Ничто человеческое... Конец

Магда Кешишева
   Бывает иногда -  нежданно-негаданно судьба дарит нам то, о чём мы мечтаем, чего мучительно, но безнадёжно ждём. Так случилось с Денисом Давыдовым, когда его посещали мысли о беспросветной, однообразной жизни, и рождались мечты о "золотистой звёздочке", которая возродит его, вспыхнув во мгле.

   Неожиданно приходит письмо от бывшего поручика гусарского полка Бекетова с приглашением в гости на Святки, в Пензу. Денис решает ехать, несмотря на недовольство Сони.
   Встретили его очень радушно, было много народа. Здесь находились и племянницы Бекетова, Полина и Евгения. Когда милая Евгения протянела руку Денису и сказала по - францyзски - Eugenie - он сразу вспомнил, что 21 год назад, в Вязьме, Бекетов упомянул о своей племяннице. И сейчас она - с каштановыми локонами, тёмными бархатными глазами - стоит перед ним.

   Евгения отличалась начитанностью и большими музыкальными способностями. Потеряв мать в 12 лет, Евгения и Полина воспитывались старшей сестрой. Евгения не отказывала себе в развлечениях, но не видела в своём окружении подходящей партии. Знакомство с Денисом Давыдовым оживило девушку. Он был ей интересен, и очень скоро она почувствовала, что  её сердце в его присутствии начинает биться сильнее.

   Очень быстро Евгения подружилась с Денисом, и увлеклась им. А что же он? Он писал ей стихи, читал их девушке и немного ... влюбился. Возвратившись домой, он умолчал о Евгении. А, что, собственно было? Лёгкое увлечение и восхищение умной девушкой. Однако, Денис не мог обманывать себя: он постоянно думал о девушке. Впервые он стал писать лирические стихи, в которых сквозила его любовь к прекрасной Музе...

   В Пензе летом проходили знаменитые ежегодные ярмарки, и Денис решил  поехать туда, понимая, что дело не в ярмарке, а в его желании увидеть Евгению. Но надо сказать, что Денис чувствовал угрызения совести: у него семья, шестеро детей, он вдвое старше девушки.  Мог ли голос разума усмирить голос сердца! И тут появились в печати стихи Давыдова с явным намёком, где живёт та, кому они адресованы.

   Как Давыдов страдал! Он решил, что не следует ехать, надо остановиться, пока не поздно.  Он убеждает себя - пусть эта встреча останется светлым пятном а его жизни. Следует написать Евгении прощальное письмо, но через несколько дней он едет а Пензу.

   Давыдов читал Евгении стихи, дарил их ей. Вместе они гуляли по ярмарке, покупали безделушки, а вечером Денис заговорил о своих чувствах. Собравшись с духом, он сказал, что, если бы он был свободен, он на коленях просил бы её руки. Но он не может этого сделать и им надо расстаться. Девушка страстно воскликнула:
 - Ах, нет!
   Давыдов стал целовать ей руки и взволнованно убеждать Евгению, что их отношения могут сказаться на репутации девушки, чего он не может допустить. Но Евгения заговорила о своей к нему любви. Слова девушки тронули Дениса, продолжавшего уверять её, что их любовь безнадёжна, потому что он вдвое старше.

   Дни дни, проведённые с Евгенией, были самыми счастливыми в жизни Дениса. Он перебирал в памяти все свои увлечения и не находил ничего подобного тому, что он испытывал рядом с ней.

   Конечно же, ни для кого не остались секретом отношения Евгении и Давыдова. Слухи дошли до Сони. Он не пытался ни отрицать, ни оправдаться. Но Соня былагруба: - "Мне известно о твоём распутстве! Эта Золотарёва твоя пассия! Весь город знает! Молчи, не смей возражать! Оставайся к ней и никогда не возвращаться!" 
   А что, собственно, было?! Как объяснить, что эта девушка подарила ему то особое состояние, которое, если повезёт, испытает мужчина рядом с Настоящей Женщиной.

   Когда Соня успокоилась, Денис сумел убедить её, что Евгения - всего лишь сентиментальное поэтическое увлечение. В этот момент он, мне кажется, почти предал Евгению, и вообще выглядел не лучшим образом, обманывая Соню.

   Роман с Евгенией не закончился, однако. Он продолжался в письмах, но девушка начала охладевать к Давыдову. Кто знает, возможно, он разочаровал её своей нерешительностью: она, девушка, не побоялась своего чувства, а он, прожив 50 лет, не решился на ПОСТУПОК. Я прямо слышу голоса возмущённых читателей! Но прожить свою ЕДИНСТВЕННУЮ жизнь, не испытав ЛЮБВИ, - что может быть обиднее...

   А дальше было вот что. Евгения вышла замуж за драгунского офицера, который делал ей предложение пять раз, пока не получил согласия. Узнав об этом из письма старшей сестры девушки, Денис попросил разрешения встретиться с Евгенией в последний раз.
   Встреча состоялась в гостинной, где Евгения со следами слёз на глазах предстала перед бледным, взволнованным Денисом.
   Почему - то я вспомнила другую, тоже последнюю встречу: "гостиная... бледная княжна Мери... спокойный Печорин и его жестокие, но честные слова - "Я не люблю вас, княжна".
   Сказать -"Я не люблю вас" также непросто, как и - "Я люблю вас", но МУЖЧИНА должен, когда надо суметь произнести эти слова.

   Но вернёмся к Евгении и Денису, чтобы проститься с ними. Денис сказал девушке, что не имеет права на упрёки, что у него нет ни настоящего, ни будущего, есть только прошлое, которое заключено в его к ней письмах, и он просит вернуть ему их. Он, обратите внимание, говорит о себе!
   Евгения в ответ попросила оставить ей эти письма, которые она обещает хранить до конца дней своих.

   Давыдов ответил: -"Пусть будет так, как вы хотите... Прощайте..."

   Так, появившаяся в жизни Дениса Давыдова, такая "желанная золотая звёздочка", не согрела его, а обожгла. Кто, и в чём виноват, судить не берусь.

 
  P.S. На фото - Евгения Золотарёва - последняя Муза Дениса Давыдова.