка лежит под одеялом, не шелохнется. Разморило видать тоже. В комнате духотища. Подошел к окну, открыл, а там зорька занимается.
  Я к невесте - пышет жаром, но не шевелится. И тут взыграла во мне кровушка казачья! Такая страсть обуяла, так нутро разгорелось, что не вытерпел я. Эх, думаю, была, не была! На всю жизнь запомнит удаль молодецкую!
 
 И сиганул в окошко. Вернусь через два часа, никто и не заметит. В эту зорьку я свое взял, на четыре штуки обошел Ваньку соседского. Правда, скандал потом был. Невеста с родителями меня по всей станице искали, людей смешили.

- А в чем же мораль, где духовность и нравственность?
- Вот и выходит, что вы ничего не понимаете. Главное, я честь свою отстоял, а она у казака всегда на первом месте должна быть!