Может ли безвольный человек быть разумным?

Евгений Терещенко
Прежде, чем отвечать на поставленный в заглавии вопрос, определимся с тем, какие качества вообще должны быть свойственны разумному человеку. С моей точки зрения, разумный человек, помимо развитого интеллекта, должен обладать такими качествами, как сдержанность, скромность, терпимость к инакомыслию, объективность, самокритичность, уважительность, деликатность.  Эти качества, если они есть у человека, непременно должны проявляются в его внешней жизни. Если исходить из такого понимания разумности, ответ на поставленный вопрос, очевидно, будет отрицательным – безвольный человек не может быть разумным. Такой ответ подсказывает интуиция, его можно также обосновать.

Чтобы совершать разумные поступки, мало понимать, в чем они заключаются, нужно в своем взаимодействии с миром, с окружающими людьми, постоянно сохранять осознанность и самоконтроль. Именно осознанность и самоконтроль позволяют нам быть разумными на практике, а не только в своих представлениях о жизни. Человек может обладать сколько угодно выдающимся интеллектом, но если он находится в рабстве у своих эмоций и желаний, если он плывет по течению и плохо осознает себя, глупостей он будет совершать великое множество. Он будет, вновь и вновь, повторять свои ошибки, досадовать по этому поводу, ругать себя, но ничего в его жизни не изменится.

Интересно, в связи с рассматриваемым вопросом, вспомнить одну мысль Л.Н.Толстого, который писал: «Когда ясно поймешь, как смешны разговоры о величии чего-нибудь человеческого, то одно можно желать от себя, это только то, чтобы не делать глупостей».

Не потому ли так считал и писал Лев Николаевич, что сам делал много глупостей и понимал это? Вероятно, да! Но тогда выходит, что Л.Толстой был человеком слабовольным? Трудно в это поверить, думается, дело в другом, дело в очень сложной, своевольной, норовистой природной натуре великого писателя. По воспоминаниям многих современников, Лев Николаевич был человеком чрезвычайно страстным, эмоциональным, не способным сдерживать свои чувства, порой несправедливым к окружающим, нетерпимым к их мнению. Для обуздания такой натуры, сохранения осознанности и самоконтроля, нужна была могучая воля, нечеловеческая воля, которой у Л.Толстого не было. Как следствие, великий психолог, сердцевед, знаток жизни, да что говорить – мудрец, совершал много глупостей, то есть, не был на практике разумным человеком! Увы, великие теоретики не всегда являются сильными практиками.

Несомненно, одной только сильной воли недостаточно, для того, чтобы жить разумной жизнью. Для этого необходимы также, и развитый интеллект, и нравственное отношение к жизни, без которых воля, сама по себе, слепа. Но, учитывая склонность многих людей отождествлять разум с развитым интеллектом, я хотел в данной работе подчеркнуть именно фактор воли.