Невезуха

Любовь Архипова-Уральцева
Как часто вспоминаю слова старого редактора. Он говаривал в шутку, но… в каждой шутке лишь доля шутки.
Редактируя тексты, наш Пал Саныч повторял: «Русский язык такой богатый, а я бедный человек!».
«Бедные человеки» – авторы, принёсшие свои заметки – с ошибками, без запятых и прочих знаков пунктуации. Бедные – не успели или не удосужились обогатиться знаниями родного языка настолько, насколько можно стать понятными другим людям.
Шефа просто из равновесия выбивало неумение склонять и спрягать.
И правда: как часто не везёт глаголам: «он почему-то не хотит, но мы все хочем!». Но, оказывается, больше всего не везёт десяти русским существительным, оканчивающимся на «-мя».
Вот они: время, семя, стремя, вымя, пламя, имя, знамя, бремя, племя, темя. Ну не умеют у нас с этими словами обращаться по-русски. Не верите? Прислушайтесь к говорящим!
– Сколько время?
Или:
– Нет хорошего семя.
(Набрала эту строчку, и мой компьютер позеленел от злости!)
Кто и когда упустил, не уделил достаточного внимания особенностям склонения этих существительных? Казалось бы, уроки русского языка в школе ведут филологи, в своё время изучавшие слова с древней основой, оканчивающейся на «н». При склонении современных слов эта основа сразу же становится очевидной: нет времени, сказать о семени, в огне пламени…
Но большинство и учеников, и выпускников школ зачастую путают склонение этих десяти слов с изменением по падежам существительных среднего рода – второго склонения. К примеру: есть поле – нет поля, по аналогии – «нет и время!»
В русском языке есть ещё слова с древней основой, оканчивающейся на «с». Её также видно при изменении слов – по числам. Сравните: небо – небеса, тело – телеса (устаревшая форма), телесный. Но это – уже другая история, лирическая.
Может, хватит прибедняться? Может, пора обогатиться твёрдыми знаниями родной речи, повысить её культуру? А то скоро не то, что иностранцам – своим же соотечественникам станем непонятными.
Наши предки, не понимая речи иноземцев, называли их немцами – немыми то есть. А как назовут наше поколение?