Загадка режиссуры. Натали - это Анна...

Владимир Конюков
Загадка режиссуры.  Натали – это Анна…

                Цикл «Разгадать Наталью».

Часть 1.
     Закончилась Великая Война. 1945 год, Победа!
Трудное восстановление разрушенной войной народного хозяйства.
С первых дней мирной жизни налаживается ускоренными темпами процесс школьного образования, по ещё довоенным программам обучения.
Тоже было и в высшей школе.
Продолжились, прерванные страшной войной, исследования жизни, творчества классиков.
Поиски, находки учёных, оставшиеся в живых после войны, их вклад в науку и… принудительный перерыв на годы – война, заставил с другой стороны посмотреть на проблемы доказательств исследователями жизненных событий Великих прозаиков, поэтов.
Критически и поделом, послевоенные «самодеятельные» и профессиональные исследователи, как – то вдруг засомневались…
И новая волна изыскателей взялись опровергать, что было 5-8 лет назад. Идеологии удалось что – то сдержать, но старт был дан.

     … Резкое исследовательское торможение, начался этап «пушкиноведения», агрессивных «репрессий» после смерти вождя, первый этап, второй - пересмотр литературы после ХХ съезда.
Перерыв в «пушкиноведении» времени войны, как оказалось, повлёк за собой такое понятие, как исследования творчества писателей, с необходимостью проведения экспертиз разного рода и назначения.
От изучения почерка до современных, на тот момент, требований перевода произведений с иностранных языков, особенно текстов Пушкина с французского.
Событийные экспертизы показали массу нестыковок в сравнении, что предлагалось общественности до войны.
Академическая наука виртуозно скрывала свои же упущения в этом вопросе, уже были присвоены награды, учёные степени за, мягко говоря, литературный блеф…
Случились разбирательства, наказания. Их впоследствии, кто был за всё, чтобы было «против», представили, особенно в «лихих 90-х, как гонения на заслуженных литераторов «пушкиноведов», …
А всего – то! Изменение вектора исследований «пушкинистики».

     Перед самым началом войны, «главный» «пушкинист», исследователь женской души жены Пушкина – Натальи, поэтесса Марина Цветаева, заявила:
«Всё придумала из ревности к гению…».
То есть, писала эссе, сочиняла стихи, выступала перед публикой с обвинениями в супружеской измене, как будто сама всё видела…, со свечкой стояла.
Оказалось, всё придумала. Её виртуальный возлюбленный, Александр Сергеевич, убит на дуэли за свою жену,… «пустышку», та, изменив гению с Дантесом, в придачу пару раз с царём Николаем I.
До войны все писатели, эссеисты, учёные, по изучению линии Натальи, ориентировались на Цветаеву – в первую очередь, во вторую – на Ахматову, которая поддержала и развивала миф, раскручивала мистификацию обеих. А это был настоящий женский коварный миф, от него всё довоенное «пушкиноведение» превратилось в романизированную мистифицированную «пушкинистику».
Мужчины – писатели написали книги – томники…
… Сами себе не поверили, измены не было, однако вынуждены были промолчать.
 
     В 70-х годах прошлого века, не раз попадали в народ, пересёкшие границу некие заметки, под биографию гения, «умно» спрятанные в безобидных текстах, типа школьных сочинений, со стилем написания издевательского насмехательства о напрочь запутанной биографии русских писателей, что, мол, в своём отечестве, даже не знают,  кто есть кто.
Шла «холодная» война, идеологические вбросы были не редкостью. Очернить русский язык, занимались целые научно – исследовательские институты разных стран в противостоянии блоков НАТО и Варшавского договора стран социализма.
Пушкин впервые написал роман в стихах на русском. Да, признавали, он гений, но русский. Идол, на него равняются, для детей пример. Оклеветать… Мощное идеологическое оружие.
Через жену сделать проще простого, начали при подготовке к войне с 1927 года, когда уже готовила разрыв дипотношений Великобритания и введение санкций по всем направлениям, культура, в том числе. Очернить любимого классика Западом, входило в планы санкций, это литература Советов.

     … Последствия проявились через 10-12 лет.
Марина Ивановна Цветаева, родоначальник версии, именно версии, убийства Пушкина на дуэли по вине изменщицы – жены Натальи, видя свою литературную поэтическую трансформацию – версию, переходящую в политическую, скандальную, антипатриотическую, не русскую вакханалию – обвинение, резко, внезапно отказывается от её самой придуманной «пушкинистики».
Возможно ей настоятельно подсказали так сделать…, не исключено.

     «Самиздат» советский воевал с «тамиздатом» «забугорным».
По международным оценкам, только 10 процентов или чуть больше, задерживается незаконных товаров проникающих через границу. Печатная продукция к этому также относится.
Радио – «голоса» вели «целенаправленные» передачи на Союз, о всех классиках литературы и искусства в выгодном ракурсе влияния их произведений на умы советских граждан.
Учёные воевали, пятьдесят на пятьдесят, сколько было сплетен о Шекспире, Дюма, других зарубежных и ответная контратака по писателям со времён империи, их изучали школьники – дети вражеских Советов, по ним, в первую очередь.
Цветаева, может быть, и не хотела, пока была жива, чтобы её использовали, но после заявлений до войны о сказке, которую она придумала про Наталью Гончарову, с окончанием войны её вспомнили… и… вспоминали… разной. В противостоянии разных версий, в войне авторов о Пушкине, в сплетнях о бурной жизни самой поэт - дивы.
Отрывочными вкидами, тоже метод в информационной войне, народ разноподготовленный, грамотный или неграмотный, сам формирует представление о своих писателях. Результат – люди охотно воспринимают негатив, что – то «жаренькое и жирненькое» намного быстрее.
Академнаука в полемику о великих почти не встревала, многое «глушила» простым способом, не вмешивалась, она молчала…?


Часть 2.
     Экспериментатор, мастер удивительных литературных экспертиз, романтик нового послевоенного направления в исследовании биографий и сам творящий отличную от довоенных исследований, учёный Андроников И.Л.
Прежде всего «лермонтовед», но и частью, «пушкинист», и немного, но точно, кратко и ярко дал направление, путь к объективной истине трагедии Есенина.

     В это же время, послевоенные 50-е, кинематографом создаются картины общепознавательной направленности – классика в кино. Как правило,  ленты по произведениям поэтов, прозаиков прошедшего века и бурного идущего столетия.
В кино, как и в «живой» литературе, бурно обсуждаются народом киноискусства непечатные эпизоды жизни авторов произведений прошлого века. Мастера экрана, но они же исследователи, киношный эпизод подсказывает невероятное, так было тогда, а не так, что написано в книге.
Элементы авангарда, за это были строгие наказания, а если вычурным подтекстом…
Этот самый авангард выявлял неожиданные сенсационные открытия.
Пример из прошлого века с фильмом «Опасные гастроли» по моим мемуарам «Код шифра Высоцкого».
   «Сенсация, которую консервативное академическое «пушкиноведение» в конце 60-х не хотело замечать.
      Одесса, 1968г.,
 съёмки фильма «Опасные гастроли» о предреволюционных событиях, 1910 год. Подпольщики, прокламации, жандармы, любовь. Театр, артисты вовлечены в события начала ХХ века.
 Режиссёр Георгий Юнгвальд – Хилькевич прогоняет дубль за дублем.
 Жорж Бенгальский, подпольщик – Владимир Высоцкий и
 Софи, танцовщица – Александра -  блистательная красавица Лионелла Пырьева в кадре сюжета идут по одесской  мостовой…
      «Ты знаешь, Сашенька, меня в изумленье приводит этот исторический факт, что по этой старой мостовой ходил Пушкин.
 Ты не представляешь, ходил живой! Пушкин запросто ходил, это просто невероятно!»

Декламирует,

 «Я помню чудное мгновенье:
 Передо мной явилась ты,
 Как мимолётное виденье,
 Как гений чистой красоты».

 Это с ума  сойти можно!» В  ОБЫКНОВЕННОМ  ОДЕССКОМ  ДОМЕ  написаны эти стихи».

      Сюжет фильма и кадры,  не «киношный» ляп режиссёра Хилькевича и знатока Пушкина Высоцкого,  фразы Жоржа Бенгальского, 
 «В обыкновенном одесском доме написаны эти стихи».
 А всё потому, что мистифицируя (вводя в заблуждение) биографию гения Пушкина и его творчество, подгоняли ушлые мистификаторы под мнение, что он посвятил бесценные строки  Анне Керн в… Михайловском, когда она приезжала туда. Не ей этот шедевр, начало намного раньше.

… В 70 – х, самиздат утверждал, четыре строчки родились даже не в Одессе, до неё, когда поэт был в ссылке в Кишинёве.
      Высоцкий в фильме говорит, «В…  одесском доме написаны эти стихи».
 Потому что гениальные строки получили развитие в Одессе, задумка – план романа в стихах «Евгений Онегин» и начал писать на Итальянской улице (после 1880 года и поныне, Пушкинская),  в итальянской гостинице  «Hotel du Nord», принадлежащей многочисленной, на то время, итальянской диаспоре.
      
… строчки «Как гений чистой красоты», принадлежат у него  жене Ангел и он её в 1830 году обожествил в картине - шедевре итальянца Рафаэля «Сикстинская мадонна». Оставил потомкам на века памятью в шифрованном сонете «Мадона» с одной «н» и стихотворной фразой навечно - «Чистейшей прелести чистейший образец».

      Царское «пушкиноведение» увело истинное значение строк, сначала начальное четверостишие Пушкина, потом в целом стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
 Советское «академпушкинознание» не стало возражать. Всё из – за религиозных войн и вековых разногласий между православием и католиками по всем мыслимым направлениям, в том числе, в поэзии…

      Знаток творчества гения Высоцкий, в фильме уверенно, прочувственно, по сюжету глядя с любовью на Сашеньку – Лионеллу Пырьеву сказал слова, он знал – строки «Я помню чудное мгновенье» родились до ссылки в Михайловское…, первое, начальное четверостишие в обыкновенном доме «пыльной» Одессы в 1823/24 годах, а не в 1825 году, что внесено во все справочники.

      … с помощью Высоцкого  – РАЗГАДКА  ТАЙНЫ  создания знаменитого произведения Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
 
… «В… одесском доме написаны эти стихи». Растворились в молве, резко противоречили академизданиям, науке…».

     Содержание отрывка, как индикатор силы кинематографа тех лет. Другой вопрос, как он воспринимался литературной наукой…
«Высоцкий читает Пушкина…», уважаемые читатели, наберите в инете, 5 минут всего.


Часть 3.
     Сенсация! Ещё одна сенсация посредством кино, но и этот эпизод не засчитан современной «пушкинистикой»? Не очень акцентируемая, но… популярная сенсация.
Любители литературы, да и народ 50-70 годов прошлого века, школьники старших классов молвой обсуждали  нашумевший прелестью постановки художественный фильм «Анна на шее». В школах на уроках литературы завязывались диспуты по эпизоду фильма, где ярко, выразительно показан был бал 19 века.
Известная, популярная лента, часто демонстрируется по телевидению, есть в Интернете. Смотрится с удовольствием о событиях века Пушкина, Лермонтова, Чехова.
Рекомендуется посмотреть ещё раз, но с акцентом оценки сюжета Анна и бал и затем, сравнения, Наталья и бал.
«Анна на шее» — советский художественный фильм, снятый в 1954 году Исидором Анненским по своему сценарию, написанному по одноимённому рассказу А. П. Чехова. Лидер кинопроката (31,9 млн зрителей). Роль Анны – блистательная Алла Ларионова.
Приз — «Золотая оливковая ветвь» на Международном кинофестивале в Италии, 1957 год».

     Антон Павлович Чехов.
Конец века. Империя с шумом на всю Европу, закоулки своей страны, отметила 80-летие Пушкина. Монументальный памятник. Отголоски на десятилетия.
Литература Чехова. В 1895 году написал рассказ «Анна на шее».
Сплетни, слухи о семейной жизни Александра Сергеевича бродила волнами, о… жене Наталье. Причины дуэли и её задевали, цепляли, определяли молвой в той или иной степени, виновницей гибели поэта.
Профессиональное литературоведение сюжет рассказа, бал Анны, особо не связывало со временем поэта. Но Чехов писатель и все те слухи, разговоры о жене Пушкина мимо него не могли пройти незамеченными.

     Читаем страницы рассказа Антона Павловича Чехова фрагментарно. Расхождение событий с кадрами фильма минимальное…
«Еще задолго до Рождества в местной газете было объявлено, что 29-го декабря в дворянском собрании «имеет быть» обычный зимний бал.
— Ты должна сшить себе бальное платье.
… И дал ей сто рублей.
Она… постаралась вообразить себе, как бы оделась на бал ее мать. Ее покойная мать сама одевалась всегда по последней моде и всегда возилась с Аней и одевала ее изящно, как куклу, и научила ее говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку,
… как мать, умела щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно, в восторг, глядеть печально и загадочно. А от отца она унаследовала темный цвет волос и глаз, нервность и эту манеру всегда прихорашиваться.

Муж… Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами. У него в банке тысяч сто и есть родовое имение, которое он отдает в аренду. Это человек с правилами и на хорошем счету у его сиятельства…

Поехали на бал.
… Когда Аня, идя вверх по лестнице под руку с мужем, услышала музыку и увидала в громадном зеркале всю себя, освещенную множеством огней, то в душе ее проснулась радость и то самое предчувствие счастья... Она шла гордая, самоуверенная, в первый раз чувствуя себя не девочкой, а дамой… И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже присутствие мужа не стесняло ее, так как, перейдя порог собрания, она уже угадала инстинктом, что близость старого мужа нисколько не унижает ее, а, наоборот, кладет на нее печать пикантной таинственности, которая так нравится мужчинам. В большой зале уже гремел оркестр и начались танцы… Аня окинула взглядом залу и подумала: «Ах, как хорошо!» и сразу отличила в толпе всех своих знакомых… и дам высшего общества, разодетых, сильно декольтированных, красивых и безобразных, которые уже занимали свои позиции в избушках и павильонах благотворительного базара, чтобы начать торговлю в пользу бедных.

Она танцевала страстно, с увлечением и вальс, и польку, и кадриль, переходя с рук на руки, угорая от музыки и шума, мешая русский язык с французским, картавя, смеясь и не думая ни о муже, ни о ком и ни о чем. Она имела успех у мужчин, это было ясно, да иначе и быть не могло, она задыхалась от волнения, судорожно тискала в руках веер и хотела пить.

Мазурку…
— Браво, браво!.. — говорили…

… публика вдруг расступилась и мужчины вытянулись как-то странно, опустив руки... Это шел к ней его сиятельство, во фраке с двумя звездами. Да, его сиятельство шел именно к ней, потому что глядел прямо на нее в упор и слащаво улыбался, и при этом жевал губами, что делал он всегда, когда видел хорошеньких женщин.
— Очень рад, очень рад... — начал он. — А я прикажу посадить вашего мужа на гауптвахту за то, что он до сих пор скрывал от нас такое сокровище. Я к вам с поручением от жены, — продолжал он, подавая ей руку, — Вы должны помочь нам... М-да... Нужно назначить вам премию за красоту... как в Америке... М-да... Американцы... Моя жена ждет вас с нетерпением.

Аня зазывала покупателей и брала с них деньги, уже глубоко убежденная, что ее улыбки и взгляды не доставляют этим людям ничего, кроме большого удовольствия. Она уже поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками…
… был сервирован ужин для всех участвовавших в благотворительном базаре. Ужинало человек двадцать, не больше, но было очень шумно. Его сиятельство провозгласил тост: «В этой роскошной столовой будет уместно выпить за процветание дешевых столовых, служивших предметом сегодняшнего базара». Бригадный генерал предложил выпить «за силу, перед которой пасует даже артиллерия», и все потянулись чокаться с дамами. Было очень, очень весело!
Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок. Радостная, пьяная, полная новых впечатлений, замученная, она разделась, повалилась в постель и тотчас же уснула...

Во втором часу дня ее разбудила горничная и доложила, что приехал господин Артынов с визитом. Она быстро оделась и пошла в гостиную. Вскоре после Артынова приезжал его сиятельство благодарить за участие в благотворительном базаре. Он, глядя на нее слащаво и жуя, поцеловал ей ручку и попросил позволения бывать еще и уехал, а она стояла среди гостиной, изумленная, очарованная, не веря, что перемена в ее жизни, удивительная перемена, произошла так скоро; и в это самое время вошел ее муж, Модест Алексеич... И перед ней также стоял он теперь с тем же заискивающим, сладким, холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных; и с восторгом, с негодованием, с презрением, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчетливо выговаривая каждое слово:
— Подите прочь, болван!
После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро и ложилась в гостиной на полу, и потом рассказывала всем трогательно, как она спит под цветами. Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексеича и тратила его деньги, как свои; и она не просила, не требовала, а только посылала ему счета или записки: «выдать подателю сего 200 р.» или: «немедленно уплатить 100 р.»
На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Когда он пришел благодарить, его сиятельство отложил в сторону газету и сел поглубже в кресло.
— Значит, у вас теперь три Анны, — сказал он, осматривая свои белые руки с розовыми ногтями, — одна в петлице, две на шее».

     … Кадры фильма -  массовое искусство кино, дало повод обсуждать время Натальи Гончаровой.
Период посещения ею разных балов, от обычных, праздничных до карнавалов царского двора. Что значит быть королевой бала, царицей общества, владеть танцевальным залом, «водить» мужским  вниманием, повелевать мужчинами...
Злить женскую половину молодостью, намеренно стравливать дам своей красотой. Обаянием показать, как легко может увести за собой стаю их мужей, кавалеров – воздыхателей.


Часть 4.
     Письма Пушкина жене, тёще. Фрагменты. Только текст, где он о балах, почти в каждом письме. Слова фраз показательны – Наталья и её БАЛ…

«Гуляй, женка; только не загуливайся и меня не забывай… Опиши мне свое появление на балах, которые, как ты пишешь, вероятно, уже открылись. Да, ангел мой, пожалуйста не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкое не пустишься...»                (1833)

1836 год. Создал журнал «Современник», изданием занималась и жена, в переписке упрекал её,  «занятой только собой и балами».

1836 год.
«Охота тебе думать о помещении сестер во дворец. Во-первых, вероятно откажут; а во-вторых, коли и возьмут, то подумай, что за скверные толки пойдут по свинскому Петербургу. Ты слишком хороша, мой ангел, чтоб пускаться в просительницы. Погоди; овдовеешь, постареешь — тогда, пожалуй, будь салопницей и титулярной советницей. Мой совет тебе и сестрам быть подале от двора; в нем толку мало. Вы же не богаты… вы, бабы, не понимаете счастия независимости и готовы закабалить себя навеки, чтобы только сказали про вас: Hier Madame une telle ;tait d;cid;ment la plus belle et la mieux mise du bal… (Вчера на балу госпожа такая-то была решительно красивее всех и была одета лучше всех).

1834 год.
«Я могу иметь большие суммы, но мы много и проживаем… Ты баба умная и добрая. Ты понимаешь необходимость; дай сделаться мне богатым — а там, пожалуй, и кутить можем в свою голову».
(Огромные суммы уходили на бальные платья, украшения, другие наряды).

1834 год.
«Ты, женка моя, пребезалаберная (насилу слово написал). То сердишься на меня… С Соллогуб я не кокетничаю…  печатаю Пугачева, и закладываю имения, и вожусь и хлопочу — а письмо твое меня огорчило, а между тем и порадовало…
Теперь расскажу тебе о вчерашнем бале… осмотревшись, увидел я, что народу не так-то много и что бал это запросто, а не раут. Незнакомых дам несколько пруссачек (наши лучше, не говоря уж о тебе)… О тебе в свете много спрашивают и ждут очень…».

 19 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву.
«Душка моя,… не забудь, что уж у тебя двое детей, третьего выкинула, береги себя, будь осторожна; пляши умеренно…».

 20 и 22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву.
Ангел мой женка!...
… не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени…

30 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву.
Жена моя милая, женка мой ангел… Прощаю тебе бал у Голицыной и поговорю тебе о бале вчерашнем, о котором весь город говорит и который, сказывают, очень удался. Ничего нельзя было видеть великолепнее…

12 мая 1834 г. Из Петербурга в Ярополец.
Какая ты дура, мой ангел! конечно я не стану беспокоиться оттого, что ты три дня пропустишь без письма, так точно как я не стану ревновать, если ты три раза сряду провальсируешь с кавалергардом. Из этого еще не следует, что я равнодушен и не ревнив…
… Волочиться я ни за кем не волочусь. У меня голова кругом идет. Не рад жизни, что взял имение, но что ж делать? Не для меня, так для детей. Тетка вчера сидела у меня, она тебя целует. Вчера был большой парад, который, говорят, не удался. Царь посадил наследника под арест. Сюда ожидают прусского принца и много других гостей. Надеюсь не быть ни на одном празднике. Одна мне и есть выгода от отсутствия твоего, что не обязан на балах дремать да жрать мороженое…

1834 год.
«Ты хочешь непременно знать, скоро ли буду я у твоих ног? … Женка, женка, потерпи до половины августа, а тут уж я к тебе и явлюсь и обниму тебя, и детей расцелую…
Дай, сделаю деньги, не для себя, для тебя. Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости...
Да как балы тебе не приелись, что ты и в Калугу едешь для них. Удивительно!
— Надобно тебе поговорить о моем горе. На днях хандра меня взяла; подал я в отставку. Но получил от Жуковского такой нагоняй, а от Бенкендорфа такой сухой абшид, что я вструхнул, и Христом и богом прошу, чтоб мне отставку не давали. А ты и рада, не так?...».

1834 год.
«Наташа, мой ангел, знаешь ли что?... Ради бога, берегись ты. (если брюхатая), (про беременность)… Женщина…
Какие же вы помощницы или работницы? Вы работаете только ножками на балах и помогаете мужьям мотать. И за то спасибо. Пожалуйста, не сердись на меня за то, что я медлю к тебе явиться. Право, душа просит; да мошна не велит. Я работаю до низложения риз».

1834 год. Наталье Николаевне из Петербурга в Полотняный Завод.
«Что это значит, жена? Вот уж более недели, как я не получаю от тебя писем. Где ты? что ты? в Калуге? в деревне? откликнись. Что так могло тебя занять и развлечь? какие балы?...
Дела мои подвигаются. Два тома печатаются вдруг. Для одной недели разницы не заставь меня все бросить и потом охать целый год, если не два и не три. Будь умна…
Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым. Смотри —…».

1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод
О тебе гремит еще молва, после минутного твоего появления. Нашли, что ты похудела — я привезу тебя тетехой, по твоему обещанию: смотри ж! Не поставь меня в лгуны. На днях встретил я М-me Жорж. Она остановилась со мною на улице и спрашивала о твоем здоровье, я сказал, что на днях еду к тебе pour te faire un enfant, (чтобы сделать тебе ребёнка, фр.)…
Однако я боюсь родов, после того, что ты выкинула… (упрёк, прыгала пляски на балах).

1834 г. Из Болдина в Петербург.
«… Скажи пожалуйста, брюхата ли ты? если брюхата, прошу, мой друг, быть осторожной, не прыгать (на балах), не падать, не становиться на колени перед Машей (ни даже на молитве). Не забудь, что ты выкинула ( упрёки, из-за балов) и что тебе надобно себя беречь…».

Тёще. Из Петербурга в Ярополец. 
«Милостивая государыня матушка,
Наталия Ивановна,
искренно благодарю Вас за подарок, который изволили Вы пожаловать моему новорожденному и который пришел очень кстати… Мы живем теперь на даче, на Черной речке…, ожидаю решения судьбы моей от государя, который очень был ко мне милостив и коего воля будет для меня законом.

Жена, дети и свояченицы — все слава богу у меня здоровы — и целуют Ваши ручки. Маша просится на бал и говорит, что она танцевать уже выучилась у собачек. Видите, как у нас скоро спеют; того и гляди будет невеста…».

     Бал, бал, балы…танцы, пляски, малолетние дети Александра Сергеевича вовлечены…
Загадка женщины – Натальи, брюхатая (беременная), прыгала, скакала танцы, пляски на балах, за 5 лет, 1832 по 1836 год,  родила четырёх детей при одном выкидыше… Загадка её физиологии.
И опять, и снова - плясала, скакала, прыгала на зависть не только женщинам…
С досадой, царь Николай I как- то сказал в сердцах : “Брюхатит ее каждый год, как сапожник”.
… Александр Сергеевич любил, ругал жену, печалился, восхищался,
«О тебе в свете много спрашивают и ждут очень. Я говорю, что ты уехала плясать в Калугу. Все тебя за то хвалят. И говорят: ай да баба! — а у меня сердце радуется».
     Письма Пушкина, когда были с женой в разъездах, или она дома он по делам в отъезде. Из 6 лет совместной жизни только малый период, в отдельные месяцы и двух лет не наберётся.
Только этот отрезок в переписке включает до двух десятков слово  БАЛ, больше половины писем с этим словом, бал, бал, бал… Его писем. Как известно, её ответные письма исчезли…


Часть 5.
     Личная независимость женщин 19 века портила их…?
В рассказе Чехова «Анна на шее» читаем фразу Анны мужу Модесту Алексеечу,
«… уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчетливо выговаривая каждое слово:
— Подите прочь, болван!».

Из жизни Пушкина.
О.Н. Смирнова, дочь А.О. Смирновой, дружили семьями с Пушкиными.
"Раз, когда Пушкин читал моей матери стихотворение, которое она должна была в тот же вечер передать государю, жена Пушкина воскликнула: "Господи, до чего ж ты мне надоел своими стихами, Пушкин!"  Он сделал вид, что не понял, и отвечал: "извини, этих ты не знаешь: я не читал их при тебе".  - "Эти ли, другие ли, все равно. Ты вообще надоел мне со своими стихами".

Не семейное…?  Выходящее за рамки отношений мужа и жены… Вызывающее!
Характеризующее поведение обеих героинь…, женщин, жён своих мужей.
 
У Чехова в рассказе.
«Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексеича и тратила его деньги, как свои; и она не просила, не требовала, а только посылала ему счета или записки: «выдать подателю сего 200 р.» или: «немедленно уплатить 100 р.».

Из жизни поэта.
Пушкин умолял Наталью умерить пыл на её огромные денежные траты на одежду, бальные платья, нижнее бельё, прочие аксессуары светской жизни.
«… Ты баба умная и добрая. Ты понимаешь необходимость; дай сделаться мне богатым — а там, пожалуй, и кутить можем…».
      
     Уместны слова критика В. Белинского,
«Не высказывают ли наши поэты нечто совершенно превратное, когда говорят о слабости женщин?
Существа, которым стоит только сверкнуть взором, чтобы сами боги изнемогли, - можно ли их признать слабыми?»

-----------.

     Фильм «Анна на шее», сюжет-бал,  по рассказу Антона Павловича Чехова – ключ,  «Разгадать Наталью».
29 января 1860 года родился писатель Чехов Антон Павлович. В этот день я закончил очередную главу – исследование о жене Пушкина. Наверное, совпадение, впрочем, кто знает…