4. Трудные времена

Владимир Минцкер
4. Трудные времена

    Прабабушка Надежда Мальцева умерла в 1913г.

    Прадеду, вскоре после смерти жены было запрещено священнослужение и он освобождает приход и церковный дом. Это произошло из-за плохих отношений с новым архиереем, как говорила бабушка. Также она связывала запрещение с невыполнением прадедом указаний архиерея об упоминании в проповеди отрешения от церкви Льва Толстого и с сыном - революционером.

    Официально, о. Александру за нарушения указаний епархиального начальства сделали запрещение в службе и он, лишённый церковного дома и дохода, переместился в монастырь. С 15 октября 1913г. священником Погорельской церкви стал протоиерей Евгений Левитский [12]. Закончилась счастливая жизнь в Погорелке, где Александр и Надежда растили детей, отдавали духовные силы и умение прихожанам, пользовались большим уважением. Не стало Надежды, которая ревностно следила за соблюдением мужем канонов  службы и указаний церковного начальства.

    Запрещение в священнослужении были связаны и со смертью прабабушки. 
    Священники часто уходили в монастырь, овдовев. Служение вдовцов разрешалось по решению епархиального архиерея. Также можно было переместиться на псаломническое место.

    У о.Александра отношения с новым Епископом Енисейским и Красноярским Никоном не складывались. Прадед архиерейского разрешения служить не получил. Капитала и дома он не нажил, светской профессии не было, дети содержать его не могли. Дом был церковным, нужно было его освобождать для нового священника. Прадед, по своему желанию удалился в монастырь.

    В монастыре прадед пробыл недолго.  Он дождался вакантного места псаломщика и с января 1914г запрещённый священник Александр Мальцев был определён псаломщиком к церкви села Мокрушенское Енисейского уезда [13].

    В 20 веке строгого ограничения на служение овдовевших священников не было, но второй раз жениться они не могли.
   
    Многие приходы епархии имели вакансии священников, и уже в октябре 1915г псаломщик, запрещённый в священнослужении священник Александр Мальцев, был вновь определён священником в село Изыкчуль Ачинского уезда [14]. Изыкчульский Троицкий приход [23] был открыт в 1914г, но церкви в приходе не было, а имелся временный молитвенный дом. Домов для притча не было. Село было бедным, не было хорошей земли.

    Несмотря на служебные осложнения, прадеду удалось всем детям дать хорошее образование [18,19]. Красноярскую духовную семинарию окончили его три старших сына. Пётр стал учителем народного училища, Прокопий - псаломщиком [17]. Красноярское духовное училище окончили младшие сыновья. Красноярское женское епархиальное училище окончили дочери, Александра и Елена.
 
    В советское время дети священника Мальцевы становятся учителями, преподавателями, бухгалтерами, экономистами.

    Пётр был учителем в Красноярске [21].

    Прокопий в августе 1919г вышел из духовного сословия [16] и стал бухгалтером. В 1937г. Прокопий,  бухгалтер Красноярского гидроаэропорта, по ложному до-носу был обвинён в контрреволюционной агитации и расстрелян [37].

    Александра прожила долгую жизнь. Сорок лет она проработала учителем начальных школ Канска и Москвы.

    Антонин, участник гражданской и Великой Отечественной войны, был экономистом на крупном оборонном заводе.

    Елена работала преподавателем на кафедре истории  высшего учебного заведения в Москве.

    Алфей был главным бухгалтером пищевых комбинатов Вологды и Воронежа.

    В Изыкчульском приходе прадед прослужил два года. На сайте Ачинского благочиния указано [22], что «в 1916г о.Александр Мальцев заведует (так записано) Ново-Никольским Николаевским (Большой Улуй), а в 1917-1918гг - Тургеневским Серафимовским приходами Ачинского уезда». Одновременно со службой прадед учительствовал в церковно-приходских и народных школах и был их попечителем. Его мечта быть учителем реализовалась.

    В апреле 1919г священник - учитель о.Александр Мальцев перемещается к Троиц-кой церкви села Талое Погорельской волости Красноярского уезда [15]. Он стал настоятелем Тальского Троицкого прихода [25]. Село Талое находится совсем рядом с  селом Погорельским, в котором семья прожила одиннадцать счастливых лет. Прадед мечтал вернуться в Погорелку. После шести лет скитаний по приходам епархии мечта, практически, осуществилась.