субъективиззм.. трагикомедийный жаррн

Серхио Николаефф
в формате импровиззированного конспекта-размышленья 'вслухх'

                --   
  субъективвиззм: "сами себе режиссёррыы"
      ..трагикомедийного жаррнра.

                --
под некоторым влиянием текста из книжки Г.С.Прожико
     "Экран мировой документалистики"


                главы 4.4.
            хаанстра и якопетти -
 две модели документалистики (этика и эстетика)
               (стр.121-124)



              ----


               **



твворрчество - по определению субъективвноо.

"действительноость"-нейтрально объекттивнаа.

она, если сравнивать с колористикою,-"серая".

'художник' окрашивваетт её в 'тёплые/холодные'
ццветта/оттенки, придаввая некую эмоцциональную
окраску: оптимистичную/пессим./скептичн./миксс.


то в ..'роззоввые' , то в 'мраччноватенькие'..,
-так воззникаетт ..'характерр' вещи,-настроенье.
-далее можно классиффиццировать как определённый
жанр: комедия,трагедия, или трагикомедия.

жиззнь ,как мне кажется -..трагикомиччна.

'чёрно-белая', "в полоску", - продольную/поперечн:
толи тельняшка-волнами,-"по шерсти", толи столбами
-как бы "против шерсти". соотв. тельняшка-синхрониз.
,а "пижама,роба" - некое отчужденьё.

ч/б - услоовноо, т.к. в качестве 'белой' -"тёплые"
оттенки выступаютт, и 'чёрной'- соотв."холодные" цв.

                --

таким образом, в целом 'картина', -будь то литератур.
,музыкальное,живописное или кинотеатральное драматург.
произведение - будет тяготеть к 'чёрному иль белоому'.

и акцент в драматургии соотв. вещи - смещается в ту
или иную доминанту,-'центр тяжести'= общее впечатлен'е.
т.е. в целом произведение -либо комиччноо либо трагично
,скорее всего, при проччихх раввныыхх.но имеетт приззнаки
и 'теплоотыы' и 'хоолода' в своей 'худож.палитре'того или 
иного вида искусствва.

как и жиззнь собственно (в восприятии челов.)имеетт грани.

посредстввом твворччества эти грани - реализуются в виде ..
творч. акта - доводящегося мастером до некоего интел.продукта
-произведения искусствва в соотв. с:

задумкой авторра
К1(композиц),

его концепццией,

некоей эстетическоой программою на данном творч.этапе,
-манифестоом -тяготеющим как правило либо к этике либо
к эстетике.

                --

этика - за объективвноость, эстетика -субъективв.

соотв. творч. худож. - по определен. = эстетское.

а документалистика и в т.ч. публицистика = этика.

т.к. эстетика априори -..'вольная интерпретаццья',то
и не обяззат. трактуется как 'посыл к действию' явно.

у этики же задача -смысловвая и собств.этическая
-номинально направлена на осмысление материала.
с одноззначчным "дикторским посылом",либо 'открытым
вопросом'в виде чистой фиксации действительности,-
констатацией, -безз одноззначчныхх и выведенныхх на
поверхность предлагаемого авторского сюжжета отпечатков
оценочного суждения (в виде прямого дикторского текста
или с намёком, либо с помощью иных выраззительныхх средств-
изобраззит.решения или муззыкальной композзицц.напримерр).


таким образзом если безоценноччное суждение доминируетт-
номинально объективный сюжжетт=документт: кино,литро,фото.
жанр - репортажж. и зритель (потребитель:читатель,слушатель)
контактирует непосредственно с материалом-первоисточчником.

в иных же случаяхх, с оценоччным фрэймом, этика можетт быть
наввяззчивойй - либо с морализаторской нотой либо просто
неким авторским мнением вынесенным на поверхность сюжетта,-
теми же средствами выразительности из арсенала того или
иного вида искусства.

в зависимости от степени "вторжения" в первоисточник-сюжетт1,
процесс твворческой трансформацции можно градировать примерно
так:

1.чистый объективн.сюжет1 (безз собств.творч.художеств.)=
репортажж  = объективностьь;

2.минимальная 'художественная окраска'=вкрапленья условвностей,
неодноззначчности,двусмысленности=границца документа.фото/картины
=некий "фотошопп",-подчёркивания,акцентирования некоторыхх моментов;

3.средний уроввень худож.импровиззацц.-интерпретацц.материала
действвительноости - некий полусимвволиззм,полуабсттракцц,полуимпресс.
-заранее отобранный/подобранный материал в определённой вольной подаче.

4.максимально возможн. степень трансформации,хотя и "внешняя" пока лишь только-
некая смена угловв, точек зрения, - ракурсовв, крупностей и пр. "техническихх"
параметровв,но и драматургия при граммотном умелом манипулировании этими средствами-
тоже оказзывается вполне себе трансформируемоой.- пластикою изображения,ритмикой
повествования,темпом внутрикадрового сюжжетта и т.п. инструментами,средствами -на
примере ..кинематографа).

и "предсъёмочный моонтажж" (понятие выведенное д.вертовым) выступаетт здесь в роли
"драматурга" "художественной конццепцции", а его автор уже приобретаетт статус
не просто только лишь "оператора", но также уже .."сценографа" (расстановки,построения
мизансцен) и.. "художника-постановщика" . -пусть и пока только лишь
..компилятора (диззайнера),- но всё же уже -..твворччестввоо.
 
"кадр-иероглифф" (как у д.вертова). и в рамкахх "документала"- получчаетси ..
некий "документальный символиззм", но ..пока ещё, -полностью на материале
действительности.

а степень простоты/сложности расшифровки такого "коллажа"-апликацции"
зависитт от задумки автора, мастерства/профессионализзмы реализзаццьи
данного проекта.

это что касается "документала" и элементовв твворччествва в нём:
от минимума до максимально воззможного -..в рамкахх соотв.специфики
в раззновидности искусства (т.е. в данном случае -кинематограффа вообще,
и документальн.кин.- в частности.)



                --
     художественноое субъективное вольнодумие



в художественном искусстве - степень ..'субъективвиззмы' -на порядоок выше
(по определению), -и там где творччествво .."упирается в потолок", -здесь, с
примерно энтого, всё самоё интереснооё ..только наччинатся, -.. сеи все акты
..вольнодумия фантаззьи и пр. фривольностейй.

субъективвиззм - по определенью, эстетиззм - ..тож где то рядом "ходит-бродит".

а в количественном (да и качестввенномм) показателяхх - вариации от, примерно
типа -.."догвиль" (кинотеатральной постановки) до "аватара" (фантастика) и, далее
-..того же "сингапур слинг" (трэш), напримерр.

во всехх - ..импровиззацция, инсинуация, имитацция и пр. ..'игровые' моменты
-..'художественного толка', -..симуляцции , фикции ..реальноостии жиззни мира.

от ..откровенной фэнтэзи,сказзки до -..приближения к полудокументальной картине,
и ..максимум минимума в данном контексте - это документально-художественное произведение,
 где процент "документа" в содержании вещи - ..значительно бОльший, чем вымышленного
придуманного, смоделированного выстроенного и, ..сыгранного материала. т.е. "поток
жизни" - основа, база , а  игровые (и ..игривые) .."художественные примочки" играют
роли: либо выразительного средства дополнительного по драматургии/изобразит.решению,
 ..либо просто напросто раззнообраззья для, -..эксцентрики/смаччности сочности, яркоостии
эффектноостии 'кадра'.





                --
          на правахх  заключения
      


  а). коротко резюмируя, ..лириччноо о .. 'документале'



жиснь наша в основном  по жанру -.."репортаж" - само.летопись. и сталкиваемся в большинстве
случчаевв с ..информацией подобного ..'нехудожественного' характерра - из ..'потока реальной
жизни': бытописания, повседневныхх фактовв. - ..документального ..собственного фильма,
-..режиссёрами коего сами себе и являемся. -.."сами себе режиссёррыы" ..трагикомедийного
жаррнра.




  б).  кратко подитоживая, ..романтиччноо-феериччно и о .. 'художничествованьяхх'


..свобода 'полётаа фантазии' - ограничивается лишь способностью,возможностями
..технической реализзации подобного твворческого художественного произведения -..вещи.
степенями овладевания ремеслоом, артикуляций с техникою, коллегами и ..потребителями
(-..почитателями поклонниками).

да уш, ..выглядит это всё довольно просто, - ..пару строк всего то, ..а так,
- .. целая жисньь, а ..пороюю -..даже большее .

так что, господа товарищи 'художники' - ..в дообрыый пууттьь, деррззайте, твворите,
и ..проооодоооолжайтее в том же духее.




                ----
            ПРИМЕЧЧАНЁ1




             меттоодыы,
     модели (этика//эстеттиккаа)


   две цитаты из книги Прожико Г.С.


1. "объективность",этика" (-моё примеччанье-коммент.)

глава 4.4.
стр.121:

>>

..

ведущим драматургическим приёмом становится принцип
повтора и последовательного накопления единооьраззныыхх
проявлений того или иного качесттва (к примеру,способыы
существвованья на пляже), что в монтажной череде даёт
возможность выйти на итоговое размышление. вместе с тем,
подобный монтажный принцип перечисления,именуемый иногда
"статистическим" и наиболее часто используемый вертовым,
у хаанстра отличается иноой структуроюю "единицыы" монтаж-
ного ряда. у вертова это, чаще всего, знаковое симвволичес-
кое обоззначченье,кадр-иероглифф, у хаанстрыы -раззвёрнутый
эпиззоодд, обладающий самостоятельною драматургиею и ритми-
чческою партитуроюю. запечатлённые люди не превращаются в
знаки-слова авторской экранной речи, они сохраняют единичч-
ность и естесственность своего бытия на экране в пространстве
снятого эпиззоодаа. авторский комментарий всего лишьь сопро-
ввожждаетт череду заффиксированныхх фрагментовв жиззни персо-
нажей,подсказзывая зрителю ракурс видения материала,но не под-
меняя его самостоятельный контакктт с изооббражженьемм.

<<


2. "субъективвносттьь",эсттетика" (-моё примечч.-коммент.)

таже гл.4.4.
,но чуть далее,-стр.124:

>>
..
вместе с тем, убедительность авторского доказательства
базируется на определённом каччествве съёмки предлагаемыхх
фактовв.режиссёрр не ограничился традицционнымм материалом
кинохроники,но предпринял дорогостоящие экспедицции,чтобы
факты предстали на экране именно так, как их видит и понимает
автор. сохраняя форму хроникальной дистанции в принципах
фиксации сцен жизни людей, съёмочная группа тщательно прорабаты-
ваетт как драматургичческуюю развёртку каждого эпиззодаа,его
монтажно-ритмическую структуру,так и точность контрапунктичес-
кого взаимодействья изображенья и дикторского комментарья.
характерр изобраззительноого решения связзан не стоолькоо с
собыытийныым сюжжетоом жиззненногоо факта,сколькоо с его
трактовкою (прим.: +","интерпретаццьей" -моё дополненьё) в
фильме (моё прим.: + "с акццентаццьён авторской поззиццьи")
("=субъктиввиззм=тож естесственно=твворччестввоо" -мой коммент.)
("выражает свою поззиццью авторр- подгоняетт фактыы 'под себя' ")
.

<<




               ----
            ПРИМЕЧЧАНЁ2

     определения из википедии



--
1.
объективность


 —
принадлежность объекту, независимость от субъекта;
характеристика факторов или процессов, которые не зависят
от воли или желания человека (человечества).

--
2.
субъективность

 -
это выражение представлений человека (мыслящего субъекта)
об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.
В философии термин обычно противопоставляется объективности.

--
3.
этика


 —
философская дисциплина, предметами исследования которой
являются мораль и нравственность.
Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила,
порождённые совместным общежитием, нормы..

--
4.
эстетика

 -
философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве,
в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

--
5.
документальность

 -
опора на факты, активное привлечение документов,
цитирование свидетельств и источников в художественном произведении.

--
6.
художественность

 -
это эстетическая категория качества того или иного произведения,
определяющая его принадлежность к области искусства.

--
7.
факт

 -
(лат. factum — свершившееся) — термин, в широком смысле может выступать
как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное;
конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.

--
8.
констатация

 -
установление, подтверждение несомненности наличия чего-либо

--
9.
жанр

 -
(от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные
свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных
и содержательных особенностей произведения.

--
10.
репортаж

 -
сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят
оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное
(без оценок) освещение событий и подразумевается..

--
11.
трагикомедия

 -
(греч.) — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии,
так и трагедии. В широком смысле — любой сюжет литературы,
сценического и изобразительного искусства, сочетающий комическое и трагическое..

====