Радуга с привкусом смерти

Влада Ладная
 РАДУГА С  ПРИВКУСОМ СМЕРТИ
Погода извращённо не новогодняя. В рождественский сочельник – проливной дождь.
Хотя бы в театре  найти праздник.
Спектакль «Венецианские близнецы» по Гольдони в театре на Таганке.
Праздничное действо. Аромат комедии дель арте. Декорации почти в духе Мориса Эшера. Музыка Вивальди. Исключительный профессионализм итальянского режиссёра. Прекрасная игра актёров. Костюмы в стиле Ватто – роскошные. Словом, - классика.
И тут ловишь себя на странном ощущении. Классика – это ведь хорошо. Это практически безупречно.
Но, оказывается, про неё и сказать ничего оригинального невозможно. Одни похвалы. Никакой интриги.
В Японии существует понятие «ваби» - красота несовершенного. Там безупречное  произведение искусства специально слегка повреждают, портят: откалывают кусочек или наносят трещину, чтобы этот крошечный недостаток подчёркивал очарование  целого.
Абсолютно праздничный спектакль. Как я хотела. А чувствую себя слегка обделённой.
Не хватает той трещинки на вазе, которая превращает пошлый новодел в бесценный артефакт.
Произведению искусства, как и человеку, как и странам, нужна история.
И всё-таки в эту  безупречность режиссёр смог внести своё «ваби»  в самом конце.
Действие комедии у Гольдони происходит в последний день карнавала, перед Великим постом.  Карнавал в Италии – символ радостей  жизни, а пост –  предвестие смерти, скорби, страдания.
И в великолепной и таинственной маске в малиновых  перьях, в фантастическом одеянии – вдруг  угадывается сама смерть.
Она, неотразимая и жуткая, реет над отравленным смешным дурачком Дзанетто (аналог нашего Иванушки-дурачка, у нас он всех врагов победил, а тут и пожить ему не дали). Но  и для нас это  напоминание о том, что все мы смертны,  в разгар прекрасного праздника.
Звенящая нота печального предзнаменования.
Как будто радуга с тонким привкусом смерти.