Алфавит значений. Глава 8

Леонид Бликштейн
1. В этой главе мы продолжаем контекстный разбор соотношения смысловых установок власти/интересов и понимания/значений в текстах древнееврейских пророков.

2. Пророчество (если оно подлинное) невозможно без сосредоточенности на значениях в верхней периномной культурной GBAE части основного квадрата контекстограммы и пренебрежения интересами в нижней дианомной CGED рыночной части того же квадрата. Пророк должен быть неподкупен и не интересоваться выгодой, во всяком случае это необходимое, хотя и не достаточное условие для подлинного пророчества.

3. Однако на деле нередко происходит обратное и вовлеченность пророка в политическую игру властных интересов приводит к тому, что эти интересы начинают определять интерпретацию значений, а не наоборот. Таким образом власть в верхнем контекстном поле субьекта власти F, направленная вниз на отдельное и сферу жизненных превратностей и материальных выгод, подменяет собой понимание, диктуя ему свои условия.

4. Иными словами материальная сфера получает самостоятельное, автономное значение, внутри ее сделки и соглашения заключаются не в соответствии с глубинными значениями и принципами, опосредованными Божественным словом, а в соответствии с сиюминутными тревогами и интересами. Эта ситуация в ее конкретном политическом выражении (поиск союзников для защиты от грозящего ассирийского вторжения) описывается в 30й главе книги Исайи.

1. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху:
2. не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.
3. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта — бесчестием;
4. потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса.
5. Все они будут постыжены из;за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но — стыд и срам.
6. Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы.
7. Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их — сидеть спокойно.
8. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.
9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,
10. которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;
11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева».
12. Посему так говорит Святой Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:
13. то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.
14. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема.
15. Ибо так говорит Господь Бог, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели
16. и говорили: «нет, мы на конях убежим», — за то и побежите; «мы на быстрых ускачем», — за то и преследующие вас будут быстры.
17. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме.
18. И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!
19. Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, — Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.
20. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих;
21. и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево.
22. Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: «прочь отсюда». (Исаия 30:1-22)

5. Надежда на манипуляцию очевидностями, “на обман и неправду” (30: 12) , о которой говорится в тексте, в плане контекстного анализа отображается двумя направленными вниз из центрального верхнего экзистенциального контекстного поля субьекта власти F смысловыми парадигмами демонстраномики FED и конструктономики FGC.

6. В первой из них, т.е. в демонстраномике FED идет речь о создании “лестной” и “приятной” (30: 10), т.е. легко продаваемой пропаганды (контекстное поле мира/рынка D), которая оправдывала бы отказ власти F от экзистенциальных обязательств перед обществом (среднее левое, а от наблюдателя правое контекстное поле “чужих” Е и угловая обязательственная/облигативная диагональ FE) и опускание этого общества из Е в аггрегатно хаотическое состояние внутри нижнего левого контекстного поля мира/рынка D, где власть может манипулировать им и контролировать его по своему усмотрению (диспозитивная/распорядительная линия FD).

7. Во второй из них, т.е. в конструктономике FGC речь идет о перековке личности пророка (нижнее правое контекстное поле автономной личности С) путем включения его в состав привилегированных инсайдеров (среднее правое контекстное поле “своих” G) и таким образом склонения его к отрыву от понимания экзистенциальных нужд общества и окружающих его людей , а также от чувства справедливости (нормативная диагональ СА) в обмен на карьерные успехи и приближение к субьекту власти F. Этот отрыв от общества и справедливости и приближение к власти внутри конструктономики отображается диссоциативной диагональю CF.

8. Отказ личности (в нижнем правом контекстном поле С)от нормативного пути, ориентированного на принципы истины и справедливости (верхнее левое контекстное поле общих принципов А и нормативная диагональ СА, которая является базовой линией одономной от греческого одос "путь" парадигмы идентичности СВА)ведёт к отказу от Бога, как Бога правды: "Сойдите с дороги, уклонитесь от пути, устраните от глаз  Святого Израилева" (30:11).

9. Но сама подмена значений интересами нарушает циркуляцию смысловой энергии внутри структуры идентичности, лишает личность смысловой энергетической подпитки, ведёт к возникновению противоречий между внутренним и внешним, общим и отдельным, ожиданиями и результатами. Иными словами такая подмена, расчёт "на обман и неправду" становится главным источником социального распада и политической катастрофы (30:12-14).

10. Однако Бог указывает на то, что внутри связанного с таким разрушением и перемещением в нижнее левое агрегатно хаотическое контекстное поле мира/рынка D умаления и раскаяния Бог может помиловать и дать "хлеб в горести и воду в нужде" (30:20) и вновь вывести свой народ на путь правды (30:21). Такой поворот будет вместе с тем означать  отказ от подмены значений материальными интересами, т.е., говоря символическим языком, от превращения в идолов серебра и золота (30:22)

11. Культ богатства (например в виде золота и серебра) в контекстном анализе отображается хрематономикой CFH (от греческого слова ta chremata что значит богатство), это правая (а от наблюдателя левая)половина основной субъективистской рыночно властной парадигмы эгономики CFD. Упомянутые выше две боковые парадигмы внутреннего и внешнего маркетинга демонстраномика FED и конструктономика FGD примыкают к эгономике справа и слева, составляя с ней единое целое. Внутри самой эгономики правая половина архономика FDH связана прежде всего с властью, а левая половина хрематономика CFH с богатством.

12. Хороший пример соотношения хрематономики и архономики в политике властно рыночного империалистического субъективизма дает описание Фукидидом дебатов в афинском народном собрании по поводу наказания восставшего против афинской власти города Митилены. В начале второго тома книги Время смыслов (главы 59/60) я воспроизвожу текст этих дебатов и даю их детальный контекстный анализ.

13. Интересно, что в разработанном мною в книге Числа и идентичность числовом варианте контекстного анализа (объяснение порядка нумерации контекстных полей даётся в главе 5 книги Числа и идентичность)оказывается, что числовая форма хрематономики C 4 F 7 H 9 соответствует числовым значениям атомных номеров серебра 47 и золота 79. Но и это ещё не все.

14. Третья линия хрематономики CFH, то есть отрезок Н 9 С 4 по своей числовой форме соответствует атомному номеру плутония 94. Открытый в 1941 радиоактивный элемент плутоний, из которого нередко делают атомные бомбы, был назван в честь открытой в 1930 г планеты Плутона, которая в свою очередь была названа в честь древнегреческого божества богатства (греческое слово plutos значит богатство)и подземного мира.

15. Эти поразительные "совпадения" наряду со многими другими фактами подтверждают, что матрица идентичности (или как я ее называю в последнее время контекстограмма )которая кстати говоря по своему внешнему облику удивительно напоминает "бабочку Хофштедтера", описывающую поведение частиц в электромагнитном поле, вовсе не является  моей субъективной конструкцией, а отражает глубинные природные и социокультурные закономерности.