В Лувре. Продолжение-2

Эльвира Гусева
В своих рассказах о шедеврах Лувра, экскурсовод   Лена  несколько раз упоминала  Джоконду, именно она является   его визитной карточкой, предметом особой гордости.

Оказавшись  в  Лувре, я сразу заметила, именно к этой картине ведут все указатели  музея, толпы туристов следуют  им, стремясь  как можно скорее встретиться  с  загадочной красавицей.
В какой – то момент я  начала волноваться,   не терпелось увидеть мою любимицу.
 
От волнения, избытка впечатлений, усталости, я  ахнула, увидев  знакомый образ  и  огромную толпу  поклонников.   Лена  правильно сделала, что отпустила нас в «свободное плаванье»,  и ничего не стала о ней рассказывать. Это было бы лишнее.

Всё давно уже  сказано, да к тому  же, Джоконда  у   каждого  своя.
В своё время  я много читала  о  ней, сейчас мне хотелось просто постоять  с  ней рядом.

Передо мной  знаменитая  флорентийка   Мона   Лиза, я   растрогана,  мысленно разговариваю  с  ней:

К тебе  сегодня  трудно  подойти,

Как и всегда…

Так долго мне пришлось к тебе идти,

Через века…

Рукою до тебя бы дотронуться

И постоять…

Чтоб  мне  одной  могла  ты   улыбнуться

И рассказать…

Какую  тайну  много лет хранишь,

В чём  твой секрет…

С загадочной  улыбкой ты грустишь

И  даришь свет…

Мона Лиза закрыта толстым бронированным стеклом, при ней постоянно находятся два охранника и толпы поклонников. В 1974 году Джоконда приезжала в Москву, но вскоре руководство музея приняло решение больше никуда не вывозить эту загадочную красавицу.

Теперь Джокондой  можно  любоваться только  в Лувре, и  я  любовалась. Смотрела на  неё  и прямо, и слева, и справа – она следила за мной и улыбалась. Уходя, я помахала ей рукой  и прошептала: «До встречи, я  ещё  вернусь!»

Экскурсовод  Лена приглашает нашу группу в следующий зал  французской  живописи, а я вдруг  ощутила  страшную усталость, нехватку воздуха, сдавливание в груди. У меня кружилась голова, и я вспомнила  когда – то читала о том, что  картины, если  на них долго смотреть, забирают много энергии. Может, и в  самом деле, но тогда я не поверила.

Мы стоим  перед  огромным полотном  французского художника  Жака Луи  Давида 
«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» -так звучит полное название картины, хотя  можно встретить и другое её название «Посвящение  императора Наполеона 1».
Хорошо, что прямо  перед картиной есть  место, где можно присесть, и, отдыхая,  рассматривать  её.

Раньше  я  видела её  чёрно – белую  репродукцию, она, разумеется, не произвела на меня  столь сильного впечатления, как в этот раз. Теперь, слушая экскурсовода, я внимательнейшим образом  всматривалась  в  каждый образ, каждую деталь, забыв  об усталости и лёгком недомогании.

Картина  настолько живая, что  я  вдруг ощутила себя  там, в Соборе Парижской Богоматери, где и происходит  коронация  императора  Наполеона Бонапарта.

Написать эту картину  Давиду  заказал  сам император с  целью увековечить «основание империи». Художник - революционер  с  желанием  берётся  за работу.
Тщательно  прорисовывает все фигуры, делая их узнаваемыми, позволяет себе  некоторую вольность, граничащую  с резкостью и непочтительностью.

Так, Нотр – Дам, где происходит действие, более похож на театр, нежели  дом Бога. На картине отсутствует атмосфера благоговения и возвышенности, да и сам папа  совершенно  пассивен  к  происходящему.

На картине много неточностей, присутствие которых  граничит  с карикатурой. Давид лично присутствовал  на коронации, видел весь её  ход своими глазами, делал  наброски, значит, неточностей  быть не должно! А их немало.

В центре ложи, которая напоминает театральную, между двумя колоннами  восседает мать Наполеона. Её лицо  встревоженно – печальное, и это отчётливо видно. Но Летиция не присутствовала на коронации, тогда как объяснить  появление  её образа на картине? Оказывается, недовольный  её отказом, Наполеон приказал  художнику изобразить её, и это противоречит действительности.

Есть  и  еще одно несоответствие действительности. На картине правитель изображен с лавровым венком на голове, в то время как на самом деле он снял его, чтобы надеть корону. Давид некоторое время сомневался, как следует его изобразить: с короной или венком на голове?  По совету  многих, он отдаёт  предпочтение венку.

Наполеон  собирается короновать императрицу, протягивая  к ней руки с короной? Жозефина имела весьма дурную славу  в  обществе, не по этой ли причине мать Наполеона отказалась присутствовать на коронации? Наполеон  всё – таки  потребовал короновать  ее, несмотря на то, что ни одна королева не была удостоена подобной чести.  Художник сумел  сгладить  этот  момент на картине,  уделив особое внимание  покорности и внешней красоте  Жозефины.

Давид поступает  сознательно и осторожно, упуская  момент, когда вопреки установленному порядку, император  сам короновал  себя. Таким образом, классического   коронования  императора  на картине,  мы и  не видим. Если бы оно было, то Наполеон  предстал  бы  перед папой  на коленях, а фигура Жозефины  была бы размещена  чуть ниже, но это было бы неправдой. Всем было  известно,  что отношения папы Пия 7 и Наполеона были крайне натянутые.

Подлинное мастерство художника заключается в том, что каждый из двухсот персонажей, изображённых на картине,  особым образом  подчёркивает торжественность события. Разумеется, всех узнать  трудно, но  можно точно сказать, что здесь присутствуют  кардиналы  и  патриархи, офицеры, маршалы и  генералы Наполеона, его братья и сёстры, фрейлины и камергеры принцесс, видные буржуа, писатели и художники, люди из близкого окружения.

Давид работал над картиной три года,  всё это время Наполеон интересовался  ходом работы, неоднократно  навещал мастера. Давал свои указания, а когда  полотно было полностью готово, он в течение часа рассматривал его, выразив  в итоге восторг.
Затем приказал выставить картину на публике, толпы людей  восхищались  творением великого  мастера.
 
Во время Салона 1808 года Наполеон награждает Давида крестом Почетного Легиона, добавив при этом: "Вы - тот, кто вернул во Францию хороший вкус. Продолжайте всегда хорошо служить вашей стране."
 
Несмотря  на некоторые неточности, картина  впечатляет, её можно рассматривать долго, она стоит того, но мы спешим дальше, нас ждут новые полотна, которые предстоит увидеть…


Окончание следует  http://www.proza.ru/2018/02/02/1482

Джоконда в Лувре. Фото из Интернета, спасибо автору.