Зигфрид

Машин
 
Изломы жизни прихотливей любого воображения. Казалось бы, ну, нет и не может быть никакой мыслимой связи между героем германо-скандинавской мифологии шестого века нашей эры и жителями татарского села из района со смешным названием Шемышейка. Немыслимо ни по каким прикидкам. И всё-таки…
  Зигфрид – он же по-скандинавски Сигурд, один из важнейших героев эпоса «Песнь о Нибелунгах». Королевич с Нижнего Рейна, сын франкского короля Зигмунда  и королевы Зиглинды, победитель Нибелунгов, овладевший их кладом — золотом Рейна, наделен всеми чертами идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. В «Песне» неоднократно подчеркивается его необыкновенная привлекательность и физическая мощь.
Во второй половине 60-х годов прошлого века мужчина по имени Зигфрид  приехал в татарское село Усть-Уза из латвийского Даугавпилса знакомиться с родственниками своего отца Мирзы Юсуповича Улубикова.
Его существование и появление там подтверждают две его двоюродные сестры, дочери Джафара - младшего брата Мирзы Юсуповича: Равиля Даншина и Ания Трошева ( обе в девичестве – Улубиковы). Они же рассказывают, что у него к тому времени имелся сын – Александр, а спутницей жизни была женщина латышской национальности. Хасян Юсупович, мой дед, и Джафар Юсупович приходились ему дядьями – братьями отца. Сведения о том, что в Даугавпилсе жил Зигфрид, подтверждает и моя мать.
Вот что мне удалось узнать из официальных источников. Его отец, Улубиков Мирза Юсупович, 1912 года рождения, старший сержант танковых войск, командир отделения, в 1941 году был призван в действующую армию Красногвардейским РВК, Ленинградская область. Место службы: 122-ая танковая бригада. Пропал без вести 29.11.1941 в районе деревни Твердово Демянского района Новгородской области. Красногвардейском в те времена называлась нынешняя Гатчина, находящаяся возле города Санкт-Петербурга (Ленинграда).
Жена Мирзы Юсуповича - Улубикова Мария Исмаиловна, 1918 года рождения, проживала там же в Красногвардейске по адресу улица Заводская - Кольцевая дом 38. Это по одному документу она проживала там. А по другому - Мария Измайловна Улубикова проживала в городе Двинске по адресу: улица Кавалерийская, дом 13, квартира 1. Двинском в советское время именовался тот самый  нынешний Даугавпилс. Город был основан рыцарями Ливонского ордена. Первое его имя – Динабург. Ещё одно, более позднее  - Борисоглебск.
И это ещё не всё по поводу супруги Мирзы Юсуповича. Гатчина была захвачена гитлеровцами. По данным оккупационных властей Улубикова Мария Исмаиловна проживала по адресу: улица Садовая дом 56-В.
По поводу пропажи без вести танкиста Улубикова. 122 танковая бригада осенью 1941 года оборонялась на подступах к Волхову. Какое отношение это имеет к Демянскому району Новгородской области – непонятно. Эта местность тоже была линией фронта, но до Волхова оттуда – многие сотни километров. На первое октября после тяжёлых боёв в бригаде оставалось 3 тяжёлых танка КВ из семи, 11 танков Т-34 из 22 и 20 лёгких танков Т-40 из 64, которые были за две недели до этого.
Старший сержант Улубиков был скорее всего командиром именно такого лёгкого танка. Экипаж – 2 человека: механик-водитель и командир танка. Основным вооружением Т-40 являлся крупнокалиберный пулемёт ДШК 12,7 мм. Пушек у подавляющего большинства танков этой модели в то время не имелось никаких. Бронирование машины было настолько слабым, что не позволяло защитить её ни от огня противотанковых ружей, ни от осколков снарядов и даже ручных гранат. . Немецкие 37-мм пушки   не имели никаких проблем в поражении Т-40 на любых дистанциях и ракурсах боя и щёлкали их охотно, как семечки. Раздельное размещение механика-водителя и командира машины приводило к тому, что при гибели или ранении водителя сразу же выводило весь танк из строя.
Короче, шансов выжить у Мирзы Юсуповича или хотя бы оказать перед смертью какое-то символическое сопротивление врагу, не имелось никаких. Можно было только умереть. Но этого тоже не случилось: официально - он пропал без вести.
А вот о том, что произошло на самом деле, официальные документы не сообщают  ничего…
Вполне возможно, что на самом деле всё было не совсем так, как я это сейчас опишу, но то, что некие события действительно произошли, никаких сомнений быть не может по целому ряду косвенных признаков, указывающих на то, что эта удивительная из ряда вон выходящая история действительно имела место. И случилось она не ранее 1942-го и не позднее 1943-го года в прибалтийском городе Даугавпилсе.
Ни о каких детях Мирзы и Марии в довоенное время родным его, в том числе матери (свекрови) и братьям, проживавшим рядом, в Ленинграде и Ленинградской области, известно не было, хотя жили дружно и общались семьями постоянно. И причин скрывать что-либо не было никаких.
 Историю эту я слышал ещё в школьном возрасте   а, может, и раньше, находясь в Пензенской области в деревне у бабушки. Однажды в дом, где жил Мирза Улубиков, ворвались фашисты, то ли немцы, то ли местные нацисты, неизвестно. Они долго зверски издевались и мучили Мирзу и его жену, а потом пристрелили обоих и ушли. На полу в лужах родительской крови кричал грудной ребёнок. Изверги решили, что он и так умрёт. Но некая прибалтийская женщина забрала мальчика, спасла от смерти, дала ему, видимо, привычное ей имя Зигфрид и вырастила. И было всё это в городе Даугавпилс. Вот такая вкратце история.
Каким образом и как встретились посреди войны муж и жена, и не просто встретились, но и ребёночка успели родить, неизвестно. Где сейчас Зигфрид, которого его кузины Равиля и Ания именуют то Зифритом, то Зигфритом, поскольку имя непривычное, тоже никто не знает. И где сейчас Александр Зигфридович Улубиков – тоже непонятно.
Далее – моё предположение. Скорее всего, Мирза Юсупович был участником татарского подполья, так же, как знаменитый татарский поэт Муса Джалиль, находившийся, кстати, в Даугавпилсе в концлагере Шталаг-340 в период с 2 сентября по 15 октября 1942 года. Для того чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал», организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных. Гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных в августе 1943 года… Судя по тому, как фашисты поступили с Улубиковым и его женой, похоже, что это была карательная операция.