15. Золотое слово Святослава

Игорь Еремеев Труды
ПРИСКАЗКА:
Если смотреть на «золотое слово Святослава» не очень внимательно, то всё это может показаться похожим на фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», т.е. на набор красивых картинок и пафосных политических речей. Представляется, именно «золотому слову» мы обязаны тем ощущением текста в целом как чего-то сложного, скучного и невероятно запутанного. Непонятность «золотого слова» была многократно усугублена пристальным вниманием к нему историков, в результате которого для всех прочих читателей, не-историков, этот текст стал ещё более закрытым (плохо понимая структуру и не чувствуя ритм, историки в угоду своему «пониманию» так называемыми «конъюктурными правками» к тому же замусорили текст). Чтобы немного разобраться в «золотом слове» аккуратно разобьём его на отдельные смысловые части и не вдаваясь в сами по себе бессмысленные исторические детали энциклопедического характера, обратим прежде всего внимание на стиль, т.е. то общее, что роднит «золотое слово» со всем текстом.

ИТАК:
«Золотое слово Святослава со слезами смешанное» представляет из себя политическую речь, состоящую из девяти обращений великого Киевского князя к князьям земли Русской с целью сплотиться на фоне половецкой агрессии.
Будучи помещённым в самый центр текста «золотое слово Святослава» является смысловым ядром «Слова». Поход же Игоря и бегство его из плена являются пышным обрамлением «Золотого слова Святослава» .
Неизвестно, произносил ли исторический Святослав «золотое слово». Летопись сообщает нам только о слезах великого князя, узнавшего о пленении Игоря и Всеволода, да о предшествующей досаде на них за то, что они выступили в поход не поставив его в известность.
Так или иначе, но великий Святослав «Слова» обращается к князьям земли Русской с призывом к единению против половцев, общего врага. Порядок и интонация обращений важны.
Начинается всё с обращения к Игорю и Всеволоду (Новгород-севрское княжество), ныне пленникам. Остальные обращения идут посолонь, начиная с родного брата Ярослава Черниговского: Ярослав (Чернигов), Всеволод Большое гнездо (Владимир и Переяславль), Рюрик и Давыд (Киевская земля, Смоленское княжество), Ярослав Осмосмысл (Галицк), Роман и Мстислав (Волынское и Городенское княжества), Ингвар, Всеволод и Мсиславичи ( ).
(Здесь привести карту Киевской Руси с княжествами и князьями).
Стоит сказать, что на момент произнесения «золотого слова» существовало как бы несколько сильных княжеских кланов, называемых в тексте соколиными «гнёздами» – Ольговичи (Святослав и Ярослав, Игорь и Всеволод), Мономаховичи (Всеволод Большое гнездо, Рюрик и Давыд, Роман и Мстислав), Всеславичи (Ярослав и прочие полоцкие князья) и другие. Названы они так по именам дедов, которые некогда яростно боролись между собой за власть. О борьбе Олега с Ярославичами и Мономахом говорилось в эпизоде про Олега Гориславича. Ниже, после обращения к Всеславичам, будет рассмотрен эпизод про борьбу Всеслава с Ярославичами и Мономахом. «Зототое слово» произносит старший Ольгович, начиная с князей-соколов своего гнезда.

ТОГДА ВЕЛИКИЙ СВЯТОСЛАВ ИЗРОНИЛ ЗЛАТО СЛОВО СО СЛЕЗАМИ СМЕШАННОЕ, И РЁК:

«Золотое слово со слезами смешанное» рифмуется с «синим вином с трудом смешанное» из «смутного сна» Святослава. Оба фрагмента образуют пару: «пить - изронить изо рта». Сначала некто «хлебнёт горюшка», а потом уж «изронит мудрое слово».
Упомянуты слёзы Святослава и в Ипатьевской летописи:
«Святослав, узнав об этом, вздохнул тяжело и сказал, утирая слезы: «О дорогая моя братия, и сыновья, и мужи земли Русской! Даровал мне Бог победу над погаными, а вы, не сдержав пыла молодости, отворили ворота на Русскую землю. Воля Господня да будет во всем! И как я только что досадовал на Игоря, так теперь оплакиваю его, брата своего».
(Тема «отворения-затворения врат» будет обыграна в обращении к Ярославу Осмосмыслу.)»
Вот что он рёк:

1.
«О, МОИ СЫНОВЬЯ, ИГОРЬ И ВСЕВОЛОД!
РАНО* ВЫ НАЧАЛИ ПОЛОВЕЦКУЮ ЗЕМЛЮ МЕЧАМИ РАЗИТЬ, А СЕБЕ СЛАВЫ ИСКАТЬ**. НО НЕЧЕСТНО ОДОЛЕЛИ, НЕЧЕСТНО ВЕДЬ КРОВЬ ПОГАНУЮ ПРОЛИЛИ. ВАШИ ХРАБРЫЕ СЕРДЦА ИЗ ЖЕСТОКОГО (горячего или крепкого) ХАРАЛУГА ВЫКОВАНЫ И В БУЙСТВЕ ЗАКАЛЕНЫ***. ЧТО СОТВОРИЛИ (вы) МОЕЙ СЕРЕБРЯНОЙ СЕДИНЕ?

*«Рано» – преждевременно (как и в плаче Ярославны). Коллективный поход на половцев был намечен на 1186 год.

** Первая половина относится к дружине, вторая – к Игорю и Всеволоду (ср.: «ища себе чести, а князю славы»).
«Нечестно» – здесь, вероятно, не спросясь старшего, не сообща и не под предводительством старшего. «Нечестно одолели» (поганых) – возможно, это говорится о малой победе. Говоря просто: «нечестно» – не поделясь (честь – часть, доля – удел).

*** По поводу ковки и закалки храбрых сердец – ср.: «...Игоря*, который истягнул (натянул как лук) ум крепостью своей и поострил (как меч) сердце своё мужеством, наполнился ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».

2.
А УЖЕ НЕ ВИЖУ ВЛАСТИ СИЛЬНОГО И БОГАТОГО, И ОБИЛЬНОГО ВОИНАМИ БРАТА МОЕГО ЯРОСЛАВАС ЧЕРНИГОВСКИМИ БЫЛЯМИ, С МОГУТАМИ И ТАТРАНАМИ, И С ШЕЛЬБИРАМИ, И С ТОПЧАКАМИ, И С РЕВУГАМИ, И С ОЛЬБЕРАМИ. ТЕ ВЕДЬ БЕЗ ЩИТОВ С ЗАСАПОЖНЫМИ (ножами) КЛИКОМ ПОЛКИ ПОБЕЖДАЮТ, ЗВОНЯ В ПРАДЕДОВУ СЛАВУ.

«Черниговские были» – черниговские бояре, а могуты, татраны, шельбиры, топчаки, ревуги и ольберы – тюркские племена, осевшие в Черниговском княжестве, «свои поганые» или «ковуи». Полк ковуев во главе с  Ольстином Олексичем был послан Ярославом Черниговским в помощь Игорю. Таким образом, учавствовавшие в походе ковуи, которые не назывались в «Слове» ранее, но упомянутые в летописи, перечислены в данном фрагменте.
Перечислением ковуев Святослав подчёркивает участие в злополучном походе брата Ярослава, который, кстати сказать, отказывался учавствовать в последних походах Святослава и из-за которого был сорван намеченный поход на половцев 1186 года.
Укоряя брата, Святослав призывает прислать ему всё вышеперечисленное (возможно, проявив власть над боярами).

НО РЕЧЁТЕ ВЫ:
«МУЖАЕМСЯ* САМИ**, ПЕРЕДНЮЮ СЛАВУ САМИ ПОХИТИМ, А ЗАДНЮЮ САМИ ПОДЕЛИМ!»***

* Вероятно, в этом месте автор обыгрывает пассаж из летописи за 1068 (6576) год:
«…Сего ради винограды ваша, и смоквие ваша, нивы и дубравы ваша истьрохъ, глаголеть Гос-подь, а злобъ вашихъ не могохъ истерти. «Послахъ на вы различныя болезни и смерти тяжькы», и на скот; ихъ казнь свою послахъ, «то и тако не обратистеся», ко мн;, но р;сте: «МУЖАИМЪСЯ». Докол; не насытистеся злобъ ваших?..». Т.е. вместо того, чтобы покаяться во грехах возлюбившие злое всё  твердят: «Мужаимся!». В данном случае "Мужаемся сами" = без Бога, наперекор судьбе.

** Ключевое здесь слово – «САМИ». В лице брата Ярослава Святослав укоряет Игоря и буй тура Всеволода в том, что они действовали сами, не поставив его в известность. Соответственно, «вы» в этом обращении – это Ярослав, Игорь и Всеволод.
Смысл обращения: «Вы не пошли со мной, когда я вас звал, а пошли сами потому, что делиться со мной (уступить мне) славу не захотели».

*** Итак, в этом обращении к Ольговичам – Игорю, Всеволоду и брату Ярославу – Святослав упрекает их в сепаратизме и нежелании делиться честью и славой.
У кого «славу сами похитим»? Вероятно, у Святослава - опередив его (Игорь выступил весной, а Святослав хотел идти в степь на все лето).
Без кого «сами славу поделим»? – опять же без Святослава. 
Отсюда следует, что и «передняя» и «задняя» слава должна принадлежать Святославу. О нашему мнению «передняя слава» – это будущая слава Святослава, которую он обрел бы в предстоящем летнем походе, а «задняя слава» – прошлая слава (ср. «…свивая славы обаполы сего времени» (60)), а именно слава его победы над ханом Кобяком в 1183 г., красочно описанная в «Слове».

А ДИВО ЛИ, БРАТЦЫ, СТАРОМУ ПОМОЛОДЕТЬ? КОЛИ СОКОЛ В МЫТЯХ БЫВАЕТ (перелиняв), ВЫСОКО ПТИЦ ИЗБИВАЕТ, НЕ ДАСТ ГНЕЗДА СВОЕГО В ОБИДУ*.
НО ВОТ ЗЛО: КНЯЗЬЯ МНЕ НЕПОСОБИЕ**. НЫНЧЕ ГОДИНЫ ОБРАТИЛИСЬ. ТО У РИМА*** КРИЧАТ ПОД САБЛЯМИ ПОЛОВЕЦКИМИ, А ВЛАДИМИР ПОД РАНАМИ. ТУГА (горе) И ТОСКА СЫНУ ГЛЕБОВУ!****

* Святослав сравнивает себя с соколом, а младших Ольговичей – с птенцами, которых он защищает от «обиды» («обида» князя - ущемление или лишение княжения), т.е. уделяет им «славу» (даёт уделы) справедливо. Святослав как бы говорит: если бы мы пошли все вместе, то я бы не обидел своих же, Ольговичей! Вы мне как дети.

** Вероятно, прежде всего Рюрик и Давыд, из-за розни которых не предпринимаются адекватные военные действия, в частности был не защищён город Римов.

*** Римов – город, захваченный и разграбленный половцами.

**** Князь Владимир Глебович, брат упомянутой выше жены Всеволода Глебовны, был ранен, защищая свой город Переяславль. Как сообщает летопись, Владимир Глебович умер от ран в 1187 году. То, что в «Слове» он упомянут как живой навело многих на мысль, что «Слово» было создано не позже 1187 года. Это наивный аргумент, поскольку слова «а Владимир под ранами» в тексте произносит не автор, а Святослав Киевский.
Владимир Глебович был женат на дочери Всеволода Большое гнездо, которому адресовано следующее обращение - так обеспечивается плавность перехода.   

3.
ВЕЛИКИЙ КНЯЖЕ ВСЕВОЛОД!*
НЕ МЫСЛИШЬ ТЫ ПРИЛЕТЕТЬ ИЗДАЛЕКА ОТЧИЙ ЗЛАТ СТОЛ ПОБЛЮСТИ (поберечь)? ТЫ ВЕДЬ МОЖЕШЬ ВОЛГУ ВЁСЛАМИ РАСПЛЕСКАТЬ, А ДОН ШЕЛОМАМИ ВЫПЛЕСКАТЬ. ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ, ТО БЫЛА БЫ ЧАГА (девушка-пленница) ПО НОГАТЕ, А КОЩЕИ (воины-пленники) ПО РЕЗАНЕ**. ТЫ ВЕДЬ МОЖЕШЬ ПОСУХУ ЖИВЫМИ ШЕРШИРАМИ (копьями) СТРЕЛЯТЬ, УДАЛЫМИ СЫНАМИ ГЛЕБОВЫМИ***.

* Всеволод – Владимирский князь Всеволод Большое гнездо.
Тон обращения к этому могущественному и независимому от Киева князю  – равный к равному, цель обращения – просьба прислать (метнуть) «сынов Глебовых», рязанских князей.  Оснований для такой просьбы две. Во-первых, упомянутая выше Глебовна, жена Всеволода – твоя племянница, а после смерти твоего брата великого князя Глеба ты ей всё равно как отец (напоминание на скрепляющий союз династический брак). Во-вторых, обыгрывается двойной смысл слова «отчий» (золотой престол): я, конечно, тебе не указ, но всё же помоги мне – ведь и твой дед, Владимир Мономах, и твой отец, Юрий Долгорукий, княжили в Киеве.
Игра слов:
РЕЗАНА (деньга) – Рязань – рязанские князья «сыны Глебовы», вассалы Всеволода.
(«Сыном Глебовым» заканчивается и предыдущий эпизод. Таким повтором намекается: отомсти не за раны Игоревы, а за раны сына Глебова, твоего брата)

** 1 ногата (размером с ноготь?) = примерно 1/2 резани (образована от слова «резать», также как рубль образован от слова «рубить»). Следовательно, можно было купить вместо одного раба двух рабынь. (Даже не знаю, что выбрать).
Для сравнения: обычная цена за кощея – 200 ногат.
Что касается «чаги» и «кощея», то обычный перевод как «раб» и «рабыня» представляется не вполне корректным по следующим причинам.
Кощей упомянут в тексте три раза:
1. Игорь пересел из злата седла в седло кощеево, т.е. из княжеского седла (= стола, на котором он сидел) в седло пленника, причём почётного пленника, никак не раба.
2. Чага и кощеи продаются по бросовой цене и как таковые они могут означать захваченных  пленниц и пленников, продаваемых в рабство в силу своего великого множества по низкой цене.
Стоп! Это цитата из летописи. В 1170 году новгородцы одалели "суздальцев" (в том числе и владимирцев) и в силу огромного числа пленных продавали их по 2 ногаты, т.е. за бесценок. Тогда великим Владимирским князем был Андрей Боголюбский, брат нынешнего Всеволода. Таким образом, не владимирцы побеждают, а наоборот. Такое явное переворачивание заставляет нас заподозрить в этом месте скрытую иронию. Пафос + ирония.
3. Наконец хан Кобяк назван «поганым кощеем» («стреляй, господине, в Кончака, поганого кощея…»). «Поганый» - означает не-христианина. А кощей? Кончак – половецкий хан, сват и бывший союзник Игоря – явно не раб и не пленник.  О. Сулейменов предложил понимать слово «кощей» как «кочевник». В принципе такая трактовка удовлетворяет всем трём случаям использования слова «кощей» в тексте.
Учитывая вышесказанное, возможно, «кощей» – это кочевник-воин, а чага – кочевница.

4.
ВЫ, БУИ (отважные) РЮРИК И ДАВИД!
НЕ ВАШИ ЛИ ЗЛАЧЁНЫЕ ШЕЛОМЫ ПО КРОВИ ПЛАВАЛИ? НЕ ВАША ЛИ ХРАБРАЯ ДРУЖИНА РЫКАЕТ ЯКО ТУРЫ, РАНЕНЫЕ САБЛЯМИ КАЛЁНЫМИ НА ПОЛЕ НЕЗНАЕМОМ?*
ВСТУПИТЕ, ГОСПОДИНЕ, В ЗЛАТО СТРЕМЯ ЗА ОБИДУ СЕГО ВРЕМЕНИ, ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА РАНЫ ИГОРЕВЫ, БУЕГО СВЯТОСЛАВИЧА!

* Намёк на совместную кампанию Святослава, Рюрика и Давыда против половцев 1184 года, которая красочно была описана перед «смутным сном Святослава» и которая вспоминается в обращении Ярославны к Днепру Славутичу.
Обычная сейчас конъюктурная правка «Не ваю ли (вои) злачеными шеломы по кръви плавашя?» («не ваши ли воины…») представляется неверной по двум причинам. Во-первых, здесь мы опять видим двухчастную конструкцию «князь – дружина», первая часть которой относится к князю, вторая – к дружине. Во-вторых, злачёные вещи, будь то стремя или шелом, относятся исключительно к князю, уподобляя его персону солнцу. Первая половина соотносится с фразой «а любо испить шеломом Дону».

5.
ГАЛИЧСКИЙ ОСМОСМЫСЛ ЯРОСЛАВ!*
ВЫСОКО СИДИШЬ НА СВОЁМ ЗЛАТОКОВАННОМ СТОЛЕ, ПОДПЕРЕВ ГОРЫ УГОРСКИЕ (Венгерские), СВОИМИ ЖЕЛЕЗНЫМИ ПОЛКАМИ ЗАСТУПИВ (заградив) КОРОЛЮ (Венгерскому) ПУТЬ, ЗАТВОРИВ ДУНАЮ ВОРОТА, (МЕЧА БРЕМЕНЫ) ЧРЕЗ ОБЛАКА, СУДЫ РЯДЯ ДО ДУНАЯ. ГРОЗЫ ТВОИ ПО ЗЕМЛЯМ ТЕКУТ, ОТВОРЯЯ КИЕВУ ВРАТА, СТРЕЛЯЯ С ОТЧЕГО ЗЛАТА СТОЛА В САЛТАНОВ ЗА ЗЕМЛЯМИ.
СТРЕЛЯЙ, ГОСПОДИНЕ, КОНЧАКА, ПОГАНОГО КОЩЕЯ, ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА РАНЫ ИГОРЕВЫ, БУЕГО СВЯТОСЛАВИЧА!

* Ярослав Владимирович – отец Ярославны, жены Игоря. Назван здесь, как и Олег Гореславич, по прозвищу:
ОСМОСМЫСЛ = ВОСЕМЬ + СМЫСЛ = «МНОГОМУДРЫЙ».
Ср.: в Ипатьевской летописи Ярославу дана следующая характеристика: «бо же князь мудръ и реченъ языкомъ».
Ярослав «подпёр горы угорские» – защищает землю Русскую от венгерских королей. Ярослав «затворил Дунаю ворота» (к морю) – т.е. полностью контролирует устье Дуная.
Ярослав «суды рядит (аж) до Дуная» – как сказали бы сейчас, он «полностью контролирует вверенную ему территорию».
Ярослав «отворил Киеву врата» – двойной смысл: во-первых, его войска когда-то брали Киев (и не раз), во-вторых, в настоящее время он обеспечивает доступ Руси к морю.
Грозы его текут «ПО землям», т.е. по русским землям, и «ЗА землями», т.е. за границей Руси и, возможно даже, далеко за пограничными землями... "Султаны" – главы мусульманских земель.
(Один нюанс: Обычно полагают, что Ярослав подпирает горы своими железными полками и сам загрождает путь королю. Это представляется неверным из сопоставления со следующей фразой: «Сълнце ему тьмою путь заступаше», т.е. солнце (кто) ему (кому) тьмою (чем) путь заступает. В данном случае: Галичьскыи Осмомысле Ярославе! (кто)своими железными пълкы (чем)заступивъ королеви (кому) путь. Итак, Ярослав подпирает горы не полками, а плечами и мечет через облака бремены-тяжести  своими могучими руками. Ярослав Осмосмысл не единственный титан в «Слове» – ниже нам встретится образ великого князя пригвождённого к горам Киевским (Святослава). Всё это примеры гиперболы, по-древнерусски «лихоречья». Что касается обычной сейчас замены «времены» на «бремены», то оставим её пока за неимением лучшего.)

6.
А ВЫ, БУИ РОМАН И МСТИСЛАВ*!
ХРАБРАЯ МЫСЛЬ НОСИТ ВАШ УМ НА ДЕЛО. ВЫСОКО ПЛАВАЕТЕ НА ДЕДЛО В БУЕСТИ (отваге), КАК СОКОЛ НА ВЕТРАХ ШИРЯСЯ  (паря), ХОТЯ (желая) ПТИЦУ В БУЙСТВЕ ОДОЛЕТЬ. ВЕДЬ У ВАС ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОСПЕХИ*** ПОД ШЕЛОМАМИ ЛАТИНСКИМИ. ОТ НИХ ТРЕСНУЛА ЗЕМЛЯ И МНОГИЕ СТРАНЫ – ХИНОВА***, ЛИТВА, ЯТВЯГИ, ДЕРЕМЕЛА И ПОЛОВЦЫ – СУЛИЦЫ (копья) СВОИ ПОВЕРГЛИ, А ГЛАВЫ СВОИ ПРЕКЛОНИЛИ ПОД ТЕ МЕЧИ ХАРАЛУЖНЫЕ. НО УЖЕ, КНЯЖЕ, ИГОРЮ ПОМЕРК СОЛНЦА СВЕТ, А ДРЕВО НЕ ДОБРОМ (благом) ЛИСТВУ СРОНИЛО.**** ПО РОСИ И ПО СУЛЕ ГРАДЫ ПОДЕЛИЛИ. А ИГОРЕВА ХРАБРОГО ПОЛКА НЕ ВОСКРЕСИТЬ!
ДОН ТЕБЯ, КНЯЖЕ, КЛИЧЕТ И ЗОВЁТ КНЯЗЕЙ НА ПОБЕДУ! ОЛЬГОВИЧИ, ХРАБРЫЕ КНЯЗЬЯ, ПОСПЕЛИ НА БРАНЬ.

* Роман Мстиславич – князь Владимиро-Волынский (позже князь Галицкий и Галицко-Волынский), победитель литовцев и половцев. «Тебе не впервой пить шеломом Дон! (дорогу знаешь) А храбрые Ольговичи уже там!» Буй Роман – зять и союзник Рюрика.
(Ср.: в позднейшей (Галицко-Волынской) летописи в связи с его сыном Даниилом, оказавшимся в орде, про Романа сказано похожими словами: «Его же (Даниила) отец (т.е. Роман) бе царь в Русской земли, иже ПОКОРИ ПОЛОВЕЦКУЮ ЗЕМЛЮ И ВОЕВА ИНЫЕ СТРАНЫ ВСЕ». Роман ходил на половцев в 1197 (1198), 1202 и 1204 годах, за что летописец лестно сравнивает его со своим «дедом» (на самом деле, прапрадедом) Владимиром Мономахом, который «пил золотым шеломом Дон». Кстати, летописный контекст сопоставления внука с дедом по части борьбы с половцами напоминает пассаж «почнем же, братия, повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря, ИЖЕ...» и, таким образом, проясняет «старого Владимира» как Мономаха).
Мстислав Всеволодович – предположительно, князь Городненский (Городненское княжество соседствовало с Владимиро-Волынским), учавствовал в объединённом походе 1183 года на половцев.
Таким образом, называются Галицкое княжество, Владимиро-Волынское и Городенское, далее будет Полоцкое. Так Святослав Киевский обращается к князьям пограничных княжеств посолонь.

**В сокращении мы видим двухчастную конструкцию:
«Перед ними (шеломами + папорзи) враги сулицы преклонили,
И главы свои преклонили под мечи харалужные».
Из строя фразы ясно, что железные «папорзи» (под шеломами латинскими) – это то, что разят сулицы (короткие копья), т.е. доспехи-латы, причём латинские. Так это и было переведено первыми издателями. Итак, русские князья Роман и Мстислав выглядели как средневековые рыцари (и они были такими тяжёлыми, что от них треснула земля) и только мечи у них харалужные! Указание на латинян является также указанием союзничества и, возможно, родства.
Похожая, также двухчастная, конструкция типа "нападение – защита" про шлемы, щиты и мечи литовские встретится ниже в эпизоде про Мстислава Васильковича.

*** Хинова – или обобщающее понятие, включающее в себя и литовцев, и половцев, или одно из племён в списке (не совпадающее с половцами). Скорее всего второе (литва и ятвяги - прибалтийские племена, не подчинённые ханам).
Это слово встречается в тексте ещё дважды: стрелами Хиновскими обстреливаются русичи в обращении Ярославны к Ветру Ветрило, и «великое буйство Хиновы» произошло в результате поражения Игоря. Первые издатели перевели это слово «хановы».

**** Ср.: «Солнце ему тьмою путь заступает» и «Поникла трава от жалости, а древо с горя к земле приклонилось».

7.
ИНГВАР И ВСЕВОЛОД И ВСЕ ТРИ МСТИСЛАВИЧА, НЕ ХУДОГО ГНЕЗДА ШЕСТОКРЫЛЬЦЫ!*
НЕ ПОБЕДНЫМИ ЖРЕБИЯМИ СЕБЕ ВЛАСТИ РАСХИТИЛИ. ГДЕ ВАШИ ЗЛАТЫЕ ШЕЛОМЫ И КОПЬЯ ЛЯЦКИЕ (польские) И ЩИТЫ? ЗАГОРОДИТЕ ПОЛЮ ВОРОТА СВОИМИ ОСТРЫМИ СТРЕЛАМИ ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА РАНЫ ИГОРЕВЫ, БУЕГО СВЯТОСЛАВИЧА!

* Все перечисленные здесь князья - правнуки Владимира Мономаха.
Мстиславичи – вероятно, внуки великого Мстислава, сына Владимира Мономаха, т.е. «не худого гнезда» соколы.
Шестокрыльцы: на троих братьев-соколов 6 крыльев. Это может значить, что действуют они всегда заодно. Дополнительная ассоциация – шестикрылые серафимы, бесплотные духи, которых изображали в церквях как бесплотных духов-ликов о шести крыльях.(распространённый комментарий про 3-х членное строение крыла птицы, в том числе сокола, оскорбляет здравый смысл).
Называя трёх братьев, правнуков Мономаха, шестикрыльцами, автор подготавливает последующий эпизод: Изяслав, внук Всеславов, умирает один и нет с ним двух его братьев. Так шестикрыльцы противопоставляются не-шестикрыльцам.

УЖЕ ВЕДЬ СУЛА НЕ ТЕЧЁТ СЕРЕБРЯНЫМИ СТРУЯМИ К ГРАДУ ПЕРЕЯСЛАВЛЮ, И ДВИНА БОЛОТОМ ТЕЧЁТ ТЕМ ГРОЗНЫМ ПОЛОЧАНАМ ПОД КЛИКОМ ПОГАНЫХ.
ЕДИН ЖЕ ИСЯСЛАВ СЫН ВАСИЛЬКОВ ПОЗВОНИЛ СВОИМИ ОСТРЫМИ МЕЧАМИ О ШЕЛОМЫ ЛИТОВСКИЕ, ПРИ-ТРЕПАЛ СЛАВУ ДЕДУ СВОЕМУ ВСЕСЛАВУ*. А САМ ПОД ЧЕРЛЁНЫМИ ЩИТАМИ НА КРОВАВОЙ ТРАВЕ ПРИТРЁПАН ЛИТОВСКИМИ МЕЧАМИ И С ХОТЬЮ (женой-смертью) НА КРОВАТИ РЁК**:
«ДРУЖИНУ ТВОЮ, КНЯЖЕ, ПТИЦ КРЫЛЬЯ ПРИОДЕЛИ, А ЗВЕРИ КРОВЬ ПОЛИЗАЛИ».
НЕ БЫЛО ТУТ БРАТА БРЯЧИСЛАВА, НИ ДРУГОГО - ВСЕ-ВОЛОДА. ОДИН ЖЕ ИЗРОНИЛ ДУШУ ИЗ ХРАБРОГО ТЕЛА ЧЕРЕЗ ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ***.
УНЫЛИ ГОЛОСА, ПОНИКЛО ВЕСЕЛИЕ, ТРУБЫ ТРУБЯТ ГОРОДЕНЬСКИЕ.

* Всеслав Полоцкий – победитель литовцев, его внук Изяслав проиграл битву литовцам (притрепал славу деда) и сам пал (притрёпан мечами литовскими). Судя по тексту Изяслав был Городеньским князем.
То, что в связи со смертью Изяслава подчёркивается одиночество и отсутствие двух других братьев, соотносит этот фрагмент с эпитетом «шестикрыльцы». Возможно, автор хочет сказать, что будь с Изяславом его братья, т.е. будь они «шестикрыльцами», то не притопьали бы они тогда славу своему деду.

** Это «тёмное место», трактуемое часто неправильно (а иногда и правильно – например, акад. Орловым и Стеллецким). Отгадка его лежит в самом этом фрагменте.
Используемая здесь игра слов «КРОВЬ – КРОВАТЬ (кровить)» уже рождает ассоциацию с брачным ложем. В подтверждение этого здесь появляется слово «хоть» (жена). Образ битвы как кровавого свадебного пира нам уже встречался ранее (см.    ). В русских песнях умирающий, желая передать весточку (через коня или птичку, не суть) домой говорит, что он на дальней стороне женился (на смерти). В данном случае подчёркивается красный цвет ложа князя: князь лежит на кровавой траве (это простыня) и покрыт червлёными русскими щитами (это одеяло).

*** Христианская пара «душа и тело» (отдал Богу душу): душа уподобляется прекрасной жемчужине, тело – заскорузлой раковине. Говорят, «золотое ожерелье» – это шитая золотом выемка нижнего княжеского платья на уровне горла – через неё-то и выходит из тела жемчужная душа.

8.
ЯРОСЛАВЛЬ И ВСЕ ВНУКИ ВСЕСЛАВЛЕВЫ!
УЖЕ ОПУСТИТЕ СТЯГИ СВОИ, ВОНЗИТЕ МЕЧИ СВОИ В НОЖНЫ, УЖЕ ВЕДЬ ВЫСКОЧИЛИ ИЗ ДЕДОВОЙ СЛАВЫ. ВЫ СВОИМИ КРАМОЛАМИ НАЧАЛИ НАВОДИТЬ ПОГАНЫХ НА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, НА ЖИЗНЬ (имение) ВСЕСЛАВОВУ, КОТОРОЕ ТЕРПИТ НАСИЛИЕ ОТ ЗЕМЛИ ПОЛОВЕЦКОЙ.

(Правка Лихачёва «Ярославлевы все внуки и Всеславлевы», порождённая неизвестностью Ярослава (как старшего Всеславова внука) летописи, представляется верной с опорой на подобное противопоставление Ярославовых внуков Роговолодовым внукам в летописи. На миниатюре Радзивиловской летописи речевая метафора воплощена буквально: Владимир I сидит с повергнутым мечом, а по бокам его внуки вздымают брат на брата мечи.)

(Далее, переходя от внуков к деду, следует новелла о Всеславе Полоцком, которая была рассмотрена отдельно выше. Здесь же, учитывая сокрушение автора по поводу первых усобиц, вкратце расскажем о борьбе Всеслава Полоцкого с Ярославичами.)

НА СЕДЬМОМ ВЕКЕ ТРОЯНЯ БРОСИЛ ВСЕСЛАВ ЖРЕБИЙ О ДЕВИЦЕ СЕБЕ ЛЮБОЙ*.
(Тъи клюками подпёрся о кони), и скочил к граду Киеву, и дотянулся (коснулся)  стружием (древком копья) злата стола Киевского. Скочил от них лютым зверем в полуночи из Белгорода, окутанный синей мглой,
Утром же (воззни стрикусы), отворил врата Новгороду, расшиб славу Ярославу**, скочил волком до Немиги с Дудуток.
На Немиге снопы стелют головами, молотят цепами харалужными, на токе живот кладут, веют душу от тела. Немиги кровавый брег не благом был посеян, посеян костьми Русских сынов.
Всеслав князь людей судил, князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал, из Киева дорыскивал до кур Тьмутороканя, великому Хорсу (солнцу) волком путь перерыскивал. Тому в Полоцке позвонили заутренюю рано в Святой Софии в колокола, а он в Киеве звон слышал.
Хотя и вещая душа в друзе (дерзком) теле, но часто от бед страдал.
Тому вещий Боян и первую припевку, смышлёный (мудрый), рёк:
«Ни хитрому, ни гораздому, ни птице гораздой суда Божия не минуть!»

* «Девица себе любая» - это Киев (многие гонялись за этой девицей).  Ср.: «Не победными жребиями себе власти расхитили». Соответственно, «бросил себе жребий о девице себе любой» – стал великим Киевским князем, к слову сказать, неожиданно – в результате народного восстания в Киеве, великий князь Изяслав бежал, а пленника-Всеслава народ избрал своим князем.
Пленению Всеслава предшествуют разграбление Новгорода  и битва с Ярославичами на Немиге, которую Всеслав проиграл, но сам спасся. Далее следуют арест и тюрьма в Киеве (поверив целованию Ярославичами креста, он является на встречу вместе с двумя сыновьями, где их хватают и увозят в Киев и бросают в поруб).
Всеслав княжил в Киеве недолго – всего семь месяцев 1068 года с Р.Х.
(Отнимая от времени этого события интервал 6 - 7 веков получим дату события, послужившего началом летоисчисления, о котором говорит автор «Слова», т.е. образование Византии (6895 год от сотворения мира или 395 год от Р.Х.). Почему мы вообще смотрим в ту сторону? Потому, что ранее, да и в этом отрывке, нам даётся направление «Киев – Тьмутаракань» (Чёрное море). Крестившаяся Русь стала преемницей Византии, также как та стала преемницей Рима (самоназвание Византии – «Римская империя»). К сказанному можно добавить, что Олег Святославич прожил пленником (или изгнанником) 4 года в византийском плену (или изгнании), откуда явился в Тмутаракань византийским наместником. После смерти Олега Святославича Тмутаракань была Русью утеряна и отошла к Византии. Заметим также, что в самом византийском летоисчислении содержалась идея новой византийской эры, поскольку оно основано на параллели «день Божий = тысячилетие». Сама Византия по их летоисчислению была образована в 6895 году, а в 6985 году пала западная часть Римской империи. А дальше начнётся (по мнению византийцев) седьмой день истории человечества – византийский.)
Тем временем бежавший из Киева Изяслав, заручившись поддержкой поляков, возвращается с войском. Битва с киевским войском под предводительством Всеслава должна состояться под Белгородом, но в ночь перед боем Всеслав бежит в свой Полоцк. Далее Изяслав берёт Полоцк и садит туда своего сына, Всеслав опять штурмует Новгород, но на этот раз безрезультатно и т.д. и т.п.
Кроме вероломства Ярославичей (целованием креста позже пренебрёг и Мономах) можно отметить их крайнюю жестокость – в отместку за Новгород, они истребили всё мужское население захваченного Минска.

** Изяслав – правнук Владимира I и Рогнеды, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на Киевском престоле. Все прочие были Ярославичи. Ярослав Мудрый до великого княжения княжил в Новгороде.   
Под разбитой «славой» Ярослава здесь имеется в виду нечто совершенно конкретное, а именно разграбление новгородской Софии после взятия Новгорода в 1067 году. Убранство и колокола разорённой новгородской Софии были увезены в Полоцк, где Всеслав строил свой Софийский собор, символ независимости Полоцкого княжества от Киева. Эти-то новгородские колокола, звонящие славу Всеславу в Полоцкой Софии, упомянуты ниже во фрагменте, характеризующем великое княжение Всеслава:
«Тому в Полоцке позвонили заутренюю рано в Святой Софии в колокола, а он в Киеве звон слышал.»
Таким образом, Новгород и Полоцк связываются соборами Св.Софии. Новгородская София была возведена при Ярославе Мудром княжившим в Новгороде его сыном Владимиром.

О, СТОНАТЬ РУССКОЙ ЗЕМЛЕ, ПОМИНАЯ ПЕРВУЮ ГОДИНУ И ПЕРВЫХ КНЯЗЕЙ!
ТОГО СТАРОГО ВЛАДИМИРА НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПРИГВОЗДИТЬ К ГОРАМ КИЕВСКИМ*, А НЫНЕ СТАЛИ СТЯГИ РЮРИКОВЫ, А ДРУГИЕ ДАВЫДОВЫ: НО РОЗНО ИХ ХОБОТЫ (стяги) ВЕЮТ!**
(«Копья поют» относим к следующему фрагменту: КОПЬЯ ПОЮТ НА ДУНАЕ, ЯРОСЛАВЛИН ГЛАС СЛЫШЕН)

* В 1180 году Рюрик одолел Ольговичей и захватил Киев, но уступил великое княжение Святославу как старейшему князю, себе же взял Киевскую землю. Лишиться Киевской земли и править только в Киеве – это уже прикованность к горам Киевским.  Жалоба на старость и бессилие помочь Игорю и Всеволоду из-за внешних обстоятельств.
После поражения Игоря Всеволод и Рюрик выступили в поход против половцев. С ними же должен был идти Давыд, но он в последний момент повернул войска, тем самым сорвав поход. В результате розни братьев Святослав, желая действовать, оказался прикованным к горам Киевским.
Но не так было при «том старом Владимире»! И здесь нужно сказать, что «старый Владимир» как бы раздваивается. С одной стороны, учитывая фрагмент про Всеслава Полоцкого, это Владимир Мономах, прадед Рюрика и Давыда, а с другой, он, как и в начале «Слова» («от старого Владимира до нынешнего Игоря»), может означать Владимира I, самовластного правителя Руси.
В первом случае, Святослав говорит как бы следующее: «Ваш же дед объединял князей для борьбы с половцами, будьте же достойны его славы!»
Во втором случае: «При Владимире I («старый Владимир» превращается в старого по возрасту Святослава) – пока он был жив, сыновья были послушны ему (сыновья превращаются в «сыновей», младших князей) и Русь была сильна. Помиритесь же, братья, и объединитесь под началом Киева!
(Возможно, однако, что нам не нужно выбирать одного «старого Владимира», поскольку автор имел в виду сразу обоих. В первом случае вспоминается «их» прадед, во втором – «наш» общий прадед.)
Формально «горы Киевские» в данном фрагменте образуют пару «горам Киевским» из начала «смутного слова Святослава» и таким образом обрамляют «золотое слово». Возможно, это делает автор для того, чтобы мы не подумали, что «золотое слово Святослава» уже давно закончилось и все призывы к единению произносит сам автор.
Опять же чисто формально: любопытно, что сразу за называнием Рюрика и Давыда, как и в первый раз, следом идут два «Дуная». Это намекает на существование некой системы построения текста.

** Сейчас привычное объяснение этого места было в своё время предложено Аполлоном Майковым (подсказкой же ему, вероятно, послужило соответствующее место из «Задонщины»).Образ веющих в разные стороны стягов иконографичен; встретить его можно в миниатюрах летописи.
Другой вариант развевания стягов: кто выигрывает, т.е. кому Бог помогает, туда дует и ветер (сходный образ есть в описании битвы и в обращении Ярославны к ветру). Соответственно стяги обоих войск веют в сторону от победителя к побеждённому.


Примерная структура Святославовой части текста:

1.
«Шапка» (противопоставление Святослава Игорю и Всеволоду)
ПОХОД СВЯТОСЛАВА
ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПОСЛАМИ СВЯТОСЛАВА и ОСУЖДЕНИЕ ИГОРЯ
Пленение Игоря

2.
СМУТНЫЙ СОН СВЯТОСЛАВА
ОТГАДКА СНА БОЯРАМИ
ОБРАЩЕНИЕ СВЯТОСЛАВА К ОЛЬГОВИЧАМ
(«смычка» с последующим - раны Владимира Глебовича, который приходился зятем Всеволоду Большое гнездо)

3.
5 обращений к сильным князьям Мономаховичам
(последнее обращение к трём братьям-«шестикрыльцам» является «смычкой» с последующим)

4.
ГИБЕЛЬ ИЗЯСЛАВА, ВНУКА ВСЕСЛАВОВА (не шестекрыльцы)
ОБРАЩЕНИЕ К ВНУКАМ ВСЕСЛАВОВЫМ
РАССКАЗ О ВСЕСЛАВЕ («Шапка», в Киев, Битва на Немиге, Княжение, Присказка Бояна)
(фрагмент, зеркальный эпизоду про Олега Святославича, который также предваряет фрагмент о внуке)

РЕЗЮМЕ (Усобицы, сопоставление Святослава Киевского с Мономахом, победителем половцев, объяснение своей прикованности к горам киевским)

(Некоторые видят нарушение логики в тексте и потому предполагают перепутанность страниц. При восстановлении «правильного порядка» следует иметь в виду симметрию фрагментов и «смычки» между отдельными эпизодами текста.)

АКРОСТИХИ:
Текст:
Звоня Рускымъ златомъ,               
Поютъ время Бусово,               
Лел;ютъ месть Шароканю.
А МЫ уже дружина жадни весел;я.      
Тогда Велик;й Святславъ               
Изрони злато слово
СЛЕЗами см;шено и рече:
О МОЯ Сыновчя
ИГОрю и Всеволоде!
РАНо Еста НАчала   ПОЛОвецкую ЗЕмлю   Мечи цв;лити,
А себ; славы искати.
НО нечестно одол;сте:
НЕчестно бо
КРОвь поганую прол;ясте.
ВАю храбрая сердца   
Въ жестоцемъ харалуз; скована,
А въ буести закалена.
Се ли створисте
МОей сребреней с;дин;!
Ауженевиждувласти
Обратим внимание, что следом за «златом» «чисто» читается слово ПЛАТИ, что выглядит нарочито. Читая акростих дальше, мы находим «слёзы», которые «размазываются» по строкам вниз, давая слово СЛЕЗОМИ*. Правомерность этого слова подтверждается и тем, что «слёзы» «растягиваются» по строке (СЛЕСИ). Далее можно прочесть ИГОРА НОНЕ или ИГО РАНО. 

* Хотя мы везде пишем акростих по второй букве, но тень предыдущей буквы остаётся, так, что в данном случае можно было бы написать и СЛЕЗАМИ.

А теперь отметим явно неслучайное слово ОМОЯС(Ы), которое «дружит» со «слезами». Это слово можно прочесть по строкам вверх (ОМОЯСИ) и вниз (ОМОИ).  В конце фрагмента вверх также читается слово МОЕС(А). Всё это говорит в пользу наличия этого слова в акростихе. Помимо этого, начиая со строки «А мы уже…», вниз можно прочесть АМЫТИ( вспомним читаемое в этом месте слово ВЕЛИСИ и соответственно СИРЫЕ ВОЛОСЫ).
А теперь посмотрим на строку, начинающуюся со слова «рано». По горизонтали в ней читается: РАНЕНА ПОЛОЗЕМ (землю). Таким образом «рано» «родило» «раны». Игра в «раны» и «рано» присутствует и на внешнем плане: Ярославна хочет «раны Игорю» утереть и при этом она «рано кычет». Таким образом, и данное прочтение выглядит неслучайно. В обратную сторону в этом месте можно прочесть: ПОЛОНА ЧЕСТ (РВИ С МОРИ).
Итак, мы столкнулись с проблемой выбора. Какое из двух слов – ПЛАТИ или АМЫТИ – должно войти в финальный акростих? Предположительно, сразу оба. Все прочие набегающие друг на друга варианты прочтения не «мешают», но, бликуя смыслами, оттеняют друг друга.
Схематично это можно выразить так:
(златом)
П
Л
АМЫ
Т
И
СЛЕЗ
ОМОИС
М
ИГО
РАНЕНА ПОЛОЗЕМ
А
Кажется, оттенок омывания слезами ран Игоревых набегает на основной мотив – ПЛАТИ СЛЕЗАМИ ГОРА. Тем не менее, любая комбинация здесь возможна. Например, такая: АМЫТИ СЛЕЗОМИ ОМОИМ ИГО РАНЕНА. Чем больше мы захватываем букв в вертикальный акростих, тем больше оттенков приобретает фраза.
Далее можно прочесть: (ИГОРА ПОМАНОНЕ) ЧЕСТ КРОВАВА СМОА.
Опять же в этом же месте со сдвижкой читается ВАС МОА ВЛАСТ, что можно отнести к слову «поманила». Далее следует обращение к брату Ярославу. Примерный вариант акростиха:
ИМ  (съ Чернигов) СМОИ(СИ)
ТИКЛИ ЗВОНОМ
ПОЗАКОВЫНЕ НАНЕ СПАТ