Мистическая природа гениальности

Борис Углицких
Мистическая природа гениальности

(нетривиальный взгляд на привычные понятия))

Кто из нас когда-либо не задавался этим невесёлым  вопросом: «Как же это так и почему тот или иной человек талантлив, а другие (в том числе, наверное, и я) – как-то не очень?».

И не можем никак понять: откуда такие глубокие познания, например, у детей из популярной телепередачи «Лучше всех!». Ведь не любого ребёнка можно научить серьёзным вещам, какие и взрослому-то кажутся непосильными. Начинаем интересоваться профессией родителей. Допытываемся о национальной принадлежности. То есть мы, получается, уже априори, считаем одарённость детей наследственной.

Ну, а как же так не думать, если перед нами то и дело на экранах ТВ появляются дружной компанией семейные кланы то известных артистов, то талантливых музыкантов, то певцов, то писателей, то учёных. И лишний раз факты заставляют нас приходить к выводу, что совершенно не оправдывается поговорка о том, что, мол, на детях природа отдыхает.

1. Больные ноги гениев

«И это действительно так!» - утверждают исследования известных учёных, в солидности исследований которых никто не рискнёт усомниться. «Изучение биографий гениев всех времён и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются», -  заметил однажды известный российский учёный В. П. Эфроимсон.

… А еще раньше, в 1927 году, в Англии вышла в свет пухлая, почти в 400 страниц, книга Г.Эллиса «Исследование британского гения», в которой он указал на странную связь между выдающимися англичанами и частотой распространения у них заболевания суставов – подагры. Причину этой связи, однако, он оставил разгадывать нам.

«Что за чушь? - наверное, подумает читатель. – Причём тут подагра?».

Но в то-то и дело, что основания для таких странных выводов были. Еще с древних времен было замечено, что подагрой часто страдали знаменитые короли, императоры, полководцы, адмиралы и философы. Причину заболевания видели в малоподвижном образе жизни, переедании, злоупотреблении вином при значительной умственной нагрузке. Это расхожее мнение плохо вязалось с социальной, политической, творческой, да и просто повышенной физической активностью многих знаменитых подагриков, успевавших за свою жизнь внести существенный (положительный или отрицательный) вклад в развитие культуры, общества.

Так что же это за такое неординарное заболевание?
Знаменитый римский врач Гален считал, что подагру вызывает некое содержащееся в крови токсическое вещество, которое постепенно поступает в нее «капля за каплей». От такого представления родилось еще одно наименование болезни. На латыни «капля» – gutta, поэтому до сих пор во Франции подагру именуют словом goutte, в Англии – gout, в Италии – gotta, а в Германии – Gicht. Гален оказался прав, говоря о токсинах крови, однако окончательно разобраться в причинах заболевания помогли лишь успехи химии в XVIII в.

В 1776 году немецкий медик Шееле обнаружил мочевую кислоту в образующихся у подагриков почечных камнях. Столетие спустя, в трудах медико-хирургического общества английский врач Гаррод писал по этому поводу еще определеннее: «в крови больного подагрой постоянно содержится мочевая кислота в форме урата натрия, который может быть выделен из нее в кристаллической форме». Свои наблюдения Гаррод подтверждал эффектным экспериментом – опускал нитку в кровь больных подагрой, где она покрывалась кристаллами мочекаменных соединений. В 1899 году было твердо установлено, что именно эти кристаллы играют ключевую роль в воспалении суставов при подагре.

…Повышение  уровня мочевой кислоты в организме означает, что человек страдает гиперурикемией. Как правило, это отклонение от нормы незначительно и протекает бессимптомно. Лишь в нескольких процентах случаев, когда концентрация мочевой кислоты подскакивает в 10–20, а то и в 30 раз, развитие подагры практически неизбежно.

Причина гиперурикемии остается до конца не понятной. Но то, что она наследственна – научно доказано.

Впервые на возможную связь подагры с повышенной умственной активностью указал английский исследователь Э.Орван в своей статье «Происхождение человека», опубликованной в знаменитом научном журнале «Nature» в 1955 г. Он обратил внимание на то, что структура мочевой кислоты чрезвычайно схожа со структурой кофеина и теобромина – веществ, содержащихся в кофе и чае и способных стимулировать умственную активность.  При концентрации этой кислоты, в 20–30 раз превышающей нормальную, она будет постоянно стимулировать мозговую, да и физическую активность подагриков.

Но поистине титаническую работу проделал для подтверждения  «подагрической» теории гениальности классик отечественной генетики Владимир Павлович Эфроимсон (1908–1989), который сам обладал потрясающей работоспособностью и прекрасной памятью. Рукопись его капитального труда, озаглавленного «Биосоциальные факторы повышения умственной активности»  включавшего более 400 машинописных страниц, густо заполненных сотнями имен, дат и широких исторических экскурсов, по непонятным причинам в «брежневские времена»  так опубликована и не была. Она была депонирована в 1982 г. во Всесоюзном институте научной и технической информации, где сегодня доступна лишь избранным специалистам.

В своем труде В.П. Эфроимсон, опираясь на обширную литературу, включающую более 60 книг, анализирует биографии сотен знаменитых людей, среди которых:

– короли, императоры, цари и полководцы: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Карл XII, Людовик XI, Фридрих III, Генрих VII и Генрих VIII, Елизавета I, Фридрих II, Людовик XIV, Иоанн Грозный, Борис Годунов и Петр I, Оливер Кромвель, адмирал Нельсон;

– художники, музыканты, скульпторы, поэты и писатели: Микеланжело Буанарротти, Данте Алигьери, Джон Мильтон, Людвик ван Бетховен, Питер Пауль Рубенс, Огюст Ренуар, Ги де Мопассан, Чарльз Диккенс, Иван Сергеевич Тургенев;

– реформаторы церкви: Мартин Лютер и Иоганн Кальвин;

– ученые: Карл Линней, Чарлз Дарвин, Леонард Эйлер и Роберт Бойль, Галилео Галилей;

– гуманисты и философы: Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Вольтер.

Подагрой, оказывается, страдали папа римский Григорий Великий, внук Тамерлана астроном Улугбек, Христофор Колумб и Чарли Чаплин. Это заболевание передавалось из поколения в поколение в родах Медичи, Османов, Карла V, герцогов Лотарингских (Гизов), Черчиллей-Мальборо.

И это была лишь малая выборка из списков известнейших лиц, приведенных в монографии Эфроимсона.

… И всё бы ничего. Всё было бы прекрасно состыковано и объяснено, если бы не одно маленькое «но». Остался висеть большим вопросительным знаком такой вот непонятный вопрос:  «Если по статистике число талантов, страдающих подагрой составляет 30-50 %, то как объяснить таланты тех, кто этой болезнью не страдает?».

И сторонники учения Эфроимсона не сдаются. Они, отвечая на этот вопрос,  полагают, что у человека существует ещё несколько генетически определяемых особенностей, которые могут повлиять на творческую активность.

Ну, например, дефект некоторых генов, влияющих на образование и развитие соединительной ткани у человека, который нередко приводит к непропорциональному гигантизму. При наиболее ярком проявлении этой доминантной особенности на свет появляются люди с очень длинными руками и ногами и относительно коротким туловищем. Они необычайно худы, их грудная клетка бывает деформирована, хрусталик глаза смещен. Такая аномалия, называемая синдромом Марфана, считается полулетальной, поскольку связана с пороками сердца.

Единственная компенсация, которую больные синдромом Марфана получают от судьбы, – повышенное содержание адреналина в крови. При этом заболевании больные всю жизнь находятся в возбужденном состоянии и становятся трудоголиками.
 
Этим заболеванием страдал Авраам Линкольн, ставший благодаря выдающемуся трудолюбию и постоянному самообразованию президентом США. Он обладал гигантским ростом – 193 см, гигантскими стопами и кистями рук, маленькой грудной клеткой и длинными гибкими пальцами.  Очень был похож на Линкольна по физическому складу сын полунищего сапожника, ставший позже одним из самых известных писателей XIX в. – Ганс Христиан Андерсен. Свои произведения он переписывал до десяти раз, добиваясь в конечном счете, виртуозной точности и одновременной легкости стиля.
Длинным и нескладным был президент Франции Шарль де Голль. А наш любимый Корней Чуковский? «Я всю жизнь работаю. Как вол! Как трактор!» – писал  о себе. И это действительно было так, хотя титаническая работоспособность для многих читателей детских стихов Чуковского, не знакомых с его многочисленными специальными литературоведческими статьями и переводами, до сих пор остается скрытой. Как и Ганс Христиан Андерсен, Чуковский многократно переделывал каждую свою строчку. «Никогда я не наблюдал, чтобы кому-нибудь другому с таким трудом давалась сама техника писания», – замечал он про себя.

Другим примером генетических сбоев, творящих гениев, последователи Эфроимсона считают так называемую «тестикулярную феминизацию», которая является результатом дефекта гена, кодирующего клеточный рецептор мужского полового гормона тестостерона. Все клетки такого эмбриона обладают половыми хромосомами X и Y. Такой хромосомный набор определяет наряду с наличием женских гормонов повышенное содержание в крови мужского полового гормона тестостерона. В конечном итоге на свет появляется псевдогермафродит, который обладает мужским половым набором хромосом, однако выглядит как девочка.

Многим тренерам и врачам, занимающимся проблемами спортсменов, известен этот синдром, поскольку имеющие его «девушки» обладают недюжинной, мужской силой, активностью и выносливостью, в силу чего нередко проходят все отборочные соревнования и попадают в высшие сборные команды атлеток. По статистике, около одного процента всех выдающихся спортсменок по своей генетической природе вовсе не являются женщинами. К сожалению, судьи безжалостны к таким претенденткам на олимпийское золото, и после несложного анализа на наличие Y-хромосомы их дисквалифицируют.

Нетрудно догадаться, что к таким «женщинам» учёные относят очень многих представительниц слабого пола, проявивших себя, как в политике, так и в науке, искусстве, писательстве.

Среди различных нарушений психики специалисты выделяют состояния, которые называются маниакально-депрессивными психозами. У людей с таким диагнозом последовательно чередуются периоды угнетенной бездеятельности и состояния лихорадочной беспорядочной активности, для которой характерны чехарда мыслей и часто фантастические устремления. Почти у каждого человека в жизни наверняка наблюдались смены настроений, однако их амплитуда невелика – от приподнятой бодрости до легкой апатии, которую порой трудно отличить от банальной усталости. А вот у больных маниакально-депрессивным психозом раскачивание подобного маятника состояний превышает допустимые нормы.

Исследования  Эфроимсона позволили выявить немало знаменитых людей, чья жизнь была подвержена патологическим перепадам активности. Длительные периоды беспросветной меланхолии были присущи создателю знаменитого Гулливера Джонатану Свифту. Предшественник научного социализма А.Сен-Симон на пике активнейшей работы над своей теорией впадал в глубокую депрессию и даже однажды совершил неудачную попытку самоубийства, в результате которой лишился глаза. Последовавшая затем фаза подъема позволила ему легко завершить начатый труд. Такими же периодами подъемов и спадов характеризуется, например, творчество Н.В. Гоголя. В этот ряд можно поставить композитора Р.Шумана, писателей Э.Хемингуэя, Г.И. Успенского и В.М. Гаршина, литературного критика Д.И. Писарева, физика Л.Больцмана, художника Ван Гога, психиатра З.Фрейда, политика У.Черчилля, президента США Т.Рузвельта.

2. Надо ли знать всех своих знакомых в лицо?


… И тем не менее… и тем не менее…

Не хочу сейчас показаться умничающим занудой, но позволю себе поставить под сомнение приведённые выше выводы известных учёных.

Во-первых, короли, военачальники и президенты, успешно проявившие себя на своих постах, совсем не обязательно были гениями. То есть, здесь наблюдается не замечаемая нами смешиваемость понятий: гениальность, талантливость, мудрость и обладание сильным и волевым характером.

Во-вторых, нельзя судить о состоявшемся таланте безотносительно условий его вызревания.

И, в-третьих, как-то уж само по себе нелепо «трудоголизм» связывать логической цепочкой с гениальностью…

Давайте для начала определимся с терминами. Что такое талант? Талантом мы называем выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

А вот гениальность – это высшая степень развития таланта. И связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Как утверждает педагог О.Г. Ридецкая  в своей работе  «Психология одаренности»:
«Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе столько информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных».

Но как понять «дремлющую», оказывается, в каждом из нас одарённость? И по каким признакам определить: а в какой мере она имела место в нас с рождения присутствовать?

Давайте в этой связи обратимся к фактам, которые могут пролить свет на эти вопросы. Дело в том, что гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены:

-  Мольер, весьма посредственный драматург и драматический актер, сравнительно поздно стал автором гениальных комедий.
-  Образованный, начитанный и болезненно самолюбивый Жан Жак Руссо все молодые годы пишет оперы, и только в зрелом возрасте понимает, что его призвание в литературе и философии.
-  Г.Х. Андерсен пробует себя в огромном количестве профессий, прежде чем становится величайшим сказочником.

Как отмечают ученые-психологи: гениальность – это, прежде всего, экстремальное напряжение индивидуально свойственных дарований. Они справедливо считают, что ярким признаком гениальности является величайший, непрекращающийся труд, рассчитанный на века, вопреки непризнанию, безразличию, презрению, нищете, которых вдоволь вкусили многие выдающиеся деятели, такие как Рембрандт и Бетховен.

В отличие от гениев, одаренные и талантливые люди посвящают много времени  добыванию мелких благ, карьерным достижениям, престижности, почестям, деньгам, власти, распыляются на бессмысленные трудности и соблазны.
Ученые считают, что   воссоздать условия воспитания, какие имели Бетховен, Моцарт, Гете, Бэкон, Пушкин, для тысяч детей технически возможно, но, очевидно, мало эффективно.

Вот и получается, что Пушкин в моцартовских условиях вряд ли стал бы великим поэтом, а Моцарт в пушкинских – великим композитором.

3. Вундеркинд – это не приговор

То есть, однозначного ответа на вопрос о наличии  в природе «гена гениальности», как видим, нет.

В современной науке сформировались на этот счет два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный.

Сторонники первого считают, что в личности гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим людям, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый.

Сторонники второго утверждают, что гений в корне отличается от других людей тем, что он обладает характеристиками, не свойственными другим, и тем, что это совершенно иная человеческая сущность, некое новое качество системы, следовательно, гений представляет собой редкое, исключительное явление.

Но как бы то ни было, рецепт воспитания смышленого ребёнка един.
Это развитие в нём:
-  интеллектуальных и познавательных способностей;
-  творческих способностей: оригинальности мышления, богатого воображения, фантазии,  готовности к риску;
-  самостоятельности в принятии решений, развитого самосознания;
-   реалистической  Я-концепции, терпимого отношения к критике;
-  чувства юмора;
-  соревновательности, уверенности в своих силах и способностях;
-  здоровой мотивации.

И в то же время педагоги в этой связи предупреждают, что «проблема одаренности содержит в себе больше вопросов, чем ответов, поскольку известны примеры так называемой разрушительной одаренности, когда деятельность одаренных личностей направлена на разрушение, а не на созидание».

Согласно точке зрения замечательного советского психофизиолога Н.С. Лейтеса «Своеобразие свойств психики, от которых зависит успешность той или иной деятельности, не могут быть просто заданы извне. Они обязательно предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки. Поэтому способности всегда несут в себе следы индивидуальности. Любой человек неповторим с точки зрения наличия определенных психических свойств».

«Однако, - считал он, …природными (врожденными) способностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями (социальной среды и самой деятельности) оказываются включенными в процессы формирования определенных способностей».

Вот и получается, что для успешного развития способностей умного ребёнка, для воспитания нового гения роль педагогики (прежде всего, родительской) просто необходима.