Право судить

Александр Степанов 2
- Итак, спасибо, что вы пришли. – У преподавательского стола стоял толстоватый человек в военной форме в звании полковника, а еще он бы ректором академии. - Прежде всего, я хочу поздравить вас с окончанием юридического факультета Военно-космической академии. Вы уже сдали все экзамены и вас ждут уже ваши дипломы и первые назначения. Многих из вас, если не всех, ждет Дальний  Космос. Поздравляю! Но прежде чем вы покинете Землю, мы собрали вас здесь вот по какому вопросу. На прошлой неделе к нам обратилось руководство Института Времени с необычной просьбой, им нужны добровольцы для проведения некого эксперимента. Рассмотрев просьбу, мы решили, что никто лучше вас для этого не подходит. Мы дали объявление и вот вы здесь. Напоминаю вам, эксперимент, проводится на добровольной основе, если кто-то не желает в нем участвовать, у него есть еще время отказаться.
Полковник сделал долгую паузу и, осознав, что из аудитории никто выходить не собирается, продолжил.
- Разрешите представить вам профессора института времени Борисова Андрея Аркадьевича. Он вам все объяснить и расскажет.
- Спасибо! – к столу подошел уже пожилой человек в штатском костюме тройке.
- Я вам уже не нужен? – спросил полковник.
– Спасибо, дальше я сам. – Ответил профессор.
Полковник, кашлянув в кулак, вышел из аудитории.
Курс в ожидании замер.
- Итак,  я введу вас в курс дела постепенно в форме урока. Во-первых, и мне так удобнее и вам привычнее. – Начал профессор. - Итак, тема нашего урока Добро и Зло. Как эти два фактора влияют на принятие беспристрастного решения в судебной практике исторической последовательности. Начнем с  того что добро и зло существуют в людях изначально. Но что есть добро, а что зло? Кто мне ответит на это вопрос?
В зале полном слушателей поднялся лес рук.
- Вот вы, девушка на третьем ряду, – профессор сделал приглашающий жест.
- Каждый человек имеет набор моральных принципов и собственной этики, - начала блондинка, встав со своего места,- если человек  живет в соответствии с ним, он делает добро, если нет - зло.  Зло действует в них через внутренний конфликт, рожденный несоблюдением тех принципов. Каждый человек имеет право, сам оценивает свои поступки по шкале Добро-Зло, ибо то, что может считаться аморально одному человеку, приемлемо для другого. Четкой оценки правильности или неправильности того или иного поступка нет, так как не существует такого критерия, - блондинка села на свое место.
- Все верно! – кивнул профессор. – Смею только добавить, что набор моральных принципов и этики может, обусловлен не только внутренним миром самого человека, но и внешними факторами, например правилами которые диктует общество, религия или даже отдельно взятая социальная группа.  Прощу обратить внимание на то, что в принятии беспристрастного решения в большинстве случаев приоритет имеют именно эти факторы, а не моральные принципы и этика отельной единицы общества. Теперь, когда мы выяснили что есть зло и добро и определили ориентиры для принятия беспристрастного решения, мы можем разобрать, как это происходит на конкретном примере. Внимание на экран. -  В воздухе над профессором загорелась голограмма с изображением школьной доски.  – Итак, берем конкретный поступок, например Убийство. Почему именно убийство, ну, во-первых, потому, что во всех социальных группах на Земле, да и за ее пределами этот поступок квалифицируется как зло, ну а во-вторых, как это не печально, для вас как для будущих юристов ВКС, убийство  не будет для вас редким случаем в вашей практике.
На голографической доске, появилось надпись убийство.
- Теперь, мы разделим доску пополам, - продолжал профессор. – В левом столбце мы напишем обвинительный приговор в скобках зло, в правом оправдательный, то есть добро.
В каких случаях такой проступок как убийство, не заслуживает нисхождения, а в каких заслуживает оправдание.
Для начала возьмем те случаи, которые четко можно отнести к тому или иному столбцу. Например, в левый столбец сразу уйдет преднамеренное убийство с целью получения духовных благ. Любой маньяк, убийца, который убивает ради удовольствия, не преследуя иных целей, есть зло. С этим спорить бессмысленно. – Формулировка ушла в левый столбец. – В другой половине мы запишем слово палач. У палача, как и у убийцы одно деяние — убийство. Каждый из вас с легкостью засудит убийцу, а вот палача он засудит, не сможет, ибо он убивает во имя правосудия. Принцип разделения понятен? Теперь скажите, что будет в правой колонке?
- Война! – донесся окрик из зала.
- Верно! – кивнул профессор. – Законы войны суровы. Убей ты, либо будь убитым! Но такое убийство тоже можно считать злом, однако в левую колонку мы это поместить не можем, ибо это убийство диктуется правилом войны. Что еще?
- Дуэль!
- Великолепно! Кто это сказал? – профессор оживился. – Встаньте, встаньте молодой человек. Можете мне дать определение, что такое дуэль?
- Дуэль это поединок между двумя людьми, строго регламентируемый дуэльным кодексом, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходили только внутри отдельных общественных слоев и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них. Зачастую дуэль приводила к смерти одного из противников, а это можно квалифицировать как убийство. В данный  момент времени на Земле и ее колониях дуэли строго запрещены.
- Великолепно! Вполне развернутый ответ, – кивнул профессор, и откинулся на спинку стула. – Давайте остановимся на дуэли чуть подробнее. Определим, что такое дуэль, и какое положение она занимает на шкале добра и зла. С одной стороны дуэль есть деяние, направленное на преднамеренное убийство, а значит, есть зло, с другой стороны дуэль это деяние добровольное, подчиненное определенным правилам, дающие одинаковый шанс для каждого и  не возникающая на пустом месте. Как нам сказал молодой человек дуэль это поступок спровоцированный. Одна сторона конфликта оскорбила другую, что тоже можно квалифицировать как зло. Во времена несовершенства законов у другой стороны могло не быть других методов воздействия на оппонента, кроме как вызова на дуэль, а защита чести и достоинства есть неотъемлемое право любого свободного человека. Следовательно, дуэль, это добро. Итак, мы подошли к конфликту, который требует нашего беспристрастного решения. Мы не можем определить степень вины одной стороны к другой в возникшем споре, который привел к дуэли. Один и тот же поступок может быть аморален одному человеку, и  приемлем для другого, у нас нет критериев определения вины. Как решить кто дуэлянтов лучше, а кто хуже и является ли дуэль адекватной мерой для решения проблемы? В этот момент Вы, как юристы должны  смотреть на состояние общества, на ее законы, а потом уже оценивать моральные принципы каждого из дуэлянтов. Законы общества сами подскажут ответ на поставленный вопрос. Если дуэли разрешены, то это во благо, нет, значит - зло. Заметьте, нас не интересует мера вины и наказания в этом вопросе, нас интересует только положение дуэли на шкале Добро-Зло. Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что сама дуэль может относиться, как к добру, так и к злу, так  мы и запишем. Глядя на получившуюся у нас таблицу, мы видим, что такой злой поступок как убийство, в некоторых случаях можно с натяжкой отнести к оправдательному приговору (добру).
Профессор сделал паузу, встал из-за стола и прошелся  по кафедре.

- Теперь, когда вводная часть урока закончилась. Мы усложним задачу, и наконец, перейдем к теме нашего урока. Около девяти часов вечера 6 июля 1553 года умирает король Эдуард VI. На престол вступает  Правнучка короля Генриха VII, Джейн Грей. В истории она также известна под именами «Некоронованная королева», или «Королева девяти дней».
При жизни короля Эдуарда VI, будучи четвёртой в очереди престолонаследия, она имела лишь призрачные шансы прийти к власти. Наследницей короля-подростка была его старшая сестра Мария. Однако в июне 1553 года смертельно больной Эдуард и регент Джон Дадли отстранили католичку Марию от престолонаследия и назначили наследницей шестнадцатилетнюю протестантку Джейн.  Роберт Дадли, посланный арестовать Марию, опоздал: опальная принцесса, заблаговременно бежав из загородной резиденции, уже была на полпути  в свои поместья в Норфолке. 8 июля Мария, находясь вне досягаемости семьи Дадли, запустила заранее спланированный механизм вооружённого мятежа. 19 июля Тайный Совет и лондонское самоуправление, провозгласили Марию королевой. Лондонцы переворот приветствовали, ни один из бывших сторонников Джейн не поддержал. Стража Тауэра сложила оружие, и они же арестовали Джейн. 12 февраля 1554 года Джейн  Грей была казнена, а после устранения соперницы на престоле Англии садится королева Мария I, известная всем как «Мария Католичка» или «Кровавая Мэри». Этой королеве не поставили ни одного памятника на родине. С февраля 1555 года в Англии запылали костры, говорят: «протестанты горели как щепки» Вся политика Марии Тюдор - восстановление католицизма, сближение с Испанией - шла вразрез с национальными интересами Англии, вызывала протесты и даже восстания. Итак, вот вам преамбула истории. Теперь мы зададимся вопросом, что было бы, если Джейн Грей не была казнена, а была бы коронована? В какую сторону повернулась бы история? Правление Марии Тюдор пошло на пользу или во вред? Вот именно этими вопросами мы и занимаемся здесь в институте времени.
- То есть  вы хотите сказать, что вы меняете историю мира, чтобы увидеть последствия здесь? – раздался голос из зала. – А как же пресловутый эффект бабочки?
- Хороший вопрос! – профессор улыбнулся. – Машину времени, как вам известно, изобрели уже довольно давно. И сразу выяснили, что в будущее можно путешествовать, но каждый раз попадаешь в разное будущее, отсюда мы сделали вывод, что будущее неопределенно. Мы, здесь в настоящем, творим то будущее, что будет там. А вот что касается прошлого то тут как оказалось позже  все гораздо проще. Первые прыжки в прошлое были недалекие, от пары часов назад до суток и на непродолжительное время, и сводились обычно к наблюдениям. Опасаясь пресловутого эффекта бабочки, наши ученные боялись, что-то менять. Шло время, усовершенствовалась технология, мы все глубже уходили в историю, да и длительность пребывания наблюдателя в прошлом увеличилась многократно, начинали мы с часа теперь наблюдатель может находиться там до года.   Но двадцать лет назад все изменилось. Тогда мы только-только смогли достичь рубежа двадцатого века, как Илья Гольденберг, получив доступ к машине времени, ныряет в прошлое и убивает  Адольфа Гитлера во время Пивного Путча. История известная нам изменилась, что привело к взрыву в лаборатории здесь в нашем времени. Погибло несколько ученых, но сама машина времени уцелела. Какое же было наше удивление, когда мы узнали, что здесь в настоящем, после убийства Гитлера, история нашего мира не изменилась,  а просто напросто образовалась новая ветвь истории. Неожиданно для нас мы теперь могли наблюдать не только за нашей, но и за параллельной ветвью, правда с прыжками в будущее дела там обстоят примерно также как и в нашей ветке. Нам пришлось организовать там постоянную базу и наблюдать за происходящими там событиями, по ходу так сказать развития пьесы. Теперь там 1942 год.
- А смерть Гитлера предотвратило вторую мировую?
- Нет, конечно. После смерти Гитлера  к власти пришел рейхсляйтер Эрнст Рём, который в нашей истории погибает в 1934 и война начинается на год позже в 1940. Но Эрнст Рём оказался умнее Гитлера, после раздела Польши он вторгся на Британские острова, Сталин в это время неспешно заканчивает перевооружение армии,  а северные конвои идут не в Мурманск, а в Хваль-фьорд в Исландию. Британия еще держится, но дни ее сочтены.
Как видите, смерть Гитлера не предотвратило Вторую мировую войну, а лишь отсрочило ее. Процент потерь конечно меньше, но мы еще не знаем, что сделает Эрнст Рём, когда покончит с Британией. Не знаю почему, но этим случаем заинтересовалось правительство, Оно поручило нам  провести повторное изменение прошлого и мы сделали так, что Адольф Гитлер вступил в коммунистическую партию Германии. Он пришел к власти уже в октябре 1923. После чего Германия и СССР заключили дружеский союз. Сейчас там май 1937 года, идет война в Испании. Теперь республиканцев поддерживает  Германия и СССР, а вот в поддержку Франко неожиданно для нас выступила Британия. Сейчас добровольческие батальоны англичан воюют  плечом к плечу с мятежниками  Франсиско Франко. Война в самом разгаре и непонятно кто одержит вверх. И вот мы с вами подошли к главному. Теперь, с усовершенствованной современной технологией и зная, что изменения в прошлом никак не влияют на наше настоящее, правительство решило расширить программу по изучению альтернативной истории. Цель проекта проследить политическое, экономическое и социальное развитие человечества в целом в переломных точках истории, при этом избежав глобальных конфликтов. Как считает правительство изучение этих вопросов там, окажет неоценимую помощь здесь, в частности подскажет нам, как вести себя, если мы в дальнем космосе обнаружим цивилизацию, которая будет, ниже нас по технологическому и социальному развитию. Мы выбрали вас, военных юристов, для того чтобы вы помогли нам в этом вопросе. Вас готовили для Дальнего космоса, серьезная подготовка в области истории Земли и ее колоний, социологии, морали и права должна помочь вам в этом вопросе. Зная нашу историю, вы постараетесь изменить ее так, чтобы эти изменения не привели к глобальным конфликтам, например к войне, репрессиям или иным бедствиям. Сразу оговорюсь, вам не дадут в руки пистолет и не погонят убивать Гитлера, Сталина или какую-нибудь другую историческую личность. Есть множество других способов изменить историю. Например, зная расположение войск и ход битвы при Заме, помочь Ганнибалу составить план битвы так, чтобы он победил в сражении, а не наоборот, как это случилось в нашей истории.
- И как мы это сделаем? Придем и скажем ему, что он не прав? И он нам поверить? – раздался вопрос из зала.
- Все гораздо проще, – покачал головой профессор. С развитием технологии, мы научились перемещать сознание одного человека в другого. Это абсолютно безопасно как для вас, так и для него.  Вы не получите доступа к его телу, не сможете управлять им, но будет знать, то что знает он, чувствовать его эмоции и боль. Вы замените ему его внутренний голос. Подскажите ему правильное решение той, ситуации, в которой он оказался. Убедить его в том, что решение, к которому он склонялся ранее, неверное и тем самым измените историю. Отговорив, например, Ван Гога от самоубийства, вы спасете ему жизнь, и возможно он нарисует новые картины, которые мир так и не увидел. У каждого из нас бывают минуты озарения, вот таким озарением будете и вы. Вы понимаете, о чем речь?
Ну, тогда если у вас нет вопросов, перейдем к первой переломной точке в истории, которая нас заинтересовала. Внимание на экран. – Палец профессора уткнулся в голограмму. – Перед вами Понтий Пилат римский перфект Иудеи, известный тем, что судил Иисуса Христа.  Так ли были правы Иудеи, что казнили Христа, ведь он своей верой сеял сомнения в бога, в которого они верили, или они были не правы, тогда казнить нужно было Варраву, преступника, чья вина была уже доказана. Понтий Пилат ключевая фигура в этой истории он и только он может отдать приказ о казни.  Ваша задача выслушать стороны защиты и обвинения, определить степень виновности или невиновности обвиняемого и вынести свой приговор. Теперь я спрашиваю вас, кто возьмется за это дело?