Об алкоголе, наркотиках, спецслужбах и самиздате

Алексей Соколов Россия Литва
Что-то всё чаще звучат вокруг ностальгические вздохи по бывшему "единому и могучему". Давайте и я поностальгирую немножко - чисто за компанию ;)

Наркотиков в СССР не было. Как теперь принято говорить - от слова "совсем". Само слово "наркотики" ассоциировалось исключительно с насквозь прогнившим западом. А в СССР народ пил горькую - не столько для опьянения, сколько от простуды. Антипростудному действию спиртных напитков есть прямое доказательство. Когда после известного майского указа 1985 года продажи спиртного резко ограничили (в труднодоступной сельской местности - конкретно до 600 граммов на рыло в месяц) - в аптеках в разы возросли продажи антипростудных средств: эфедрина (от насморка) и кодеина (от кашля). Да-да, данные препараты в те годы продавались в любой аптеке. А наркотиков в СССР совсем не было...

Дальше - чисто "45+". И не потому, что более юные прочитают и развратятся - нет, конечно. Просто я сейчас попрошу своих уважаемых читателей кое-что вспомнить о двухмесячном периоде с момента избрания товарища Горбачёва на высшую государственную должность и до того самого знаменитого "антиалкогольного указа". Мне сейчас 46 - т. е. в обозначенный период не исполнилось ещё и четырнадцати. Поскольку подростком я был развитым и продвинутым - "самиздатовская" литература в мои руки в таком нежном возрасте уже начала попадать. Но вот в более нежном возрасте она не попадала даже в руки супер-продвинутых. Поэтому и 45+, а, скорее, и все 50+.

Как известно, любым радикальным реформам всегда предшествует подготовка общественного мнения. Ещё не прямая пропаганда, нет, но систематические вбросы. Велась такая подготовка и к антиалкогольному указаму. Причём велась самым неожиданным и многими до сих пор неосознанным способом. Через самиздат был распространён "секретный" доклад ЦК КПСС о потреблении алкоголя в СССР. Вброс был сделан настолько искусно, что не только тогда, но даже и теперь, много десятилетий спустя, люди не поняли подвоха. На тех же светокопировальных машинах и на той же бумаге, на которых ранее печатались запрещённые цензурой Булгаков, Солженицын, Высоцкий и т.д., теперь был напечатан якобы случайно утёкший супер-секретный документ. И распространяли его те же самые люди, которые осчастливливали публику всей прочей подпольной литературой. И читали тот доклад с таким же упоением, как и всю прочую запрещёнку, читали-перечитывали, передавали друг другу, обсуждали шёпотом на кухнях. И, хотя заканчивался доклад тот жизнеутверждающими фразами типа: "В настоящее время ЦК КПСС и Совет министров СССР готовят комплекс мер по преодолению пьянства и алкоголизма", весь текст сквозил безмолвным вопросом между строк: "Что же делать-то?" И люди, читая, тем же вопросом задавались, потому как в способность ЦК КПСС и Совета министров СССР принять какие-либо радикальные меры, конечно же, никто не верил. Поэтому, внешне неожиданный и ошеломляющий, майский указ 1985 года для читающей части населения страны не стал "громом среди ясного неба". А читало в те годы чуть менее 100% населения, да и те, кто не читал, всё равно краем уха что-то, да подслушали...

На мой взгляд, информационный вброс через "подпольную и неконтролируемую" сеть самиздата стал одной из самых красивых и циничных операций КГБ СССР позднего периода. И, кстати, концепция антиалкогольной кампании была разработана ещё при Андропове, а с именем Горбачёва она ассоциируется лишь потому, что начало её реализация совпала с восхождением на престол молодого генсека.