67 БПК Бодрый 28-31 декабря 1971

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

67. БПК "Бодрый". ВМБ Балтийск. 28-31 декабря 1971 года.

Новейший БПК. 31.12.1971 – 01.01.1972.

Утром 28 декабря 1971 года, отстояв подвахтенным рядом с моим наставником матросом Олегом Ховращенко четыре часа первой в моей флотской жизни вахты у штурвала рулевой колонки (авторулевой «Альбатрос-22-11), я начал с интересом познавать корабельный распорядок дня, корабельную службу, чередование вахт и подвахт, штурманское и рулевое хозяйство БПК "Бодрый".

Личный состав штурманской боевой части БЧ-1 БПК «Бодрый» принял меня очень хорошо, доброжелательно, по-дружески, по-братски. Нас в БЧ-1 было семеро матросов: старшина 2 статьи, командир отделения рулевых Иван (фамилию не помню - автор), мой товарищ из 9-го Флотского экипажа ДКБФ в городе Пионерский матрос Юра Мятлин, мой друг и наставник, матрос Олег Ховращенко, матрос Анатолий Телешев, тоже мой друг и соперник по рулевому делу, два штурманских электрика, старшие матросы Владимир и Томас (или Домас), а также я, матрос-стажёр Александр Суворов и один офицер, штурман, командир БЧ-1, молодой лейтенант Палкин (имя и отческтво, к сожалению, не помню - автор). Эти ребята и наш командир были влюблены в свой корабль, в БПК «Бодрый», каждый по-своему хвалил и нахваливал его, подчёркивая, что он абсолютно новый, суперсовременный, боевой и лучший боевой на Балтийском флоте.

С самого начала службы рулевым БЧ-1 БПК "Бодрый" я понял, что это на самом деле очень интересная работа-служба, потому что я был в самой гуще событий вокруг корабля, всё видел и всё знал о том, что делалось на корабле и с кораблём, видел простор моря, «рулил» большим противолодочным кораблём, был свидетелем и наблюдателем всех главных событий на корабле и в окружающем пространстве. Штурман БПК «Бодрый», лейтенант Палкин, оказался очень молодым, только что окончившим военное училище, поэтому он вместе с нами совершенствовал свои знания и опыт, с охотой учил нас штурманскому делу. Буквально с первых часов моей подвахты я стал практически помощником штурмана, так как оказался наиболее подготовленным теоретически в вопросах навигации, определения местоположения корабля по ориентирам, по ведению карты и другим вопросам штурманского дела.

Практически все матросы в БЧ-1 БПК «Бодрый» были одногодки, весеннего призыва 1971 года, то есть на полгода старше меня по сроку службы, поэтому никакой «годковщины» я не чувствовал, кроме справедливого отношения ко мне по службе, как к неопытному молодому матросу-стажёру. Мне показали моё место и рундук для моего аттестата в кубрике БЧ-1, рассчитанным на шесть человек. Нас было семеро вместе с командиром отделения, старшиной 2 статьи Иваном (простите, фамилию не помню - автор), поэтому мне выдали раскладушку и показали, как и куда убирать мою постель. Спать на раскладушке мне было гораздо комфортнее, чем другим на их откидных койках, потому что я был свободен в движениях во сне. Неудобно только было ребятам, которые вставали с коек, чтобы наведаться в гальюн (корабельный туалет - автор) и вынуждены были переступать через меня, да каждый раз, просыпаясь на вахту, сворачивать раскладушку и убирать мою постель наверх металлического шкафа в кубрике.

После выхода в море на ходовые испытания в предновогодние дни наступающего 1972 года (27 декабря 1971 года - автор), БПК «Бодрый» возвращался обратно в Калининград на Прибалтийский судостроительный завод ПССЗ «Янтарь», поэтому некоторое время наш почтовый адрес был такой: 236002, Калининград-2, в/ч 20407. Одновременно в ВМБ Балтийск адрес БПК «Бодрый» был таким: Калининградская область, Балтийск-5, в/ч 20407.

Мне особенно запомнился переход из Балтийска по Калининградскому морскому каналу в Калининград. Мне доверили стоять на руле, потому что я практически за одни сутки вахт и подвахт так научился репетовать команды вахтенного офицера и так выполнять повороты и управлять рулём, что командир корабля, капитан 3 ранга с необычной фамилией Попеко и звучным именем Эдуард, дал "добро" и меня поставили на вахту к штурвалу. Когда мы шли узостями Калининградского морского канала, я почти не смотрел на окрестности, потому что мне казалось, что мы протискиваемся между тесных берегов и молов. 29 декабря 1971 года управление рулём при швартовке БПК "Бодрый" к заводской стенке доверили только нашему командиру отделения рулевых Ивану.

В четверг 30 декабря и в пятницу 31 декабря 1971 года на БПК «Бодрый» вовсю готовились к приходу Нового 1972 года: в каждом кубрике устанавливали настоящие живые ёлки, собирали деньги на покупку лимонада и сладостей, делали новогодние игрушки и плакаты. Меня, как самого молодого "салагу", тоже заставили делать новогодние игрушки, а я вдруг всех привёл в восторг, потому что, не раскрывая секрета, что умею хорошо рисовать, сделал из ватмана конусы, нарисовал на них акварельными красками лица Деда Мороза и Снегурочки и получились великолепные расписные (срисовывал с новогодних открыток – автор) новогодние куклы под ёлочку. Всем очень понравилось…

Однако эти предновогодние дни я не только рисовал, клеил и делал куколки, я изучал наш корабль, БПК "Бодрый", потому что он действительно меня интересовал чрезвычайно. БПК «Бодрый» был вторым большим противолодочным кораблём проекта 1135 типа «Буревестник», созданным на Калининградском ПССЗ «Янтарь», его заводской номер был 152. Килевая доска и корпус будущего БПК «Бодрый» были заложена на стапеле ПССЗ «Янтарь» 15 января 1969 года и в тот же день он был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР. Всего через три месяца 28 апреля 1971 года корпус корабля с основными машинами и механизмами был спущен на воду и началась его достройка, наполнение оборудованием и вооружением, приборами и оборудованием. При этом работа велась настолько плотно по времени, по работам и по срокам, что корабль практически «рос» и «развивался», как живое существо, не по дням, а по часам.

Я и мои товарищи, выпускники 9-го Флотского экипажа ДКБФ прибыли на БПК «Бодрый» 27 декабря 1971 года в дни настоящей «сдаточной горячки», когда множество групп инженеров, наладчиков и специалистов-сдатчиков сдавали «военпредам» Балтийского флота, командованию и экипажу БПК «Бодрый» результаты своей работы. Всем хотелось получить новогодние премии, 13-ю зарплату, вознаграждения и даже правительственные награды за этот новейший большой противолодочный боевой корабль. 31 декабря 1971 года состоялось официальное вступление корабля в строй боевых кораблей ВМФ СССР, с чем нас и поздравили по КГС (корабельная громкоговорящая связь - автор) командир корабля, капитан 3 ранга Эдуард Алексеевич Попеко и заместитель командира корабля по политической части (звание, фамилию, имя и отчество замполита БПК «Бодрый», к сожалению, не помню – автор).

Потом мы все по радиотрансляции слушали выступление Николая Викторовича Подгорного - Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1965-1977), члена ВКП(б)-КПСС с 1930 года, член ЦК КПСС (1956-1981), члена Президиума-Политбюро ЦК КПСС (1960-1977), дважды Героя Социалистического Труда (1963 и 1973). Потом наступил Новый 1972 год, мы в кубрике БЧ-1 пили горячий кофе, ели торт, конфеты, колбасу с хлебом, разговаривали, делились своими впечатлениями о службе, о море, всё между собой мы делили строго поровну, по-братски, а потом пошли в столовую смотреть по телевизору "Новогодний огонёк".

31 декабря 1971 года в пятницу по Первой программе ЦТ показывали:

11:00 Программа передач.
11:15 Для детей «Новогодние мечты». Спектакль театра кукол.
12:00 Для школьников. «Два друга». Художественный фильм.
13:15 Новости.
17-45 Программа передач
17:50 Новости
18:00 «Хроника 1971 года» (местная передача).
18:50 Документальный фильм (местная передача).
19:10 Для детей. «Путешественница». Мультфильм.
19:20 «Снегурочка», Художественный фильм.
20:00 Телевизионный театр миниатюр «Тринадцать стульев».
22:00 «Время».
22:30 Цветное телевидение. «Карнавал». Премьера художественного телефильма.
23:40 «По родной стране». Очерк.
23:50 «С Новым Годом, товарищи!». Поздравление советскому народу.
00:05 Цветное телевидение. «Новогодний огонёк».

По второй программе ЦТ мы немного посмотрели фильм-концерт «Только для вас» с цирковыми номерами и песнями зарубежной страды, а потом сами, без «подсказки» дежурного по низам, легли спать. На следующий день в субботу 1 января 1972 года был банный и прачечный день, мы всем личным составом БЧ-1 в корабельной бане помылись и в прачечной постирали свои матросские робы и личные вещи. Потом в обед поели праздничные кушанья – печёную курочку с жареной картошечкой. На берег в город нас «молодых салаг» ещё не пускали, в увольнение ходили только старшины и «годки», а нам, «праздник не праздник, а делай приборку»...

После рабочего столпотворения, какое было во время ходовых сдаточных испытаний, на корабле осталось множество мусора, беспорядка и нечистоты, которые нужно было немедленно убрать, пока эта нечистота не въелась в переборки, в нашу одежду, в наши приборы и рабочие места. С 1 января 1972 года для нас всех начались сплошные приборки (4 приборки в день – автор) – с мылом, с щёлоком, с чисткой, с мытьём, с просушкой, с вытиранием «пыли» во всех труднодоступных местах. С приборов, труб, циферблатов, ручек и экранов спиртом удалялись даже следы от сальных или масляных пальцев. Всё делалось для того, чтобы весь корабль внутри и снаружи выглядел новым, новеньким, праздничным. Таким на самом деле он и был – большой противолодочный корабль БПК «Бодрый» проекта 1135 типа «Буревестник», в/ч 20407.

Тактико-технические данные (ТТД) БПК «Бодрый»:

Водоизмещение, т: стандартное: 2835; полное: 3190.
Размеры, м: длина: 123, ширина: 14,2, осадка: 4,5 (габаритная – 7,21).
Скорость полного хода, уз: 32 (59,264 км/ч).
Дальность плавания: 4000 миль (14 уз), 3515 миль (18 уз), 3155 миль (24 уз), 1240 миль (32 уз).
Автономность, сут: 30.

Силовая установка:
1х48000 л.с. ГТА М7 (2х6000 л.с., маршевая М60, 2х18000 л.с., форсажная М3) (с зав.№13, 155, 711 - 1х46000 л.с. ГТА М7К (2х6000 л.с., маршевая М62, 2х17000 л.с., форсажная М8К), 2 ВФШ, 5 ДГ ДГАГ-500/Г-МШ (или ДГАС-500/1МШ) по 500 кВт.

Вооружение:
Управляемый ракетно-торпедный комплекс: 1х4 ПУ КТ-М-1135 УРПК-4 «Метель» (4 ПЛУР 85Р) – СУ-85КС-I «Муссон» (зав.№ 14, 16, 17, 168, 169 - 1*4 ПУ КТ-М-1135 УРК-5 «Раструб-Б» (ПЛУР 85РУ) - СУ-85КС-I «Муссон-У»).
Артиллерийская установка: 2х2 76 мм АК-726 (2000 выстрелов УОФБ-62, УЗСБ-62РП) – СУ МР-105 «Турель» (пр.1135М – 2х1 100 мм АК-100 (1250 выстрелов) – СУ МР-114 «Лев-214»).
Зенитный ракетный комплекс: 2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М» (40 ЗУР 9М33) – СУ 4Р-33 (с зав.№15, 166, 716 - ЗРК «Оса-МА» (ЗУР 9М33М) - СУ 4Р-33А).
Универсальная зенитно-салютная пушка: 2х1 45 мм 21КМ.
Торпедные аппараты: 2х4 533 мм ЧТА-53-1135 (4 торпеды СЭТ-65, 4 торпеды 53-65К) – СПУС ПЛО СУ-504А «Дракон-1135».
Реактивные бомбометные установки: 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60).
Гранатомёты: 2х7 55 мм гранатомёта МРГ-1 «Огонёк» (420 РГ-55) – зав.№711, с зав.№15, 164, 715.
Противокорабельные и противолодочные мины: 18 мин ИГДМ-500 или 10 мин КСМ или 14 мин КАМ или 14 мин КБ «Краб» или 10 мин «Серпей» или 4 мины ПМР-1 (затем 7) или 7 мин ПМР-2 или 7 мин МТПК-1 или 14 мин РМ-1 или 12 мин УДМ-2.

Радиотехническое вооружение (РТВ):
РЛС общего обнаружения МР-310А «Ангара-А», НРЛС «Волга», НРЛС «Дон» (с зав.№14, 155, на ранних установлена в ходе эксплуатации), РЛС РЭБ МП-401С «Старт-С», аппаратура госопознавания – 4 запросчика «Никель-КМ», 2 ответчика «Хром-КМ», радиопеленгатор АРП-50Р, ГАС МГ-332 «Титан-2», БУГАС МГ-325 «Вега», ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста», 2 противодиверсионных ОГАС МГ-7 «Браслет», ГАС приёма сигналов гидроакустических буёв МГС-400К, аппаратура классификации гидроакустических сигналов КМГ-12 «Кассандра», станция обнаружения радиационного кильватерного следа ПЛ МИ-110Р, станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110К или МИ-110КМ, РНС КПФ-2-2, комплекс связи Р-785 «Тайфун». Комплекс РЭБ ПК-16 (4 ПУ КЛ-101) – 128 выстрелов АЗ-ТСТ-60.

Экипаж, чел: 192 (23 офицера, 27 мичманов, 142 матросов и старшин).

Все эти сведения и ТТД БПК «Бодрый» пр.1135 типа «Буревестник» в 1971-1972 годах XX века были исключительно секретными и составляли военную и государственную тайну, за случайное или намеренное разглашение которой полагалось суровое уголовное наказание. Вот почему я воспринимал этот корабль как «великую тайну», как «секретное советское оружие» и очень гордился тем, что служу на таком корабле, управляю им, что служу на ВМФ Советского Союза.

Фотоиллюстрация: 1981. БПК «Бодрый» пр.1135 типа «Буревестник». Заложен 15 января 1969 г., спущен на воду 28 апреля 1971 г., вступил в строй 31 декабря 1971г., 14 февраля 1972 г.  вошёл в состав  Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ).  31 октября 1974 г. БПК «Бодрый» был награждён вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». Бортовые номера: 220 (1970), 503 (1971), 222 (1972), 517, 508 (1974), 204 (1975), 513 (1975), 505 (1977), 514 (1978), 788 (1978), 705 (1979), 724 (1981), 704 (1984), 722 (1988), 710 (1990). Фото Леонида Баранова.