Служба и... творчество

Пашнёв
Новости из прошлого

Имена великих поэтов в нашей стране широко известны – ими полнятся учебники по литературе прошлых веков. Но мы привыкли числить их чистыми стихотворцами, словно никакой иной заботы они не знали, как только пописывали складно свои строчки, издавали их, да славу имели. А вот тут-то мы ошибаемся…
«Наше всё – Пушкин» - и тот служил камергером  при Императорском дворе. Чин этот значился в самом низу в российской «Табели о рангах». И Император, чтобы как можно дольше унижать великого (уже тогда!) поэта, не присваивал ему очередных должностей. Чтобы Поэт знал своё место. А семь лет, с 1817-го по 1824-й, Александр Сергеевич служил в Коллегии иностранных дел, но до высоких чинов, правда, не дослужился.

Многие литераторы были известны в России прежде всего как государственные служащие. И здесь наиболее ярким примером может служить Гавриил Романович Державин (1743-1816), когда-то благословивший А.С.Пушкина. Он был выдающимся русским поэтом и одновременно - губернатором Олонецким (1784) и Тамбовским (1785-1788), кабинет-секретарем Екатерины II (1791-1793), сенатором (1793-1803), министром юстиции и генерал-прокурором (1802-1803).
 
Из российских городов больше всего прославилась своими начальниками – стихотворцами и писателями - Тверь. Так, в 1826 году сюда приехал новый вице-губернатор Александр Ефимович Измайлов (1779-1831). Высокопоставленный чиновник был в ту пору уже известным литератором - поэтом, переводчиком, баснописцем, журналистом и прозаиком. Но в историю русской литературы Измайлов входит главным образом как баснописец и отчасти романист - автор повестей «Евгений, или Пагубные последствия дурного воспитания и сообщества», «Ибрагим и Осман», «Бедная Маша». В 1828-м его перевели вице-губернатором в Архангельск.
Ивана Ивановича Лажечникова (1792-1869), автора исторических романов «Ледяной дом», «Басурман», «Последний Новик», хорошо помнят и знают в наши дни. Современники же называли Лажечникова «русским Вальтер Скоттом». Он прослужил в должности тверского вице-губернатора с 1843 по 1853 год. После Твери он отправляется вице-губернатором в Витебск.

Но, разумеется, самым известным среди своих собратьев по перу в Твери был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889). В 1860-м он получает назначение в Тверь на должность вице-губернатора, куда приезжает из Рязани, где до этого четыре года также был вице-губернатором. В Твери Салтыков-Щедрин написал сатирические очерки «Наш дружеский хлам», «Характеры», «Клевета», «Наши глуповские дела», «После обеда в гостях», «Литераторы-обыватели», пьесы «Песни» и «Погоня за счастьем».

Еще более многочисленную группу вице-губернаторов составляют, как сейчас принято говорить, писатели второго плана. Среди них Михаил Иванович Драгомиров (1830-1905), генерал-адъютант, генерал от инфантерии, военный писатель, Киевский, Волынский и Подольский генерал-губернатор; Михаил Павлович Жданов (1810-1877) - харьковский вице-губернатор, автор «Путевых записок по России, в двадцати губерниях: Новгородской, Тверской, Московской и др.»... В 1840-х тверским вице-губернатором был Иван Фомич Глушков (1774-1848), автор во всех отношениях удивительной книги, которая называлась «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест». Она издана в Санкт-Петербурге в 1801-м. Труд И. Ф.Глушкова был благосклонно принят государем и в 1802-м переиздан.
 
Русские литераторы оставили яркий след и на дипломатической службе. Александр Сергеевич Грибоедов (1790/1795-1829) был профессиональным дипломатом, с 1828 года - послом в Персии, где и погиб во время нападения фанатиков на российское посольство. А Федор Иванович Тютчев (1803-1873) целых 16 лет был на дипломатической службе в Германии и Италии. В 1818 году получил назначение в русскую миссию в Неаполе поэт Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). К сожалению, болезнь не позволила ему долго оставаться на этой работе. Из современных высоких дипломатов, обладающих поэтическим даром, можно назвать действующего Министра иностранных дел Российской Федерации – его перу принадлежит немало стихотворных произведений, в том числе, например, текст «Гимна МГИМО».

Рассказ о поэтах-чиновниках будет неполным без упоминания Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897), который был коллегой современным финансистам. После недолгой службы в Департаменте государственного казначейства в течение 40 лет прослужил в Комитете иностранной цензуры. В 1860 году Яков Петрович Полонский (1819-1898) получил должность секретаря Комитета иностранной цензуры, где служил до конца своих дней, причем с 1896-го Полонский являлся также членом совета Главного управления по делам печати. Довелось поработать в Министерстве финансов автору «Вечернего звона» Ивану Ивановичу Козлову (1779-1840).
 
Особо стоит сказать о литераторах-сенаторах. Имена самые разные - известные и не очень: поэт Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий (1752-1829), князь, был не только сенатором, но и статс-секретарем при Павле I; прославленный Пушкиным поэт Дмитрий Иванович Хвостов (1756-1835) – он сделал блестящую карьеру, став обер-прокурором Синода (1799-1802), членом Государственного совета и сенатором. Был сенатором и князь Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) - литературный критик, композитор, музыкальный теоретик. В 1805 году стал сенатором известный в свое время поэт, писатель и переводчик Павел Иванович Голенищев-Кутузов (1767-1829).

Иногда были примеры более чем удивительные. Арестованный в 1840 году по делу петрашевцев поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) в 1864 году был принят на должность ревизора в Контрольную палату Московского почтамта, где ему удалось сделать определенную карьеру, пройдя путь от коллежского асессора до титулярного советника.

Были и поэты, которые привлекались к воспитанию наследников престола и членов императорской семьи. Поэт, критик, издатель Петр Александрович Плетнев (1792-1865) преподавал литературу Александру II и великим княжнам. На эту должность он попал по рекомендации поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), который сам был воспитателем будущего императора. По нехватке места мы не говорим сегодня о многих творческих личностях, нёсших государственную службу на военных должностях. Это касается, прежде всего, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) и героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова (1784-1939), а также многих других поэтов и писателей из военной сферы.
В «Поэтическом Балчуге» (альманах Московского Главка Банка России) мы уже рассказывали о том, что банковская среда тоже богата литературными талантами и любителями поэзии. Напомним, первый Управляющий Государственным банком Российской империи Александр Людвигович Штиглиц был большим любителем поэзии, читал в оригинале Шиллера и Гёте, ценил стихи русских поэтов. Ещё один из Управляющих Государственным банком Российской империи Юлий Галактионович Жуковский на банковскую службу пришёл из журналистов, а проработав на верхней ступеньке банковских должностей, вернулся к публицистическому и литературному труду.

По пути «Поэтического Балчуга», на страницах которого вот уже 12 лет (на 2012г. - Пашнёв) публикуются служащие Московского главного территориального управления (ныне – ГТУ по ЦФО. - Пашнёв)) и иных подразделений Банка России, идут сотрудники ряда коммерческих банков. Не один год у нас публикуется президент Ханты-Мансийского банка. Есть, мы знаем, таланты и в Россельхозбанке… А вот ещё один пример. В 2010 году перед празднованием своего 20-летия стихотворцы Московского индустриального банка выпустили свой сборник поэтических произведений – «Вкус граната» - некоторые из них вы найдёте в этом сборнике…

То, что у людей, занятых на службе важной и ответственной работой, в том числе и банковской, находится время и желание выразить себя в творческой сфере – будь то словесность, живопись, самодеятельное песенное, танцевальное или иное творчество, говорит об одном – их высоком духовном потенциале и нераскрытых по поры до времени способностях и талантах.