Полина

Инна Гавриченкова
          Лёгкие порывы ветра покрывают рябью поверхность реки, заставляя покачиваться редкие головки кувшинок, высовывающиеся из воды. Вода плещется об огромные камни, наваленные вдоль берега. Камни привезли сюда и свалили, когда сооружался причал. Слегка пахнет застоявшейся водой. Солнце заливает яркими утренними лучами и береговой откос, и причал, и  небольшой живописный базарчик, протянувшийся вдоль дороги. Базарчик состоит из длинных деревянных столов, прикрытых навесами. Тут же красуется павильон с заманчивой вывеской «Копчёная рыба». Торговцы терпеливо ожидают покупателей, которых пока ещё нет: кто-то раскладывает товар, кто-то отгоняет мух и ос от лежащих на прилавке продуктов, другие покинули свои рабочие места и стоят группами, оживлённо беседуя и поглядывая иногда на реку.
          На одном из камней у самой воды примостилась нарядно одетая молодая женщина. Порывы ветра шевелят подол её миди юбки цвета весенней зелени, русые волосы и накинутый на плечи платок с рисунком под хохлому. Она задумчиво смотрит вдаль реки. Это экскурсовод Полина. Она так же, как и все люди на берегу, ожидает прибытия теплохода, который сегодня несколько запаздывает.
          Полина родилась и выросла в этом небольшом приволжском городке, у причала которого она находится. Почти все её одноклассники покинули свою малую родину: сначала после школы уехали продолжать учёбу в разных более крупных городах, а, окончив обучение, назад не вернулись. Кто-то, может быть, и хотел вернуться, да в родном городе для них не нашлось работы. Полина же окончила исторический факультет в университете и занялась краеведением. Она любила свой родной город и с удовольствием рассказывала о нём приезжающим экскурсантам. Подруги её давно обзавелись семьями.  Навещая родных, они встречались с Полиной и уговаривали её последовать их примеру и уехать в какой-нибудь крупный город,  где у неё появятся перспективы, где она могла бы, в конце концов, найти себе достойного мужа. Но Полина не хотела бросать дорогие ей места. Здесь она знала историю каждого строения, каждого дерева, была знакома со многими людьми. А разве можно променять на что-либо иное утренние купанья в Волге? А эти пейзажи, эти водные просторы? Что может сравниться с ними? И всё это покинуть?
          Но вот из-за поворота реки показывается знакомый силуэт. Всё встрепенулось. Люди спешат занять свои обычные места и заканчивают приготовления к приёму туристов. Тем временем теплоход приближается. Его цвет из дымчато-серого превращается в белоснежный. На борту уже можно различить буквы названия «Алёша Попович». Видны фигуры людей, толпящихся на палубе, и слышны звуки весёлой мелодии, доносящейся с судна.
          Наконец, теплоход причаливает. Первыми на берег высаживаются матросы. Они привычными ловкими движениями устанавливают трап и организуют безопасный выход для пассажиров. Всё готово. И вот из чрева судна начинает струиться праздничная,  нетерпеливая, любознательная и жаждущая развлечений пёстрая толпа гостей.
          Часть из них устремляется к прилавкам. Они с интересом рассматривают выставленные для продажи изделия местных умельцев и мастериц: выкованные из металла сундучки и шкатулки, женские украшения и цветы; глиняные вазы и кувшины; шитьё из льняной ткани с кружевами; всевозможные сувениры. Последними в ряду расположились художники со своими картинами. Гостей же, прежде всего, привлекают ягоды. Они с радостью, не торгуясь, раскупают пластиковые и бумажные стаканчики, заполненные лесной земляникой и черникой.
          Другая часть туристов собирается вокруг Полины, которая заняла своё обычное место около дороги и подняла вверх табличку с номером маршрута, обозначив таким образом начало экскурсии. Группа большая, человек тридцать, но Полина не беспокоится. Все её услышат, так как она недавно обзавелась микрофоном. Конечно, ей далеко до гидов заграницей, которые снабжают туристов индивидуальными наушниками. Но и масштаб экскурсии не тот.
    -     Здравствуйте, дорогие гости! – приветствует она экскурсантов. – Немного рановато у нас с вами сегодня экскурсия. Но, как говорится, ранняя пташка носок утирает. Вот и с погодой нам повезло. Ведь вчера целый день лил дождь! Худо лето, когда солнца нету! Ну, а сегодня замечательное солнышко! Так что ничто не помешает нашей прогулке. – Полина говорит весело, плавно, с прибаутками. Слушать её легко и интересно. – Группа у нас большая, старайтесь не отставать. Когда все мы вместе, и душа на месте!
          Экскурсию  Полина начинает с посещения Выставочного зала. Помещение арендуют местные художники для демонстрации своего творчества. Одна из комнат занята скульптурами из глины, предназначенными для украшения приусадебных участков. Похожие друг на друга статуи изображают сказочных гномов со всевозможными гримасами на довольно уродливых лицах. Туристы, видя таких персонажей, хватаются за камеры, чтобы  всё это заснять, но Полина их останавливает. Автор скульптур категорически против съёмки. Полина пыталась объяснить ему, что он теряет бесплатную рекламу для своих работ, но ваятель опасается подражания и конкуренции своему бизнесу.
          Далее путь группы лежит к пятиглавому храму, расположенному на возвышенности. Все любуются прекрасным видом на волжские просторы и берег с проглядывающими сквозь густую зелень крышами домов. Поднимающееся всё выше солнце начинает причинять неудобство своими горячими лучами. Люди чувствуют облегчение, когда заходят в храм и ощущают его приятную прохладу.
          Полина подводит группу к стене церкви и рассказывает о библейском содержании фресок. С гордостью она сообщает, что, по мнению учёных, фрески были выполнены во второй половине восемнадцатого века артелью московского подрядчика Сапожникова, то есть той же самой, которая создала росписи в углической церкви Димитрия на Крови, изображающие сцены убийства наследника русского престола.
          Но особенно весело Полине идти со своими туристами по недавно отреставрированной улице Симона Ушакова. Справа и слева вдоль неё стоят старинные деревянные дома, покрытые великолепной резьбой. Подновлённые дома сияют чистотой и свежестью красок. Полине радостно слышать вокруг себя восторженные возгласы и видеть восхищение в глазах людей. Она подводит группу к самому большому зданию на улице, поднимается на ступеньки крыльца и останавливается.
    -     Это дом, построенный когда-то купцом Ершовым, - говорит она. – Взгляните, какая изумительная ажурная резьба покрывает его фасад. Наши предки начали украшать дома в незапамятные времена. Сначала это делалось не только для того, чтобы прикрыть щели между конструкциями, но и защитить жилище от нечистой силы. Поэтому каждый элемент резьбы что-то символизировал. Над окном вы видите изображение солнца – диск с расходящимися лучами. Солнце – это энергия, жизнь. Растительные орнаменты показывают единение с природой. Фигурки птиц по сторонам солнца означают связь времён.  Посмотрите, какие красивые тени отбрасывает резьба на стены дома под действием солнечных лучей! Кажется, что весь дом покрыт кружевами! Очень красиво, не правда ли!
    -     Да! Недаром говорится, что красота спасёт мир! – произносит кто-то из туристов.
    -     Мне придётся вам возразить, - отвечает Полина. – Я думаю, что совсем наоборот: не красота спасёт мир, а надо спасать саму красоту! Ну, а мир, по моему мнению, может спасти только разум. Птице даны крылья, а человеку разум. Вянут леса, вянет и краса. Красота приглядится, а ум вперёд пригодится!
    -     Браво! – слышит Полина одобряющее восклицание и хлопанье в ладоши. Она смотрит в сторону аплодирующего. С высоты крыльца она видит стоящего несколько в стороне от толпы статного мужчину в белоснежном костюме и рядом с ним в воздушном розовом платье красавицу с двумя прелестными детишками. Все четверо выглядят настолько безмятежно-прекрасными, что кажутся Полине выходцами из какого-то другого, совершенно ей незнакомого, мира.
          Она продолжает вести свою беседу с туристами, но чувствует, как внутри неё зарождается и растёт чувство тоски и обречённости. Чувство это не покидает её, когда теплоход уже уплыл и она пришла в библиотеку, где её дожидается постоянная и часто единственная читательница, пожилая учительница местной школы. Выдав ей нужные книги, Полина выходит из зала и достаёт мобильный телефон. Она набирает номер подруги, проживающей в Казани и когда-то звавшей её к себе.
          Через несколько дней в маленьком приволжском городке на одну жительницу становится меньше: Полина покидает его, полная надежд и желания изменить свою судьбу.

   2018