74 Остров Канта 09 января 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

74. Остров Канта. БПК "Бодрый". 09 января 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, воскресенье 9 января 1972 года: дневная температура: мин.: -3.6°C, средняя: -2.8°C, макс.: -1.9°C, количество осадков: 1.3 мм.

Маршрут нашей экскурсии по Калининграду-Кёнигсбергу начинался с центральной проходной Калининградского судостроительного завода ПССЗ «Янтарь». Мы, практически весь состав БЧ-1 БПК "Бодрый" во главе с нашим командиром, штурманом, лейтенантом Палкиным, вышли по улице Транспортная на улицу Суворова и направились в центр города до Бранденбургских ворот – одних из семи сохранившихся городских ворот Калининграда, эти ворота расположены у окончания улицы Багратиона, переходящей далее в улицу Суворова, на границе исторического городского района Хаберберг (Все географические и иные данные из первоисточников Википедии - автор).

Далее по проспекту Калинина мы проследовали мимо Южного парка. С момента его основания в 1927 году он назывался «Южным парком», в 1938 году переименован в «Парк Хорста Весселя», после Второй Мировой войны 1939-1945 гг. он неофициально назывался «Матросским парком», с 1957 года стал именоваться культурно и по-советски «Парк культуры и отдыха». Потом мы добрались до Фридландских ворот – тоже одних из семи сохранившихся городских ворот Калининграда-Кёнигсберга. Фридландские ворота расположены на перекрёстке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, примыкают к Южному парку. Здесь должен был быть какой-то музей, но мы только посмотрели редюит бастиона «Прегель» и пошли дальше. Затем мы перешли по мосту через реку Прегель и по улице «Октябрьская» пришли на «Медовый мост», который привёл нас на остров к Кафедральному собору и могиле И. Канта.

Кафедральный собор в Калининграде или «Домский собор Богоматери и Святого Адальберта» - это недействующий разрушенный кафедральный собор, расположенный в историческом районе города Калининграда – Кнайпхофе. Его вид был удручающий – кирпичный остов огромного здания с когда-то островерхой крышей, от которого остались только стены с оконными проёмами в готическом стиле. После комплекса зданий Королевского замка-крепости Кафедральный собор был главной достопримечательностью немецкого Кёнигсберга, а после разрушения развалин крепости – советского Калининграда. Теперь от былого величия и готической красоты собора остались только остовы кирпичных стен, мусор, нечистоты и отдельные осколки-фрагменты былой отделки.

Этот собор начали строить 13 сентября 1333 года (639 лет назад от 1972 года - автор) по решению местного епископа Иоганнеса Кларе, который после смерти своего предшественника, епископа Зигфрида, решил, что «старый кафедральный собор в городе Альштадт не соответствует величию Тевтонского ордена» и надо «возвести новый собор-крепость в главном городе, в Кёнигсберге». Предводитель Тевтонского ордена Лютер Брауншвейгский не давал согласия на строительство большого собора-крепости в Кёнигсберге, потому что там уже был большой Королевский замок-крепость. Потом он согласился, но с условием: «Новое здание будет исключительно храмом, но не крепостью».

Новый кафедральный собор начали строить на острове, почва которого была зыбкой, поэтому много месяцев в землю забивали множество дубовых свай (больше 1000 свай). Потом поверх свай установили очень массивный фундамент, на который не хватило камня. Епископ Иоганнес Кларе «приказал снести старый собор в Альштадте, а камень и кирпич перевезти на остров нового собора». Для этого проделали специальные ворота в городской стене Альштадта и построили Соборный мост через реку Прегель. Потом около 50 лет строили собор.

Только к 1380 году кафедральный собор Кёнигсберга был готов как здание и ещё нескольких лет его отделывали, достраивали, перестраивали, украшали. В результате собор получился функциональным, простым, истинно религиозным. В однонефной части собора «проходила служба исключительно для членов Тевтонского Ордена» а трёхнефный корпус «был выделен для простых горожан и ремесленников». В 1553 году к зданию собора пристроили башни, а Соборный мост через реку Прегель разобрали.

В 1528 году Кафедральный собор считался «приходской церковью города Кнайпхоф». Рядом с собором построили первый в Восточной Пруссии университет и собор становится «университетским». В одной из башен собора разместилась публичная «Валленродская библиотека».

С 1558 года в некрополе собора хоронят преподавателей университета, правителей Кёнигсберга и епископов. Также рядом со стеной собора «нашёл свой последний приют» великий немецкий философ и мыслитель Иммануил Кант, который всю свою жизнь прожил в Кёнигсберге, преподавал в университете, и «за свои выдающиеся заслуги после смерти был удостоен чести быть захороненным в Кафедральном соборе». Кстати, «неподалёку от его могилы находится фамильный склеп семьи герцога Альбрехта».

В 1695 году в Кафедральном соборе появился первый орган. В 1883 году Кафедральный собор и орган «потребовалось реставрировать, так как стены начали постепенно разрушаться и орган тоже вышел из строя». В 1888 году в соборе установили новый орган (уничтожен во время бомбёжек в 1944 году).

Кафедральный собор реставрировали с 1901 по 1907 год и практически полностью восстановили первоначальный вид храма XIV века. В августе 1944 года английская авиация разбомбила Кёнигсберг, кафедральный собор уничтожил сильный пожар. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года советская артиллерия полностью разрушила собор.

В 1972-1973 годах кирпичный остов стен Кафедрального собора на «острове Канта» выглядели очень внушительно, но удручающе, с укором нам, живущим после войны. Недаром эти останки всё больше стали называть не «немецкой кирхой», не «символом прусского милитаризма и фашизма» или «немецким собором», а «Кёнигсбергским кафедральным собором» или «Домским собором Богоматери и Святого Адальберта», «посвящённым Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту», «главным лютеранским храмом Пруссии», «объектом культурного наследия», «памятником архитектуры республиканского (РСФСР) значения за № 0058 (1960)». Даже в разрушенном виде этот собор стал узнаваемым символом Калининграда…

Конечно, кафедральный собор уцелел от окончательного разрушения только из-за могилы Иммануила Канта, который стал последним (в 1804 году - автор), кто был похоронен в этом соборе. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) почти разрушилась. Тогда к  200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса на деньги жертвователя Хуго Стиннеса было возведено новое сооружение – открытый колонный зал, внутри которого стоит каменный гроб (кенотаф), то есть пустой, останков Канта в нём нет, они покоятся глубже.

Иммануил Кант (нем. «Immanuel Kant», родился 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия и умер 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, творивший на грани эпох Просвещения и романтизма. Произведения Иммануила Канта (8 томов сочинений):

Мысли об истинной оценке живых сил (1749);
Исследование вопроса, претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения (1754);
Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения (1754);
Всеобщая естественная история и теория неба (1755);
Новое освещение первых принципов метафизического познания (1755);
Физическая монадология (1756);
О причинах землетрясений (1756);
Новые замечания для пояснения теории ветров (1756);
План лекций по физической географии и уведомление о них (1757);
Новая теория движения и покоя (1758);
Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога (1762);
Опыт некоторых рассуждений об оптимизме (1759);
Мысли, вызванные безвременной кончиной высокоблагородного господина Иоганна Фридриха фон Функа (1760);
Ложное мудрствование в четырёх фигурах силлогизма (1762);
Опыт введения в философию понятия отрицательных величин (1963);
Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного (1764);
Опыт о болезнях головы (1764);
Исследования отчётливости принципов естественной теологии и морали (1764);
Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие (1765);
Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики (1766);
О первом основании различия сторон в пространстве (1768);
О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира (1770);
Рецензия на сочинение Москати «О существенном различии в строении тела животных и людей» (1771);
О различных человеческих расах (1775);
Две статьи относительно «Филантропина» (1776-1777);
Критика чистого разума (1-е изд. – 1781, 2-е – 1787);
Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука (1783);
Основоположения метафизики нравов (1785);
Метафизические начала естествознания (1786);
Критика практического разума (1788);
Критика способности суждения (1790);
Религия в пределах только разума (1796);
Метафизика нравов (1797);
К вечному миру. Философский проект (1795);
Спор факультетов (1798);
Антропология с прагматической точки зрения (1798);
Приложение о вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академией наук в 1791 году: Какие действительные успехи создала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа?
Рецензия на книгу И. Шульца «Опыт руководства к учению о нравственности» (1783);
Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (1784);
Ответ на вопрос «Что такое просвещение?» (1784);
Рецензии на книгу И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1785);
О вулканах на Луне (1785);
Предполагаемое начало человеческой истории (1786);
Что значит ориентироваться в мышлении? (1786);
О применении телеологических принципов в философии (1788);
О неудаче всех философских попыток теодицеи (1791);
О поговорке «Может это и верно в теории, но не годится для практики» (1793);
Конец всего сущего (1794);
Об органе души (1796);
О вельможном тоне, недавно возникшем в философии. Благая весть о близком заключении договора о вечном мире в философии (1797);
О мнимом праве лгать из человеколюбия (1797);
Заявление по поводу «наукоучения» Фихте (1799);
Лекции;
Избранные письма;
Из рукописного наследия.

Любопытно, дочитал ли кто-нибудь до конца этот список произведений Иммануила Канта?

Фотоиллюстрация: Калининград (Кёнигсберг). Слева - вверху: Кафедральный собор в Калининграде с видом на «Медовый мостик». Слева - внизу: открытый колонный зал-пристройка к Кафедральному собору над могилой Иммануила Канта. Вдали за автобусом видна одна из башен Королевского замка-крепости Кёнигсберга. Справа: внутренний интерьер разрушенного Кафедрального собора. Все фотоснимки из периода времени 60-х годов XX века. Такими я и мои боевые товарищи из БЧ-1 БПК «Бодрый» увидели Кафедральный собор и его окрестности 09 января 1972 года.