Обреченность

Асна Сатанаева
День стоял великолепный, тихий, теплый, но солнце не жалило. И она  решила пойти в парк, который раскинулся на берегу  бурливой реки. Прохлада оттуда, тени от вековых деревьев приманили ее в одно уютное местечко.
Присев с книгой Франсуазы Саган  на резную скамью, так увлеклась чтением, что даже не обращала  внимание  на девушек, тихо переговаривавшихся на соседней скамейке. И,  когда услышала  мужской  глуховатый голос: «День добрый!..», - то решила это к ней не  относится.  Однако  новый вопрос   «Могу я здесь присесть?» заставил ее поднять глаза.

 Поняв, что светловолосый  мужчина хочет  присесть именно с ней, удивленно на него посмотрела: справа от нее  пустовали другие скамейки. Но кивнула и вернулась к захватывающим событиям в книге, тем более, что немного оставалось до финала. Сразу же забыв о тихом соседе по скамейке, дочитала и удовлетворенно вздохнула – все закончилось так, как она и ожидала.
 
Мужчина, заметив, что она захлопнула книгу, осторожно повернулся в ее сторону,  и она  быстро  его оглядела. Он  был одет  в спортивную куртку и кроссовки, поэтому  сначала показался  ей совсем молодым.  Но, приглядевшись, Аня заметила уставшее лицо и мелкие  морщинки под серыми глазами.  Неодобрительно подумала: «Пришел заниматься бегом, а сам уселся и - ни с места». – Далеко внизу, вокруг бассейна,  были видны   беговые дорожки и тренажеры, и как раз там  копошилось несколько фигурок.
 
Проследив за ее взглядом, мужчина глухо проронил:
- И я там… часто занимался… Раньше… Пока не перенес операцию… - Решив, что это сугубо интимный вопрос, Аня  промолчала, но услышала робкое:  - Но… У вас найдется время выслушать меня?
 
Скрыв  замешательство, она кивнула. Но  собеседник  замолчал. И только после продолжительной паузы  представился:
- Меня зовут Евгений... – Обратив на нее  грустные глаза, с выжиданием уставился на ее лицо.
- Анна…  Анатольевна,  -   невольно произнесла и она.
 
И только тогда тот продолжил:
- Я не могу сказать, что обижен судьбой... Моя профессия дает мне необходимый комфорт для безбедного существования.  Но,  -  удобнее устраиваясь, - что касается чувств, надо признаться  - дела не столь хороши… - Пытливые глаза опять на нее смотрели, но Аня, привыкнув выслушивать множество историй от совсем незнакомых  людей, ответила спокойным доброжелательным взглядом.

И  Евгений, успокоившись,  принялся повествовать:
 - Понимаете, я сейчас нахожусь  в очень нерадостной ситуации, когда… необходимо подвести итог всей прошедшей жизни…
 
- Но вы только что говорили, что устроены хорошо!.. - не сдержалась Аня.
 
- Я устроен хорошо… в профессиональном плане, - поспешил  ответить мужчина. -  Но… с женой начались всякие неувязки… И, пожалуй, случилось это даже до операции... Что ж… Я понимаю, почему  Ирина ко мне питает,  и – справедливо, вполне оправданные неприязненные чувства…
 
«Вот те раз! Я мало сталкивалась с мужчинами, которые признавали бы свою вину  в семейных неурядицах",  – живо взглянула на него.
 
Евгений  усмехнулся:
- Игровое вдохновение, благодаря которому я, будучи более молодым, включал  и  поэтому умел справляться с подобными обстоятельствами, увы, с годами пропало.-  Замолчал. О чем-то поразмышлял.

И, вздохнув, продолжил:
- Жену я увидел впервые на университетском карнавале. Очень миловидная, с потрясающей фигурой, рыжая девушка стояла возле одного из окон  зала и с улыбкой взирала  на веселящуюся толпу, поразив меня чувством собственного достоинства: она  спокойно чего-то ждала. Я подумал: «Может, пока кто-нибудь из ребят подойдет к ней и пригласит на танец или принесет кофе или вино?».

 От других  девиц трудно  было дождаться такого  чувства собственного достоинства – уже знал многих из них, у которых  на уме  были одни развлечения.  Но только  потом  я понял, как был прав - Ирина росла в консервативной,  хорошей семье...
 
Эти слова были произнесены более резко и он  настороженно посмотрел на нее.
  «Подозревает, что я подумала, что он из тех, которые поймались… »,  - опустила глаза. -  Не ожидала таких переходов настроения от мягкого, на первый взгляд, человека». 
 
Немного грубовато, но Евгений  поторопился объяснить:
- Все время инициатива исходила не от меня…  от Ирины.  Хм-м… Это она все сделала, чтобы мы сблизились: не прошло и трех дней, как она позвонила и спросила, как у меня идут дела. Пригласила встретиться. На свидании  она,   услышав, что на днях уезжаю на практику в провинциальный городишко, просто заявила, что приедет туда.

Я смешался и сказал ей: "Знаете, я там буду жить вместе с приятелем у него в квартире… Это неудобно».

 - Но Ирину эти отговорки не остановили – приехала,  и  Толе пришлось  двое суток  где-то перебиваться. –  Опустив голову, думал о чем-то  долго. Заговорил. – Не поверите, но  уже тогда я почувствовал какой-то дискомфорт. Не чувствовал себя  влюбленным но…  все сгладила, извините, интимная близость.
 
Не собирался на ней жениться, это  мне не приходило в голову, и даже когда вернулся с практики, я не позвонил ей.  И естественно, что  ее беременность стала для меня большой неожиданностью. Верите, я от шока не мог  долго отойти...

Ее родители сообщили, что скоро свадьба. А Ирина  просто  улыбалась. 
Перейдя жить к ним из общежития,  - мои родители жили  далеко, - а ее вскоре объявили, что не  против, чтобы я заканчивал учебу... Но я и сам подрабатывал везде, где только мог. Мы с Толей использовали любую возможность, чтобы найти хоть какую-то работу.
 
Сыну был только месяц, когда я заболел. Воспалением легких. Болезнь протекала очень тяжело,  и я испугался смерти. Выздоровев, \отстранился от участия в делах  семьи.
 
Ирина закончила учебу на следующий год после меня – она ее не  прерывала - Зинаида Петровна, ее мать, нянчила Димочку.  Когда жена  начала работать, мы сумели купить квартиру, и,  наконец, ушли  от ее родителей! Да, я не мог нарадоваться  этому - мне все казалось, что твердость и самостоятельность в решении всех семейных проблем  жена проявляет из-за их на нее влияния.
 
Уже через год Ирина  заявила, что хочет еще одного ребенка и будет после этого посвящать себя только семье. Я  не был согласен с ней, но  смирился и с этим, впрочем, как и повелось с самого начала - ведь мне не отводилось никакой роли в быту. Мы даже по-настоящему не говорили о них. Только иногда Ирина снисходила до того, что объясняла, почему все происходит  и как дальше она намеревается поступить... - Глубокий вздох вырвался из груди рассказчика, после чего сокрушенно продолжил:  - Все шло только так, как она решала…  Теперь-то я понимаю - дело в том, что с момента знакомства с Ириной  я не сумел себя ясно обозначить как личность и этим оставил в нашей общей жизни пустоту. Вот ее и заполнила она сама. У жены, знаете ли, как раз довольно четкие представления обо всем, и теперь я точно знаю - при знакомстве со мной в ее голове уже была эта модель брака, которую она хотела воплотить в жизнь. Она над этим неустанно работала.  А  я... я  позволил ей влиять на себя,  постепенно теряя внутренний компас. Это я сам передал ей бразды правления...  Стыдно сказать, но в отдельных ситуациях я колебался как былинка на ветру - вместо того, чтобы, как мужчина,  постучать по столу и настоять на своем – не всегда ведь она правильно все делала…  Не всегда!
 
Евгений опять замолчал и Аня  сбоку смотрела на его густые волосы, начавшиеся кое-где серебриться, густую бровь и четкий профиль. Опустила  глаза на руки с длинными пальцами, косточками которых он неосознанно трещал.  «Симпатичный мужчина… Но… Каково ему делиться с незнакомой женщиной! Видимо, уже не может все держать в себе…» -  Повернулась к нему всем телом, выражая  готовность слушать и дальше.
 
- Я часто  и охотно ездил в командировки. Имел  связи…  с другими женщинами... Признаюсь, эти поездки нравились именно этим, - смущенно отвернулся.  Но потом объяснил неохотно: – с Ириной у нас в интимных  отношениях всегда были проблемы. С самого начала. И не оттого, что она была беременна в тот или иной раз…  Но когда она второй раз родила…  - На Аню  посмотрели глаза побитой собаки,  и она поразилась горечи, которая лилась  из них. Запинаясь, он продолжил:  – У Викули оказалась страшная патология…  она не развивалась... Только голова росла. Она кричала день и ночь. Ирина прямо поседела. Я же не мог физически видеть… дочь.  Поэтому не помогал ухаживать за ней...

Родители жены сразу же забрали сына к себе. С самого  рождения его сестры они упрашивали Ирину отдать ее в приют. Но она  неизменно отвергала  такую возможность и  плакала, плакала…   Под их давлением и не выдержав больше, через полгода жена сдалась…

Но теперь мы остались совсем вдвоем, и взаимное отчуждение росло... Я никогда не спешил домой. У меня развилась такая апатия, что я ничего не хотел: никакой жены, ни сына, с которым мог не видеться неделями. Не хотел на работу, но вынужденно отрабатывал часы. Жену упрекал, что она меня не понимает и не воспринимает…   

Однажды Ирина, среди ночи, сорвалась и куда-то уехала. Я бросился вслед на такси - следить.  Догнав  ее, обнаружил, что она приехала в приют.  Подкравшись к машине,  увидел, что она, обхватив руль руками, воет…  Не посмев ее тронуть,  крадучись вернулся к оставленному невдалеке такси.…  Мечта уйти из семьи и жить самому спокойно, ослабла при виде такого отчаяния.
 
Год назад у меня был инфаркт. После мне сделали операцию и поставили кардиостимулятор. Но болезнь так серьезно подействовала на меня, что я сделался совсем аморфным. Я и так был заторможен с момента рождения Викули, но стал еще осторожнее…  страшусь  повторного инфаркта и возможной внезапной смерти... И это не все… Мой страх сопровождается дрожью в теле, слабостью, потливостью, сердцебиением, чувством нехватки воздуха… Я постоянно сосредоточен на себе, меня всегда гложет тревога. Вам, наверное, не знакомы чувство постоянно надвигающейся беды, плохой сон или полное его отсутствие... Поймите! Мне не до жены и ее переживаний. - Тише: -  Мало того! С некоторых пор я заметил в себе стремление привлечь к себе внимание окружающих, вызвать у них сочувствие... Извините меня, вот и вас я вовлек в свои  неприятности.
 
Аня  пошевелилась, но ничего не успела ответить, так как Евгений  произнес твердо:
- Мы с Ириной стали совсем чужими и в нашей жизни больше нет ничего общего. Да и не было... я четко вижу: путь, по которому всегда шла и продолжает идти моя жена - это чувство и его внешнее обрамление. На ее немой вопрос ответил: - Это тогда, когда женщина и мужчина взаимно обогащаются и в полной  мере удовлетворяют потребности друг друга. Я же, напротив, чувствую, что так вообще не бывает - и все! По крайней мере – не со мной. Не раз бывают моменты, когда я хочу уехать прочь -  осознаю, что моя жизнь проходит не так, как могла бы сложиться. Ведь я  мог бы быть счастлив, как и другие...  Уверен, что то же самое чувствует и Ирина. Но мы вообще не говорим о своих ощущениях – молчание стало неотъемлемой частью нашей жизни. 
 
При этих словах  Аня почувствовала  в душе протест: «Своей аморфностью ты сам  загнал себя и свою жену в такие невыносимые условия. И  активная, жаждущая нормальной семейной жизни женщина оказалась перед выбором - уходить от больного мужа и воспитывать сына самой или оставаться в непроглядной своей  жизни - без понимания, сочувствия и тепла. А ведь ваша дочь, в рождении которой она винит только себя - ты прямо сказал, что не хотел второго ребенка, а она настояла, - не играет во всем этом никакой роли…»
 
Аня  так глубоко ушла в свои мысли, что не сразу заметила, как он стоит перед ней. И поспешно  поднялась.

Евгений печально и понимающе глядел в ее глаза:
-Виноват, что обременил вас своей исповедью, и вы так страдальчески размышляете обо всем, что я поведал. Простите меня, но я больше не мог носить это в себе. И-и-и… спасибо, что выслушали. -  Он  медленно, осторожно ступая,  двинулся к выходу из парка.

 Аня тут же опустилась на скамейку. «Нужны ли были ему мои увещевания или утешения, если бы я их стала произносить? Нет, ему достаточно было просто высказаться!».
 
…Прошло полгода с того времени, когда незнакомый человек просто взял и переложил на нее груз своих проблем, а она  столько времени не может освободиться от  мыслей о той беде, поселившейся в семье Ирины  и Евгения.  Когда она  пытается  представить, как они будут жить после развода, в чем не сомневается,  Ане  не совсем ясно: «Потеряют ли супруги что-нибудь при этом? Ведь были же, хотя бы иногда, между ними чувство какой-то теплоты, близости, что-то общее, что должно было дать основу тому, что их пятнадцать лет держало вместе?».
 
 Но вспомнила, как, слушая Евгения тогда,  чувствовала у него почти непреодолимое  отчуждение в отношении  жены. Из его рассказа следовало, что в Ирине есть что-то упрямое, что убило их брак. И успокоилась,  убедив  себя, что женщина выйдет из всей этой передряги более невредимой, чем ее муж. «Несмотря на  финансовые  и другие заботы, которые лягут на ее плечи -  детей-то она ведь ему не отдаст... – с грустью  отметила: - Естественно, что при разводе все налаженное ею придет в полный беспорядок: быт, ее собственные дела...  Но все это - внешняя сторона жизни и, безусловно, ее можно отрегулировать. Но…  эмоциональная сторона…  Они нуждаются в других, более  глубоких,  отношениях… после того, как излечатся от этих ран. Найдут ли?».

Она этого так и не узнала – больше  нигде не встречала Евгения.