Чудо-книжка Конька-Горбунка

Елена Шувалова 2
Вступление.

  В сказке «Конёк-Горбунок» много загадок, много мест интригующих, неясных.
Например, - отчего Месяц Месяцович, - вдруг – мать, а не отец Царь-Девицы, - чему возмущался ещё известный журналист XIX века Михаил Никифорович Катков.* Почему сундучок с одним-единственным колечком хрупкой царевны оказывается таким не подъёмно тяжёлым? Отчего крестьянский сын Иванушка именует себя с «-вичем», - Петровичем,  что дозволялось только дворянам (и, – как особая милость – некоторым купцам). Кто такая Чудо-юдо-рыба-Кит?  Куда девался Конёк-Горбунок в конце сказки? И так далее. Много вопросов возникает, - у взрослого, правда, уже, и думающего читателя. Дети – в основном, - воспринимают сказку без вопросов (хотя, конечно, бывают исключения).
 Не побоимся сказать, что едва ли не самой большой загадкой сказки являются таинственные пять сказок из Чудо-книжки. А также - и сама эта Чудо-книжка.
 
 «Эх! — один слуга сказал, —
 Как   севодни   я   достал
 От   соседа   чудо-книжку !
 В ней страниц не так чтоб слишком,
 Да и сказок только пять,
 А уж сказки — вам сказать,
 Так не можно надивиться;
 Надо ж этак умудриться!»...

 Вот так расхваливает дворский слуга прочитанную им книгу сказок. И сами сказки - вот такие:


Пять ведь сказок; вот смотрите:
Перва сказка о Бобре,
А вторая о Царе;
Третья… дай бог память… точно!
О Боярыне Восточной;
Вот в четвертой: князь Бобыл;
В пятой… в пятой… эх, забыл!
В пятой сказке говорится…
Так в уме вот и вертится…» —
«Ну, да брось ее!» — «Постой!» —
«О красотке, что ль, какой?» —
«Точно! В пятой говорится
О прекрасной Царь-девице.

  Вот такие пять сказок. Не правда ли, чуднЫе, особенно - о Бобре?..



 Автор Руслан Шаяхметов в своей статье ««Чудо-книжка» в «Коньке-Горбунке» Ершова» по поводу этой самой книжки отмечает следующее.
 Во-первых, - говорит Шаяхметов, - в русском языке слово «чудо» не принято сопрягать с неодушевлённым существительным, - таким, как «книжка».
 Во-вторых, что, - по некоторым признакам (созвучию имён), - перечисленные в чудо-книжке сказки могут указывать на сборник Вашингтона Ирвинга «Альгамбра».
 В-третьих, что у автора не было сюжетной необходимости вводить в текст  «Конька-Горбунка» эту Чудо-книжку из пяти сказок.

 При этом Руслан Шаяхметов склоняется, - понятно, - к авторству Пушкина, (что следует уже из поиска им Вашингтон Ирвингского источника).
 Заметим,  - что Автору вводить, что не вводить, - Автор сам знает («что хочет, то и носит он»).  А в остальном, скажем, что именно Шаяхметов  близок нам своим подходом к этим сказкам как к пушкинскому зашифрованному посланию.

  Для других  писателей и критиков, - приверженцев пушкинского авторства «Конька-Горбунка», - всё здесь более ясно, - что, - на наш взгляд, - неправильно.

  Исследователь проблемы авторства «Конька-Горбунка» С.Е. Шубин пишет по этому поводу следующее:

1.«Перва сказка о Бобре», и строим, как для кроссворда, вопрос: герой первой сказки Пушкина, в имени которого пять букв, первая из которых «Б»? Ответ лёгкий, это Балда!
2.«А вторая о Царе». Ответ тоже прост: это вторая по времени написания сказка Пушкина о царе Салтане. И при этом мы замечаем крик слушателей: «О царях мы уж слыхали», поскольку «Сказка о царе Салтане» - это единственная из пушкинских сказок, которая ко времени написания «Конька» уже была издана! И поэтому о ней немудрено было не только что-либо услышать, но её и можно было спокойно почитать.
3.«О Боярыне восточной». Да, и такая сказка у Пушкина имеется, - это «Золотой петушок», в котором рассказывается о Шамаханской царице, чьё царство находилось на Востоке.
4.«Вот в четвёртой: князь Бобыл», - говорит уверенно слуга, хотя такой сказки в цикле пушкинских сказок вообще нет. Вот это уже серьёзная загадка!
5.Ну, а пятую сказку, которую слуга-рассказчик назвал «О прекрасной Царь-девице», отгадать совсем не трудно, - конечно, это пушкинская «Сказка о мёртвой царевне». Кстати, намёк на неё имеется и в присказке ко второй части «Конька»: «В гробе девица лежит». Тем более что до правок «Конька» в стихе №1269 было не «Нам красоток-то скорей», а «Нам девиц-то поскорей», что по слову «девица» более сближало обеих героинь-царевен.***

Как видим, для С.Е. Шубина здесь нет загадки, всё ясно и просто...

Другой автор – Гелий Клеймёнов, - находит следующие пушкинские сказки:

К этому времени Пушкин написал пять сказок:

• «Царь Никита и сорок его дочерей» (1822);
• «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830);
• «Сказка о царе Салтане» (1831);
• «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833);
• «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833).****

  Клеймёнов просто перечисляет пять написанных сказок, не сопоставляя их с перечисленными в «Коньке-Горбунке» заглавиями. 

  Но – отчего-то никто из уважаемых исследователей не обращает внимания на то, что и сказки-то были напечатаны Пушкиным тогда далеко не все п я т ь , - а уж книжки сказок не было и в помине! Александр Сергеевич осенью 1834 (когда вышло первое самостоятельное издание «Конька-Горбунка») набрасывал План издания будущего сборника сказок. План этот так и не был осуществлён, да и он – скорее всего – мистификация и значит вовсе не то, что нам представляется с первого взгляда.
 Но, – даже если б и был такой сборник сказок, - то – почему же он – Чудо-книжка?..  И почему в нём перечислены не пушкинские герои, а какие-то другие?..

 Вообще-то, всё гениальное – просто. И книжка в пять сказок, в которой «страниц не так, чтоб слишком», - существовала. Как раз в 1834 году Пушкин поставил на ней своё имя. И названных дворским слугой героев  можно в ней обнаружить, - если посмотреть в правильном ракурсе. И, - после такого рассмотрения, - эта самая книга окажется именно Чудо-книжкой.



Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/02/1739



* «Дураку велит царь-девица поклониться ее родным: надо же ему узнать,
Кто же братец, кто же мать,
и выходит, мать ее - месяц. Странное дело! Уж ему гораздо было бы простительнее быть отцом!». / М.Н. Катков "Конек-Горбунок", русская сказка, сочинение П. Ершова. В III частях.
** Рустам Шаяхметов «Чудо-книжка» в «Коньке-Горбунке» Ершова.

*** Сергей Ефимович Шубин. Пролог и чудо-книжка.
 / http://www.proza.ru/2016/04/08/1034

****Гелий Клейменов. "Конёк-Горбунок" - мистификация Пушкина. /http://www.proza.ru/2018/01/26/1203