Зрение ума

Борис Алексеев -Послушайте
С возрастом мы теряем многое из того, что было присуще нам с избытком в милостивые молодые дни. Мы пламенели изнутри, попаляя факелом житейского озорства, окружающую нас действительность. Наши невероятные способности, нескончаемые силы, кураж смельчака, всё слаженно работало на единственную идею – осуществить на практике торжество собственного предназначения. И, согласитесь, орлиное зрение в списке первейших способностей занимало не самое последнее место.
Но вот от нас отделилась и незаметно упала в землю первая песчинка, вторая… Через год, другой их уже падало столько, что находиться прилюдно дольше пяти минут на одном месте оказывалось просто неудобно.
- Что происходит?! – поначалу возмущались мы, стыдливо заметая песчаные следы, как опавшие листья с осенних крон.
- Ничего, - слышали мы в ответ, - вы порционно возвращаетесь в землю. Вот и всё.

Что ж, наше орлиное зрение действительно старится вместе с нами. Забавные мелочи жизни растворяются в старческой слепоте, как крупинки сахара в воде. Попасть наконечником отвёртки в прорезь шурупа с годами становится всё трудней. Многих это не радует, они подбирают очки, вставляют тончайшие линзы. Их желание не растерять многообразие мира понятно. Слепота – не лучший путеводитель.

Есть, однако, и иной взгляд на вопросы зрения.
С годами человек приобретает мудрость. Мудрость – это способность экстраполировать знание в будущее. Мудрец не смотрит на событие или проблему как на необходимую ступень собственной эволюции. Мудрость часто подсказывает ему, что не следует вообще брать в руки отвёртку и ввинчивать шуруп в отмеченное крестиком место. Скажем так: мудрец не видит необходимости в этом.
Что это? Слепота или предвидение?

Подобное рассуждение можно применить и к возрастным изменениям глазного яблока. Даже установить закон: острота зрения обратно пропорциональна человеческой мудрости. Или сказать по-другому: пресбиопия* – это зрение ума. Звучит утешительно!

*пресбиопия - старческая дальнозоркость.