О мавзолее Ленина и других захоронениях

Юрий Боченин
    Мне становится не по себе, когда произносят по отношению к умершему человеку слова: мертвец, покойник, труп. От этих слов веет, чем-то, мистическим, вроде  гоголевской  ведьмы.  Я боюсь одиноким бродить по кладбищу меж погнутых оград и покосившихся могильных крестов, боюсь остаться в комнате один на один с усопшим, даже если это был родной и любимый человек. Мне кажется, что  он вдруг пошевелится и прохрипит пару слов, что может свести с ума.

   Повезло сотрудникам лаборатории по сохранению и обслуживанию тела Ленина – они никогда не работают в одиночку. Тут и лаборанты, тут и охрана.

   Однажды, в предвоенные годы, когда я, четырехлетний, ходил в детский сад, мы с отцом выстояли длинную очередь к мавзолею. Стоял жаркий летний день. Перед входом в необычный дом, сложенный, как мне  показалось, из больших коробок, поставленных одна на другую, отец посадил меня на плечи. Спустились мы на несколько ступенек вниз и оказались  в прохладном, полутёмном помещении.
 
  Я  вдруг от неожиданности невольно вскрикнул. На небольшом возвышении, за  стеклянными стенками лежал человек странно похожий на портреты, которые висели на стенах в комнатах и музыкальном зале детского сада. Именно это сходство больше всего поразило меня, мол, как это возможно из портрета сделать настоящего человека. Хотя у лежащего глаза были закрыты, но выпуклый лоб и небольшая курчавая бородка, поразительно выдавали те же черты, какие были изображены в рамках, висящих на стенах.

   Я уже знал от взрослых, что наш вождь Ленин умер, и что его чаще всего показывают рядом с портретом другого человека, с усами, но без бородки и все его уважительно называли: Сталин.  Но вот портретный Ленин в мавзолее оказался совсем живым в этом знакомом защитном френче и с видневшимися поверх френча полусогнутыми кистями белых рук.

   До сих пор в своей жизни мне не приходилось видеть мёртвых людей, так что я посчитал Ленина, о котором мы пели песни в детском саду, просто спящим.
Нам не позволили долго задерживаться у Ленина, даже остановиться было нельзя, и уже на выходе я ещё раз оглядел спящего вождя и спросил недоумённо, ни к кому особенно не обращаясь:

- А где же ещё Сталин?

   Какая-то тётя, шедшая сзади, больно ущипнула меня в спину. Я понял, что спрашивать об этом нельзя.

   Будучи уже взрослым, восемнадцатилетним,  приехав из подмосковного посёлка Фрязино в Москву и устроившись по оргнабору разнорабочим на строительство одной из школ в Москве,  я ещё несколько раз побывал в мавзолее Ленина.
   
   Думаю, что  мавзолей не просто могила. Это высший уровень захоронения тела умершего человека. Это своеобразный экспонат, иллюстрирующий прежде всего искусство бальзамирования. Отставим пока в сторону политический подтекст. Разве не удивительно, что облик умершего почти сто лет назад государственного деятеля сохранился в своём естественном виде почти не тронутым? Это не высохшая египетская мумия фараона, не церковные костяные  мощи. Думаю, что поэтому поток людей мало-мальски  знакомых с тем, кто такой Ленин, не иссякнет.

   Но наиболее часто я заходил в расположенное неподалёку красивое кирпичное здание – Центральный музей Ленина.  Вход туда, как и в мавзолей был бесплатный, что было важно при моём мизерном заработке.  Внизу был чистый просторный туалет, залы музея были большими с множеством интересных экспонатов на стенах и на витринах.

   Огорчает, что это запавшее в мою душу здание сейчас работает по другому назначению.

   Живого товарища Сталина мне довелось увидеть на демонстрации трудящихся Первого Мая в 1952 году. Наша колонна от большой строительной организации «Главмосстрой» с портретами руководителей страны  и транспарантами проходила близко от мавзолея. Вождь время от времени приветствовал демонстрантов вялым взмахом руки.  Меньше чем через год после этой встречи Сталин умер.  Я тогда проходил срочную армейскую службу на одном из военных аэродромов полуострова Камчатка.

   Слыша ажиотаж траурных речей и чуть ли не откровенных рыданий по поводу смерти "величайшего гения, отца и учителя всех народов» я искренне опасался, что Москву, город, где мне довелось родиться  и провести ранние детские годы вдруг переименуют в честь незабвенного вождя. Хотя уже были к этому времени и Сталино (ныне Донецк), и Сталинири (ныне Цхинвал),  и Сталиногорск (ныне Новомосковск), и Сталинабад (ныне Душанбе), и Сталинград (ныне Волгоград), и ещё ряд географических мест с таким названиями в честь Сталина в нашей стране и в бывших странах Народной демократии.

   Ведь не мудрствуя лукаво переименовали, менее через год после  смерти Ленина Петроград, столицу Российской Империи и столицу только что образованного СССР в Ленинград. Слава богу, название древнего города Москва, не тронули и тогда, и  спустя тридцать лет в связи с кончиной Генералиссимуса. Возможно, потому, что были в верхах и тайные недоброжелатели Сталина.

   После демобилизации я  снова работал в том же монтажно- строительном управлении Главмосстроя.  Летом 1956 года побывал в знакомом мавзолее. Над входом вместо крупных букв «Ленин» из-за экономии места на гранитной плите краснели уже помельчавшие буквы в строке «Ленин» и под ними в другой строке такие же буквы «Сталин».

   В мавзолее на невысоком постаменте, за наклонными стёклами саркофага плечом к плечу лежали набальзамированные тела Ленина и Сталина.  Полноватая фигура Сталина со складками на шее, одетая в военный мундир, с плечами, подпиравшими золотые погоны Генералиссимуса, выглядела заметно крупнее  щуплого тела Ленина.

  Вот, наконец, был получен ответ на мой детски-наивный вопрос: - А где же Сталин?

   Ещё во время этого посещения мавзолея мне подумалось, что неужели наше «бедное» государство не раскошелилось на отдельный мавзолей для «гениального вождя и учителя всех народов».  Пусть не на Красной площади и даже не в Москве, а допустим, на холмах Грузии, на родине вождя. Как теснились две строчки на полированной плите лабрадора,  рассчитанной на одну строчку названия мавзолея, так и на смертном ложе вождям тоже пришлось тесниться,  частично заслоняя друг друга при взгляде сбоку.
 
   В мистическом видении мне казалось, что в темноте ночи (не знаю, выключался ли свет в погребальном помещении) оба профессиональных революционера, в сущности разные по образованию и мышлению не могли не спорить, не делиться между собой мыслями, например, по поводу судьбы Коминтерна. Прямо, как в позабытой песне:

                На дубу зеленом,
                Да над тем простором
                Два сокола ясных
                Вели разговоры…
                А соколов этих
                Люди все узнали:
                Первый сокол — Ленин,
                Второй сокол — Сталин.

   Даже на обычном кладбище стараются не класть в одну могилу ближайших родственников, тем более, в один гроб.

   Поэтому с некоторым удовлетворением я услышал в 1961 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о выносе тела Сталина из мавзолея.

    Ночью, без предварительного оповещения времени  перезахоронения, в кругу вызванных на случай  протеста военных, забальзамированное тело всесильного вождя, решающего судьбы не только отдельных людей, но и целых народов было вынесено из мавзолея и захоронено чуть сбоку от его задней стены рядом с такими же «настоящими» могилами: Якова Свердлова, Михаила Фрунзе, Феликса Дзержинского, Михаила Калинина.

    Позднее я узнал, что гробы за стеной мавзолея не засыпались землёй, как обычно бывает на простых кладбищах, а положены в склепы, то есть, опущены на пол неглубокого кирпичного или бетонного  колодца и закрыты такой же плитой.

    На всех этих могилах, в том числе, на могиле И.В.Сталина были установлены как цветочницы дополнительно гранитные плиты с соответствующими надписями и памятные бюсты.

    Известно, что Красная площадь в Москве, включающаяся в себя мавзолей Ленина, церковь Василия Блаженного, исторический музей, длинное здание торговых рядов (ГУМ) и другие памятники истории, считается международной организацией ЮНЕСКО как уникальный архитектурный ансамбль и  как памятник Всемирного наследия. Даже,  если бы перезахоронили постоянного обитателя мавзолея, то здание должно оставаться на площади как памятник архитектуры.
    
   Первый  мавзолей Ленина – деревянный, был возведён ко дню похорон вождя (27 января 1924 года) по проекту А. В. Щусева буквально за несколько дней. По своим размерам он походил на небольшой дачный домик на сегодняшних «шести» сотках. Тело Ленина помещалось в простом дощатом гробу, обитом красной материей, где сбоку было стеклянное окошко для обозревания лица вождя.

   Второй,  деревянный мавзолей, был построен  в этом же году и просуществовал до 1929 года. Он тоже считался временным сооружением. Стены его были отделаны лакированным дубом. Тело вождя в нём находилось уже в специальном саркофаге с прозрачной крышкой.

   Последний, каменный, мавзолей возведён в 1930 году и в таком виде существует в настоящее время. Стены его построены из железобетона и кирпича и облицованы гранитом, лабрадором и мрамором.
         
   В 1984 году  к мавзолею сделали пристройку, также облицованную гранитом, служащую для входа в мавзолей руководителей страны со стороны Сенатской башни Кремля.
             
     Внутри здания мавзолея находятся вестибюль, лестницы, траурный зал и помещение для лаборатории по сохранению тела Ленина и, кроме того, ставшим известным в последние годы комната колумбария, где ниши свободны от урн. Ещё имеется комната, предназначенная  для поминок, куда заходили члены Политбюро и Правительства.

   В мавзолее был оборудован  лифт для облегчения подъёма на трибуну престарелых  руководителей.

   В глубине трибуны был вход в небольшое помещение, служащее для неотложных нужд руководителей, выстаивающих часами во время парада и последующей демонстрации трудящихся.

   Полный план Мавзолея и в наши дни является секретным, и сооружение находится в зоне ответственности Федеральной службы охраны РФ.
   
   В тяжелые дни осени 1941 года, когда немецко-фашистские войска почти безостановочно приближались к Москве, из города  наряду с промышленными предприятиями, учебными заведениями, дипломатическими представительствами и правительственными учреждениями был эвакуировано и тело В.И.Ленина. Этот саркофаг вместе с обслуживающей тело Ленина уже минимальным персоналом лаборатории почти до конца войны располагался в  Тюмени.  В неблагоприятных  условиях транспортировки и сохранения  на теле вождя появились первые признаки разложения (некоторые виды плесени), не затронувшие видимые части тела: лицо и кисти рук.

    В наше время на Красной площади  устраивают народные гулянья и концертные выступления известных исполнителей.  Говорят, что при наличии своеобразных кладбищ - некрополя и мавзолея это выглядит, в лучшем случае, безнравственно, если не кощунственно по отношению к вековым и не столь давним захоронениям.
 
   По этому поводу можно заметить, что весь грунт под брусчаткой Красной площади и под елями у мавзолея с давних времён - сплошное кладбище.  Тут и бывший, уже засыпанный ров перед кирпичной стеной Кремля, куда начиная со времён Ивана Грозного сбрасывали тела казнённых, тут и помимо существующих церквей, в старину размещалось еще несколько храмов, а вокруг каждого из них как непременный атрибут – кладбище.
   
   Раздаются голоса о том, что нужно полностью ликвидировать весь некрополь на Красной площади, включая захоронения  урн в кремлёвской стене. Всё это предполагается перенести в построенный в будущем Пантеон в Подмосковье.

    Есть существенная разница в восприятии тела усопшего человека и считавшимся его минеральным подобием - урны. Урна - это три-четыре пригоршни золы, оставшейся от сгорания тела, гроба, одежды и всех аксессуаров погребения. Хорошо ещё, если служители крематория не перемешают в  спешке или по лености, а то и не недодадут или положат в излишке оставшееся количество пепла. В  сущности, пепел - это вещество совершенно нейтрального свойства, вроде не просеянного сухого песка, и рассматривать урну можно не больше как  фотографию или другое напоминанием  об  умершим.

   Согласно  традициям христианства, кремация церковью не одобряется, так как усопший должен предстать перед Страшным Судом.

   Кроме того, сжигание, кроме всего прочего, лишает верующих того духовного сочувствия и напоминания о смерти, которое они получают при погребении тел в земле.

   Так и думается, что при сжигании душа человека вместе с чёрным дымом крематория напрямую улетает к Дьяволу!

    В одном из рассказов Владимира Солоухина описывается душеразрывающее причитание матери у могилы сына на деревенском кладбище. Носил бы этот плач то эмоционально-психологическое переживание, если бы вместо тела сына была погребальная урна?

    Кого как, а меня удручает знание того, что на полутораметровой глубине могил, скажем, Маяковского или Хворостовского, вместо привычного рассудку видения гроба с их реальными, пусть неузнаваемыми с истечением времени телом и истлевшей одежды – этих несомненных атрибутов умершего человека, в могиле размещается этакий невзрачный сосуд, вовсе  не похожий по своему историко-художественному значению на ископаемую греческую амфору.
 
     Вспоминается реальная могила Андрияна Николаева, космонавта №  3, на его родине в чувашском селе Шоршелы. Я побывал в этом селе в составе делегации участников научной конференции в сельскохозяйственной академии в Чебоксарах.

     Андриян Николаев, генерал-майор авиации,  скоропостижно скончался в Чебоксарах, где был главным судьёй Пятых Всероссийских летних сельских спортивных игр.  Жена и дочь космонавта настаивали на захоронении в Звёздном городке или на престижном московском кладбище, но земляки космонавта, поддержанные тогдашним президентом Республики, решили похоронить прославленного земляка в его родном селе. Эта могила стала одной из национальных реликвий Чувашии.
   
    Много ли нашлось бы сторонников  посещения могилы, расположенной в шеренге  схожих захоронений знаменитостей на престижных московских кладбищах? А сейчас в Шоршелах имеется Мемориальный комплекс лётчика-космонавта СССР А. Г. Николаева, включающий в себя и могилу с мраморным надробием в православной часовне, и музей космонавтики, и старую чувашскую  избу, подобной той, в которой родился Николаев и где представлены старинные предметы обихода.  Поток экскурсий в  Мемориальный комплекс космонавта Андрияна Николаева не иссякает.
 
    Повторяю: захоронение в земле тела усопшего по своему морально-психологическому воздействию на окружающих людей существенно различается от захоронения урны.
 
    Даже при обычном захоронении на кладбище умерший погребён под слоем грунта, гроб, а тем более, тело визуально не воспринимаются, воспоминания о человеке утихают с течением времени  и сменой поколений.

    А представьте себе, если бы людей не хоронили, а скажем, силой научного знания, нет, не оживляли – до этого далеко, а хотя бы приостанавливали на неопределённое время процесс разложение тела, тем самым сохраняя его целостный облик для обозрения близкими.

   Какая бы это была пытка для окружающих!  Для семьи, для знакомых и друзей. То есть похороны с этой точки зрения – это благо.

   Но это не относится ко всемирно известному общественному и государственному деятелю.  Сама торжественность похорон действует на людей гипнотезирующе, хотя в глазах окружающих часто прячется искусно скрываемая радость от ожидания должных перемен.

   Всё сказанное во многом неприемлемо для тела Ленина.  Это своеобразный идол, которому Православная церковь призывает не поклоняться.  Но всегда бывают исключения из правила. Ленин, даже мёртвый идейно вдохновляет своих и чужих сторонников его учения.

   А видеть перед собой хорошо сохранившееся тело умершего человека, жившего почти полтора столетия назад – это ли не чудо, не шедевр мастерства бальзамирования!

     Идея о захоронении Ленина в мавзолее по официальной версии принадлежит трудящимся: достаточно сослаться на запечатлённые на кинолентах многокилометровые очереди, желающих проститься со своим рано умершим вождём. Тогда ещё не предполагали, что его тело будет сохранено.
 
     Вернее всего, забальзамировать тело Ленина надолго была инициативой тогдашнего Генерального секретаря ВКП(б) Иосифа Сталина, который, по-видимому, надеялся быть похороненным также в подобном мавзолее.

   Кроме того, в те годы было распространено мнение, что тело вождя по происшествии некоторого времени можно оживить. Этому мнению способствовали работы, организованного в 1926 году Научного института по переливанию крови. Считали, что в будущем прогресс науки достигнет того, что не только будут омолаживать человека, но и сделать его физически бессмертным.

     Бальзамированием тела Ленина занимались известный биохимик  Б. И. Збарский и паталог-анатом В. П. Воробьёв.

     Они разработали рецепт «бальзамической жидкости», которая позволяет не только предотвратить тело от разложения,  но и сохранить его почти таким, каким оно выглядело сразу после смерти.
    В 1939 году была создана научно-исследовательская лаборатория при Мавзолее для решения научно-практических задач и комплекса проблем, связанных с сохранением тела Ленина.
 
    Бытует легенда:   в довоенные 40-е годы, мавзолей Ленина посетила делегация американцев.
 
   «Мы думали, что это муляж, чучело».

    Академик Б.И.Збарский, чтобы доказать, что это не так, повернул голову Ленина за нос, покрутил и сказал:

   - Ну, смотрите, какой же это муляж!
 
    Кстати замечу, что именно по учебнику биохимии Б.И.Збарского в своё время я сдавал экзамен по биологической химии в Московской ветеринарной академии (сегодняшнее название: Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии).
   
    Всё-таки, почему люди ходят в мавзолей, выстаивают очереди?

    Тому есть несколько причин. Есть многочисленные туристы и просто приезжие, которые считают своим долгом наряду с посещением магазинов, выставок, концертных залов и других достопримечательностей Москвы посетить заодно и мавзолей Ленина.
 
   Есть ортодоксальные сторонники коммунизма, стремящиеся получить очередной заряд уверенности в коммунистических идеалах при посещении мавзолея.  Это, в основном, представители старшего поколения, воспитанные с детства на всеобщем равенстве и борьбе против эксплуатации человека человеком. Таких людей подпитывают воспоминания о прошедшем времени и имеющиеся недостатки в современной общественно-политической жизни, с которыми, по их мнению, лучше справились бы коммунисты.
   
    Таких людей в силу их возраста с каждым годом становится всё меньше.

    Определённое значение в поддерживание культа Ленина имеет наша задержка на более чем тридцатилетнем мосту перехода от социализма к реальному капитализму (наличие в стране сотенных олигархов-миллиардеров не в счёт).

       Немаловажную роль в сохранении памяти умершего вождя, имеют повсеместно воздвигнутые памятники – не один город не обделён ими.

       Ещё есть несколько изданий многотомных собраний сочинений вождя, которые хранятся в некоторых домах, не говоря уже о городских и республиканских библиотеках. Именно эти ленинские книги имел в виду Владимир Маяковский, в поэме Владимир Ильич Ленин:

                Облил булыжники лунный никель,   
                штыки от луны и тверже и злей,
                и, как нагроможденные книги,
               -его мавзолей.

     Стоит упоминания начало воздвижения в центре Москвы, на месте, где  сейчас  стоит вновь построенный  храм Христа-Спасителя, грандиозного, самого высокого в то время здания в мире (420 м) Дворца Советов, с гигантской стометровой скульптурой  Ленина  наверху.  В московском районе Текстильщики до сих пор стоит квартал домов, предназначенных в то время для жилья строителей. Эти  дома, известны до настоящего времени как дома СДС (строительства Дворца Советов).
 
     Способствует, культу личности Ленина, хотя и убывающий со временем интерес к  многочисленной научной, публицистической и художественной литературе о Ленине, не говоря уже о множестве книг для детей, посвященных «дедушке» Ленину.

   Привлекает людей в мавзолей и сохранившийся благодаря умению и старанию сотрудников специальной лаборатории при мавзолее настоящий физический образ человека, родившегося почти полтора  столетия назад и вероятнее всего, могущего  при надлежащей заботе просуществовать ещё не одно столетие.  Так что даже с научной точки зрения сохранение тела Ленина на более или менее длительный период времени полностью обосновано.

   Вызывает некоторое недоумение у посетителей мавзолея, что в саркофаге под стеклянным пристанищем лежит человек, на вид не более сорока лет, хотя Ленин умер на 54-м году жизни. Имеются последние фотографии вождя, где в его внешнем облике хорошо заметны последствия не только его возраста, но и тяжелой болезни. Мне кажется, хранители тела Ленина в стремлении облагородить лицо человека с помощью косметических эффектов несколько увлеклись. Не видны знакомые «ленинские лучики» у глаз, запавшие щёки и морщины на лице. 
      
    Тело Ленина - это не музейная высохшая мумия древнеегипетского жреца или фараона с провалившимися ямами-глазницами вместо глаз. Именно поэтому естественный образ некогда жившего человека будет долго привлекать людей.
 
   Жена Ленина Н.К Крупская при одном из посещений мавзолея с грустью  сказала, что, мол, я уже старая, а он по-прежнему молодой.

   В последние годы всё чаще раздаются пожелания ликвидировать мавзолей на Красной площади и похоронить Ленина в земле, например, на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронены его мать Мария Александровна Ульянова и его младшая и старшая сёстры. Недалеко от города, где-то на территории Шлиссельбургской крепости тайно закопан в земле старший брат Ленина Александр Ульянов - народоволец, казнённый за террористическую деятельность против царя. Наконец, Ленина можно было похоронить на самом престижном Новодевичьем кладбище, в Москве, где имеется могила его младшего брата Дмитрия Ильича.

       Перезахоронение тела Ленина в земле согласно православному обычаю предлагает Русская православная Церковь.
 
       Хотя церковь выступает за перезахоронение, но она  призывает не форсировать это дело, чтобы не раскалывать общество.

     "Конечно, это полный абсурд - на главной площади столицы держать тело усопшего человека. Конечно же, это дело времени", - заявил в октябре прошлого года секретарь патриаршего совета по культуре архимандрит московского Сретенского монастыря Тихон Шевкунов.
 
    С другой стороны, церковь активно поддерживает мощи и частицы праха святых праведников, лежащих естественно не под землёй. Можно ли отнести к этой категории тело Ленина?  Думаю, что церковь ни в коем случае не причислит Ульянова-Ленина к лику  святых по известной причине: Ленин, считавшийся атеистом, был не только инициатором гонения на церковь и её имущество, но и был повинен в репрессиях против церковных служителей и даже их массового растрела. Косвенно он замешан и в расстреле царской семьи, хотя бы тем, что мог бы предусмотреть и запретить это деяние.

      Вот мнение Президента Российского государства   В.В. Путина по поводу перезахоранения Ленина:
 
   "Всему своё время. Придёт время - и российский народ решит, как с этим поступить. История - такая штука, которая не требует суеты", - сказал Путин в сентябре 2010 года на заседании международного экспертного клуба "Валдай".

     Лидер КПРФ Геннадий Зюганов называл идею перезахоронения тела Ленина кощунственной: «Это посягательство на нашу историю, на нашу духовность», — заявил он в одном из выступлений.
    
   Сторонники  идеи захоронения Ленина в Мавзолее утверждают, что с религиозной точки зрения важно лишь упокоение тела ниже уровня земли.

   Известно: Ленин ничего не говорил о своём захоронении даже в последние дни перед смертью.
 
   Надежда Константиновна Крупская, жена Ленина, также не хотела превращения тела Ленина в сакральную мумию.
 
   Она говорила:

   «Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим».

     Председатель Реввоенсовета страны Л.Д. Троцкий находил смешной мумификацию тела своего соратника по руководству партией и страной.
               
      С другой стороны, дочь младшего брата Ленина Дмитрия Ульянова Ольга до своей смерти в марте 2011 года возражала против перезахоронения своего дяди.

     Но тут возникает существенное обстоятельство.  Известно, что на тело пролетарского вождя в мавзолее даже при наличии множества окружающих людей и соответствующей охраны было совершено несколько
покушений.
 
    В 1934 году один из посетителей мавзолея попытался выстрелить в саркофаг из пистолета, после чего покончил самоубийством на том же месте, выстрелив себе в голову.    В июле 1960 года другой посетитель вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло саркофага. Осколки слегка  повредили кожу забальзамированного тела В. И. Ленина.

   В 1966 году очередной ненавистник Ленина, находясь в Мавзолее, бросил в саркофаг кувалду.

    В связи с этими покушениями на тело Ленина в 1973 году в мавзолее  установили пуленепробиваемый саркофаг.

   А что будет с могилой Ленина, скажем, на том же Волковом кладбище в Санкт-Петербурге? Как защитить её от вандалов и гробокопателей? Понадеяться на сторожей-пенсионеров даже вооружённых берданкой?
   
    Только один выход - окружить кладбище  непроходимым забором и расставить по его углам часовых на вышках. В этом случае весь смысл существования кладбища как спокойного пристанища усопших полностью теряется.
 
    Впрочем, как говорят, ничего нет вечного под луной. Адольф Гитлер бредил о «Тысячелетнем рейхе», Ленин и Сталин и вслед за ними другие руководители Партии и Правительства Советского союза разве что в страшном сне видели распад  гигантской страны, с населением более чем триста миллионов человек и занимавшую шестую часть суши.

   Ушли в небытие в канун  девяностых годов мавзолеи чехословацкого президента Климента Готвальда, послевоенного руководителя Болгарии Георгия Димитрова, ангольского президента Аугистинио Нетто, маршала Монголии Чойболсана…

   Сохраняются  в надлежащем порядке в более впечатляющих по размерам мавзолеях забальзамированные тела  китайского лидера Мао Дзэ-дуна, первого президента вьетнамской народной республики Хо Ши Мина, северо-корейских лидеров  Ким Ир Сена и Ким Че Ира.

   Для бальзамирования вождей зарубежных стран были приглашены специалисты из Москвы, которые занимаются сохранением тела Ленина.

   Научно-практические разработки и технологии лаборатории имеют спрос и поддерживаются странами, в которых были созданы и действуют мавзолеи.

   С достойной скромностью завещал похоронить своё тело путем кремации кубинский лидер Фидель Кастро.  Попроси кубинское руководство и миллиионы почитателей вождя оказать со стороны России методическую и практическую помощь в сохранении тела вождя - она была бы   незамедлительно оказана.  Впрочем, на Кубе есть передовая медицина и фармацевтика, так что кубинские товарищи справились бы с этим сами.

    Долгое время вплоть до распада Советского союза мавзолей использовали как трибуну для членов Политбюро и выдающихся полководцев во время парадов и демонстраций на Красной площади. В наше время созерцание такой трибуны, тем более, часто меняющихся руководителей выглядело бы идолопоклонством. 
9 мая 1996 года был проведён парад по случаю 51-летия Победы, во время которого Мавзолей последний раз использовался как трибуна.
   
   В настоящее  время   перед парадами в День Победы для руководства России и гостей возводят временную трибуну, а мавзолей закрывают раскрашенными щитами.